Застройщик, УК и житель — реально ли их подружить? У нас пока не вышло

Застройщик хотел как лучше: сделать работу УК прозрачной для жильцов с помощью IT-инструмента. Но благие намерения обернулись закрытием пилотного проекта. Делюсь выводами.

Застройщик, УК и житель — реально ли их подружить? У нас пока не вышло

Привет! Меня зовут Андрей Никифоров, я работаю в Wave Service — это система для обслуживания коммерческой недвижимости на базе QR-кодов.

На рынке IT-решений для автоматизации мы уже четыре года, и 50 довольных клиентов могут подтвердить качество нашей работы.

Но сегодня я хочу рассказать о проекте, который обернулся не так удачно, и о том, какие уроки мы из этого извлекли.

Знаю, что современная аудитория любит факты, цифры и конкретные названия, однако в этом кейсе, к сожалению, имён назвать не получится.

Почему не можем рассказать в лицах
Почему не можем рассказать в лицах

О кейсе: участники, цели и задачи

Наш заказчик является крупным девелопером. Познакомились мы через агрегатор IT-решений для цифровизации процессов обслуживания.

Работа с застройщиками для нас была в новинку. В основном мы работаем в сегменте управляющих компаний и АХО различных организациий (производственные площадки, университеты, офисы).

Поэтому в этом кейсе предложили начать с тестового запуска и адаптировать нашу систему для автоматизации обходов жилых зданий.

А вот и мы слева направо, наши цели, задачи и большие надежды на пилот:

Участники пилотного проекта
Участники пилотного проекта

Чего хотел девелопер

  • Главная цель застройщика заключалась в том, чтобы сделать работу управляющей компании прозрачной для жильцов. Большую часть будних дней люди проводят либо в офисе, либо не выходят из дома в формате уже привычной удалёнки. Поэтому у жильцов при прочтении отчётов возникают вопросы — «куда уходят наши деньги». Чтобы такого не было, нужно показывать и рассказывать о работе УК.
  • Чтобы осуществить благую цель застройщика, нам предстояло автоматизировать процедуру обхода корпусов как для клининговых осмотров, так и для технических. Мобильные чек-листы, график, журнал обхода, уведомления — всё это должно было быть сразу оцифрованным на новом объекте.
Во время клининговых обходов проверяют, например, чистоту зеркал и отсутствие мусора, а при технических — исправность вентиляции и состояние электропроводки.
  • И, наконец, застройщик искал возможность дотянуться до данных, увидеть объективную картину рабочих процессов УК. Другими словами, получить доступ к аналитике по мере накопления информации.

Какие ожидания были у Wave Service

Мы видели в этом проекте возможность не только опробовать наш новый (на тот момент) модуль для автоматизации обходов, но и получить ценную обратную связь от застройщика и сотрудников УК.

Да и сама идея прозрачности работы УК нас вдохновила. Думаю, вы тут со мной согласитесь — живя в МКД не всегда понимаешь, чем занимается УК.

И, конечно, успех пилота открывал путь к масштабированию решения на другие объекты.

В чём ценность пилота для УК

Сотрудники УК выступили конечными пользователями внедряемого продукта.

От нас, разработчиков, требовалось обеспечить исполнителям удобную и комфортную работу с системой, где автоматизация облегчает рутину и предельно точно отражает все рабочие процессы, снимая лишние вопросы.

Подготовка к внедрению и проблемы при запуске пилота

Перед запуском системы у нас всегда много разноплановой работы: собрать бизнес-требования у клиента, подготовить данные для системы, назначить исполнителей, согласовать юридические моменты — вот тут подробнее команда рассказывала, что происходит перед внедрением.

В этом кейсе тоже шли по протоптанной тропинке.

  • Сначала собрали бизнес-требования: что нужно проверять обходчикам, по каким критериям, какие вопросы вынести в мобильный чек-лист и т.д.
Пример сбора бизнес-требований в простой таблице
Пример сбора бизнес-требований в простой таблице
  • Затем загрузили данные в систему, добавили новые типы работ под запросы клиента (например, проверка на санитарное содержание МОП).
  • Далее выстроили маршруты, назначили исполнителей и внесли данные жилого объекта в систему.
  • Также настроили расписание, чтобы система автоматически назначала задачи на ответственных исполнителей — на пилоте задействовали только двух сотрудников УК.

По заранее настроенному расписанию исполнитель получает уведомление из системы о начале обхода. Вручную ничего оформлять и запоминать не надо, достаточно один раз настроить. Если всё же нужен спонтанный обход — такая возможность тоже есть в системе.

Пример обхода по заданному маршруту в мобильном приложении Wave Service
Пример обхода по заданному маршруту в мобильном приложении Wave Service

Когда сотрудник выходит на обход с телефоном в руке — всё необходимое уже есть в мобильном чек-листе. Что-то забыть или не внести не получится: система контролирует заполнение обязательных полей, прикрепление фотографий и контроль местоположения исполнителя.

Если в ходе обхода исполнитель выявляет проблему, например, что-то сломалось или после уборки остался мусор, в приложении автоматически создаётся заявка на её устранение. Для этого мы заранее настраиваем диспетчеризацию заявки.

Например, Иван Иванович ответственен за кондиционеры. На обходе выяснили, что кондиционер не холодит, отметили в чек-листе. Система отправила Ивану Ивановичу автоматическую заявку о проблеме.

Автоматическая заявка из системы на устранение неполадок
Автоматическая заявка из системы на устранение неполадок

После завершения обхода все данные попадают в систему.

Для мониторинга рабочих процессов у нас есть журнал обходов, где руководители могут просматривать всю информацию о результатах в «одном окне»: статусы, плановые и фактические сроки выполнения, детали и фотографии.

Замысел заключался в том, чтобы данные из этого журнала были доступны и жильцам.

Журнал обходов в приложении Wave Service
Журнал обходов в приложении Wave Service

Здесь я кратко рассказал о стандартном алгоритме обходов с помощью мобильного приложения. У нас есть статья, где мы по деталям разбираем, из чего состоит модуль «Управление эксплуатацией», и как его можно принять на различных объектах.


Кстати, на момент этого пилота модуль ещё так не назывался, и многих возможностей не было. Статья по ссылке — свежая, мы уже проделали много работы после этого кейса.

Но пилот, он на то и пилот — что-то всегда может пойти не так. Нам остаётся быть готовыми к любому развитию событий и тщательно всё фиксировать.

А вот что пошло не так — рассказываю ниже.

Проблема №1. УК уже пользовалась разными системами

Ещё на первых этапах настройки системы мы случайно узнали, что управляющая компания уже использует инструменты цифровизации. Среди них есть и решение для чек-листов, и любимые всеми группы в популярных мессенджерах, с которыми так усердно борются вендоры систем автоматизации.

Получается, Wave Service пригласили в команду, где уже были свои звёзды автоматизации. Сотрудников УК нужно переучивать, а тут в игру вступает привычка и скептическое отношение — а зачем нам что-то ещё?

Недовольство сотрудников УК

Здесь нам всё же повезло, потому что девелопер успокоил и вдохновил УК на тестовый заход. Пилоту — быть, но мы в этот момент уже напряглись.

Проблема №2. Затягивание запуска и раздражение пользователей

Когда первичная настройка была готова, выяснилось, что исходные требования не соответствуют действительности.

Выглядело это так: исполнитель приходит в 8-этажный дом, а в мобильном приложении указано 14 этажей. Были и несостыковки в текстах: обход подразумевает осмотр лифтовой зоны, а в приложении отражаются тексты от межквартирного коридора.

Путаница в данных чек-листа
Путаница в данных чек-листа

Из-за этого нам пришлось полностью всё перенастраивать, а это ещё 2-3 дня работы и оттягивания запуска. Пока мы работали, исполнители — ждали, а их скептический настрой к внедрению только усиливался.

Такие накладки, увы, случаются. Тем более, когда требования формируются без участия тех, кто будет пользоваться системой в работе.

В нашем случае заказчик описывал процессы и объекты УК, не согласовывая детали с сотрудниками. В итоге мы столкнулись со срывом сроков, что вызвало понятное недовольство со стороны пользователей.


В подобных ситуациях важно как можно раньше вовлекать в проект все заинтересованные стороны, чтобы учесть нюансы и избежать подобных проблем.

Проблема №3.Интернета нет, а система без него не работает

Суперсила Wave Service — в QR-кодах. Они выступают основным каналом связи с нашим Service desk. Поэтому параллельно с настройкой мы разместили в корпусах объекта QR-коды по установленным зонам: лестницы, этажи, холлы и т.п.

Настройка — готова. QR-коды — на местах. Инструктаж — проведён. Что же, пришло время запускаться.

И-и-и… На первом же обходе выясняется, что стабильный интернет есть не во всех подъездах — это стало полной неожиданностью для всех участников пилота.

Оказывается, даже в новостройках всё ещё можно столкнуться с такими трудностями. А Wave Service нужен выход в интернет, так как это многопользовательская онлайн-система.

В специализированных решениях ТОиР и FSM, где работа часто проходит «в полях», офлайн-режим есть по умолчанию.

Разработчики, знакомые с реалиями работы без стабильного интернета, предусматривают возможность функционирования при плохой связи или её полном отсутствии.


Но ни мы, ни девелопер, при внедрении продукта в новых многоквартирных домах даже не могли ожидать такой проблемы со связью. Но теперь знаем :)

И почему у нас всё-таки не получилось

Когда мы выяснили о проблемах с интернетом, перед нами встал выбор: останавливать всё, и выходить из пилота, или пойти навстречу и рискнуть, взявшись за быстрые доработки.

Застройщик, УК и житель — реально ли их подружить? У нас пока не вышло

Как я уже писал, мы загорелись идеей прозрачности работы УК, поэтому решили не сдаваться и попробовать адаптировать систему для работы в офлайне.

Поиск решения
Поиск решения

Изначально систему мы настроили для работы клининговых обходов — проверка чистоты в помещениях по чек-листам. Здесь нам было относительно легко придумать временное решение, чтобы пилот продолжался.

В УК есть менеджер по клинингу, который фиксирует результаты проделанной уборщиками работы. Для этого он обходит здание, делает фотографии, отвечает на вопросы чек-листа.

В зонах без интернета менеджер делал несколько фотографии, затем выгружал их в приложение при появлении связи. Так продолжалось 2 недели, пока мы разрабатывали решение.

Стандартно у нас запрещена выгрузка фотографий из галереи, чтобы исполнители не проявляли смекалку там, где этого делать не надо. Чек-лист принимает только фотографии, сделанные в момент обхода. Но в этом кейсе, как вы уже догадываетесь, нам пришлось включить эту возможность.

Пока временное решение как-то работало, мы писали офлайн-режим. Логика такая: данные хранятся в приложении на телефоне и выгружаются в систему, когда появляется доступ к интернету.

Затем мы приехали на объект тестировать новый подход. Отмечали проблемы и продумывали, что ещё может пойти не так. С первого раза идеально не вышло, и мы продолжали всё фиксить, но оттягивать дальше было некуда.

Если с клининговыми обходами всё было относительно ясно, то при выходе технических специалистов объём работ значительно увеличился: требовалась тщательная фотофиксация и детальная проверка всех зданий.

Наступает день Х.

Герой нашей истории выходит на обход парадной в 20-этажном здании. В чек-листе не менее 5 пунктов на каждый этаж с обязательной фотофиксацией. Итого: 100 фотографий.

Закончив обход, он идёт на улицу, чтобы поймать связь и загрузить данные в систему — и приложение вылетает. Ничего не сохранилось, 3 часа работы — впустую.

Когда многочасовая работа не сохранилась

Недовольство, разочарование, злость — и это я ещё мягко описал состояние сотрудника УК. Спорить с этим не буду, ситуация неприятная. По-человечески я прекрасно понимаю эти чувства.

Этот случай стал решающим: УК отказалась от дальнейшего использования системы, даже несмотря на усилия застройщика продолжить пилот.

Как я писал ранее, УК уже использовала решения для автоматизации, и внедрение новой системы не вызывало у сотрудников особого энтузиазма. Поэтому первая же серьёзная проблема стала поводом для прекращения пилота.

К тому же у девелопера нет рычагов давления на УК. В партнёрском договоре не было пункта про использования специальных систем по указанию девелопера. УК отстояла свою точку зрения, и пилот был закрыт.

Какие выводы мы сделали

Если взглянуть на цели пилота, то мы даже неплохо справились.

Выяснили, что обходы — это востребованный модуль. Нашли слабые места, набили шишки и научились более детально сверять информацию, чтобы не переделывать работу по два раза.

С того момента прошло больше двух лет, и у нас появились крепкие и успешные кейсы с этим модулем. Сейчас обходы от Wave Service используют в бизнес-центрах, корпоративных кафе, на производственных площадках и складах. Однако в нишу с девелоперами мы пока так и не вернулись, но кто знает, что там дальше?

Что касается этого кейса, мы не смогли реализовать одну благую цель заказчика — показать работу УК жильцам.

По плану было так: любой жилец может зайти в личный кабинет и открыть отчёт, в котором видно всю работу УК. Там наглядно показывалось бы, как проводились обходы, какие проблемы отмечали исполнители, и как это всё исправляли.

Чек-лист обхода в веб-версии Wave Service
Чек-лист обхода в веб-версии Wave Service

Но поскольку сами обходы не накопили достаточного количества данных, мы так и не смогли масштабироваться и реализовать эту идею.

Обратная связь от девелопера

Когда эмоции после пилота улеглись, я всё равно обратился к застройщику за обратной связью, и вот какие выводы удалось узнать:

  1. Провалом застройщик пилот не считает. Это опыт, благодаря которому заказчик лучше понимает, как двигаться дальше, мягко и без проблем.
  2. В будущих объектах уже на этапе проектирования будут закладывать оборудование для обеспечения мобильного интернета внутри зданий.
  3. В последующих договорах с партнёрскими УК отныне будут учитывать момент правового использования различных систем — прописывать на бумаге, что застройщик вправе советовать и тестировать различные средства автоматизации.

Почему УК не до автоматизации

В то время как разработчики и девелоперы активно внедряют автоматизацию, управляющие компании борются за то, чтобы остаться на плаву. Ограниченные бюджеты не оставляют пространства для «новшеств». Проще говоря, умные дома не заложены в стандартных тарифах — за технологии нужно доплачивать.

Задача донести ценность таких решений до жильцов ложится на плечи сотрудников УК. Возникает замкнутый круг: как объяснить «зачем», если они сами не всегда понимают?

Давление и принуждение к внедрению инноваций — тупиковый путь. Это лишь усилит текучку кадров, которая и без того остаётся острой проблемой для многих компаний.

Если бы меня попросили сделать из этого кейса инфографику, я бы составил вот такой жилищный треугольник:

Ситуация в жилищном треугольнике на командном опыте
Ситуация в жилищном треугольнике на командном опыте

Конечно, утверждать, что ситуация по рынку обстоит примерно так и никак иначе, когда у нашей команды мало опыта в этой нише, было бы неразумно. Но у меня есть подозрения, что всё же это не случайность, а закономерность — знаю, что и коллеги сталкиваются с подобными проблемами.

Мне кажется, одна из ключевых проблем на пути автоматизации в сфере эксплуатации недвижимости — недостаточная осведомлённость о возможностях цифровых технологий.

Руководители не понимают, как IT-решения могут помочь, и слабо представляют, как работать с данными и проводить анализ.

И у линейного персонала тоже не хватает знаний и навыков в использовании современных технологий. Как правило, сотрудники не осваивают что-то сверх чатов в привычных мессенджерах. А ещё у многих есть страх изучать что-то сложное и непонятное — то, что на деле, не сложнее почты.

Здесь можно понять: невысокие заработные платы и большая нагрузка не создадут благоприятную почву для обучения.

Непонимание рынка автоматизации со стороны руководителей и сотрудников
Непонимание рынка автоматизации со стороны руководителей и сотрудников

Считаю, что нам, разработчикам, нужно продолжать доносить в массы, что всё это доступнее, чем кажется. Мы все не так часто, как хотелось бы, делимся образовательным контентом.

Найти что-то по описанию потребностей сложно — много систем с разными названиями и похожими функциями. Путаница в названиях нередко приводит к ошибочным внедрениям, пустой трате бюджета и неприятным отзывам от пользователей.

В большинстве случаев управляющие считают, что абсолютно все системы автоматизации — это, по классике, очень дорого. Хотя на самом деле это далеко не так, и об этом тоже нужно чаще рассказывать.

Буду ждать ваших комментариев — здесь или в Telegram. Поделитесь вашим мнением о жилищном треугольнике, и о том, как из него выпутаться без потери для всех участников.

88
1 комментарий

вот реально важно изучать подобные кейсы для оптимизации взаимодействия между участниками процесса

1
Ответить