Создаем корпоративный портал: как не потеряться в многообразии систем

Создаем корпоративный портал: как не потеряться в многообразии систем

Обычно, корпоративные порталы ассоциируются с дорогим и сложным софтом от 1C-Битрикс, Websoft или Microsoft. Малому и среднему бизнесу не потянуть такие «тяжелые» решения, они больше подходят для крупных компаний.

В этой статье мы рассмотрим варианты корпоративных мессенджеров, а также обсудим платформы для аутентификации пользователей. Опишем шаги построения портала на реальном кейсе.

Для чего нужен портал?

Портал — это интерфейс для доступа сотрудников к корпоративным данным. В нем обмениваются документами и файлами, ведут календари встреч и переписываются. Это внутренний мир компании, он должен быть единым и, главное — удобным.

Чтобы расширить штат

Как начинается работа нового сотрудника? Он приходит на свое место и авторизовывается в куче сервисов и программ:

  • заходит в почту;
  • открывает гуглдиск или сервер с документами;
  • логинится в скайпе и слаке и тд.

Список может быть длинным. Особенно, если это специалист вроде дизайнера или разработчика, которому нужно много софта.

Хранении доступов и ссылок на рабочие сервисы и аккаунты становится проблематичным. Даже если выдавать сотруднику служебную технику, будет сложно переключаться между сервисами.

Чтобы структурировать работу

Очень важно, чтобы ваши файлы хранились в одном удобном и безопасном месте. Плюс у каждого сотрудника должен быть свой уровень доступа.

В удаленной работе нужно совместно редактировать документы и распределять задачи. Где ваши сотрудники будут это делать? Канбаны, ганты и аджайлы — для всего этого требуется понятная система.

После лета 2020 года эти вопросы будут особенно актуальны, так как многие из нас останутся на «удаленке».

Как это работает?

В идеале, корпоративный портал — это система с «одним окном» входа. У сотрудника есть один доступ, с ним он логинится в портале и далее ему доступны все программы и ресурсы компании. Само собой, в рамках его должности.

Корпоративный портал можно разработать на основе существующих платформ и сервисов. Сложность и стоимость зависят от:

  • Размера компании и количества отделов;
  • Типа инфраструктуры — облако или сервер;
  • Количества сервисов, которые нужно объединить в портале;
  • Платформы, на основе которой разрабатывается портал.

Главное, нужно понимать: строите ли вы портал исходя из функций платформы или исходя из задач компании.

Зачастую компании «заигрываются» функциями системы и не думают о том, как сотрудники будут в этом портале работать. Другая крайность — уходить в «жесткую» кастомизацию платформы под себя. Это выльется в большую стоимость внедрения и сложные работы по поддержке при каждом апдейте.

Пример нашего кейса

К нам обратился клиент — производитель светового оборудования. Сотрудники пробовали работать в корпоративном портале на базе Битрикс24, но было неудобно. К тому же у них вообще не было CRM, была только 1С для учета.

Задача клиента

Создать портал, чтобы сотрудник заходил через «одно окно» и пользовался CRM, Office 365, почтой, мессенджером, телефонией и календарем.

Главная цель — не затащить людей в портал, а создать экосистему для удобства работы сотрудников. Чтобы они сами захотели в ней работать.

Вторая цель — урезать расходы на облачные сервисы и софт.

Решение

Мы планировали использовать единый аутентификатор на основе Google GSuite и создать к нему портал на платформе Creatio. Структура того, как это должно работать:

Первый вариант схемы работы
Первый вариант схемы работы

Схема работы портала по шагам:

  1. Пользователь логинится в Гугл-аккаунте через Authenticator
  2. Автоматически авторизовывается в Creatio;
  3. Может использовать все сервисы компании.

Обсудили с клиентом. Но переезд на GSuite оказался бы трудоемким, так как клиент активно использует софт Майкрософта и часть его уже оплачена. Решили делать на базе Microsoft Active Directory.

Active Directory — это каталог пользователей и устройств с их информацией. Он используется для построения структуры хранения данных компании.

Итоговая схема работы на базе Active Directory и Creatio
Итоговая схема работы на базе Active Directory и Creatio

Когда поменяли Гугл на Майкрософт структура почти не изменилась, но добавился SharePoint — сервис обмена документами. Хоть SharePoint не такой удобный, как Гугл Документы, это все равно хороший софт для работы внутри компании.

Принцип работы аутентификатора

Авторизация в приложениях и сервисах происходит через протокол OpenID Connect. Он служит для того, чтобы оптимально использовать единый вход для своего приложения на различных платформах. После первой авторизации он хранит данные для входа в последующие сервисы. Эта технология реализована по принципу SSO (Single Sign On).

Выбор платформы

Сложность была в том, что «хотели все и сразу». Пришлось делить проект на итерации, чтобы наращивать функционал постепенно.

Мы выбирали между amoCRM и Creatio. Продажи можно было бы легко собрать на базе амо. Но чтобы сделать полноценный портал потребовалось бы очень много «костылей». Поэтому выбрали более гибкую платформу.

Creatio больше чем просто CRM: можно добавить почту, интегрировать мессенджер и любой другой серверный или облачный сервис. А главное — настроить отдельные разделы внутри системы.

Выбор мессенджера

Для проекта нужен был недорогой мессенджер, который можно интегрировать с порталом. Приоритет отвели opensource сервисам — их можно «развернуть» на своем сервере и не тратить деньги на подписку.

Рассматривали Slack, Rocket.Chat, Mattermost и MS Teams. Хотели интегрировать мессенджер через iFrame или сделать прямую интеграцию. Сравнили условия бесплатных тарифов — получилась таблица с параметрами.

Таблица сравнения корп.мессенджеров → сохраняйте себе, чтобы не потерять
Таблица сравнения корп.мессенджеров → сохраняйте себе, чтобы не потерять

Slack — бесполезен в бесплатном тарифе из-за ограничения в сообщениях. При штате в 10+ человек истории переписки практически не будет из-за ограничения в количестве сообщений. Крутой по функционалу мессенджер, но для бюджетного проекта не подходит.

Rocket.Chat. В бесплатной серверной версии все отлично. Единственный минус — на каждую команду нужно «поднимать» отдельный сервер, что неудобно.

Mattermost — чтобы добавлять новые команды не нужно делать отдельные сервера как в Rocket.Chat. Минус — отсутствие звонков, как аудио, так и видео.

MS Teams. Бесплатная облачная версия лучше Слака. Главный минус — нужно разрабатывать свою интеграцию для корпоративного портала.

Само собой серверные версии мессенджеров имеют преимущество перед бесплатными облачными. Им доступны почти все функции платных тарифов в бесплатном (Open Source) варианте. Но не стоит забывать, что для поддержки своего сервера нужны отдельные ресурсы.

В нашем проекте мы выбрали MS Teams, так как большая часть софта тоже от Майкрософт. У клиента были куплены лицензии Active Directory, а к ним поставляется MS Teams. Далее это расширяется за счет комплексной подписки на Office 365. В итоге «весь комплект» не влечет дополнительных издержек.

Запуск и вывод

Самая большая сложность в нашем проекте — связка Creatio и MS Teams. Готового решения по интеграции нет, поэтому мы разрабатываем его сами. На выходе получится удобный сервис для клиента. Для нас — готовое решение по связке MS Teams и Creatio.

Сейчас проект на стадии реализации. В июле мы запускаем MVP и тестируем его на фокус группе, смотрим, что удобно, а что нет. После тестов корректируем тех.задание по актуальным требованиям и «собираем» финальную версию.

Как вы думаете: в чем сложность внедрения корпоративных порталов?
Это дорого и долго
Сложно объединить нужные сервисы
Корп. порталы — прошлый век
Это enterprise «с жиру бесится», нормальному бизнесу «оно» не надо
Напишу свой вариант в комментариях

Интегратор — LAND PRO. Редактор — Фёдор Анисимов.

1111
10 комментариев

Интеграции для бедных. Хотеть крутую систему, но делая из расчета подешевле, побыстрее это странно. Согласен, что когда 100500 сервисов разных внутри команды это сложно, но использовать аську вместо телеграмма из-за того, что аська дешевле это выгодно, но неудобно для юзеров. Я более чем уверен, что в итоге сотрудники клиента заведут себе секретный чатик в тлгм и будут там решать вопросы, либо по телефону.

3

Да. Интегрироваться телегой с црм, вкусное решение.

Ведь там и звонить можно. А скорое и видео подвезут в паблик (в бете видео звонки уже работают)

1

Тема не раскрыта - где портал и где мессенджеры? Где портал и где CRM? В чем проблема была у клиента? Какие выгоды ожидаемые от проекта? Каков размер компании клиента?

2

Согласен. Хотяб одним глазком)

1

Учтём в следующих материалах)

А был ли опыт интеграции террасофт и rocket.chat?

Нет, когда изучали тему только mattermost вставляли через фрейм и рокет тоже это держит, если я не путаю.

А так вообще можно взять текущую вьюху и просто подцепить ее к другой апихе, и у Рокета она вроде не сама плохая. Если интересно можно в лс чиркнуть и проверим реализацию уже в разрезе требуемой функциональности)