Роботы НЕ заменят курьеров доставки еды и вот почему

Роботы НЕ заменят курьеров доставки еды и вот почему

Последние пару лет Яндекс.Еда и другие сервисы с доставкой активно рассказывают о том, как они используют роботов-курьеров и что за ними – будущее.

Когда же наступит это “будущее” и роботы все-таки заберут “хлеб” реальных курьеров? Можно ли говорить о том, что роботы победили, когда на рынке общепита держится стабильный спрос на курьеров и компании готовы платить им все больше?

На эти и другие вопросы ответил Александр Якимец, директор по продукту и маркетингу агрегатора доставок еды Chibbis.

Роботам не по зубам наши дороги

Роботы НЕ заменят курьеров доставки еды и вот почему

Несмотря на перспективы использования роботов-курьеров, они не смогут полностью заменить людей в этой сфере. Роботы-курьеры обладают ограниченными возможностями для передвижения в сложных условиях городской среды (вспомним хотя бы дороги во дворах в регионах).

Они могут сталкиваться с трудностями при пересечении бордюров, лестниц, узких проходов или плохих дорог. Например, роботы могут не справиться с заснеженными тротуарами или скользкими поверхностями, внезапно появившимися ямами или незапланированными дорожными работами.

Инфраструктурные проблемы не решаются мгновенно, поэтому в ближайшем будущем роботы-курьеры могут использоваться максимум на коротких маршрутах в небольших микрорайонах и на закрытых территориях крупных складов, торговых домов и предприятий.

Иными словами – по дворам, которым с легкостью проедет курьер на велосипеде или машине, роботам не пробраться, они просто застрянут. Поэтому пока роботы используются в отдельных районах Москвы, Красной Поляне, Иннополисе и Мурино. В пилотном проекте доставки робо-курьерами участвуют более 300 магазинов и ресторанов. О повсеместном использовании роботов говорить пока рано...

Не стоит забывать, что роботы-курьеры подвержены вандализму и любопытству прохожих. А еще их могут просто украсть!

Собрать робота-курьера – слишком дорого

Роботы НЕ заменят курьеров доставки еды и вот почему

Хотя роботы-курьеры могут сократить затраты на зарплату реального персонала, они требуют значительных инвестиций в производство, техническое обслуживание и модернизацию. Например, стоимость разработки и производства одного робота "Яндекса" может достигать сотен тысяч рублей. А еще роботы требуют регулярного обслуживания и могут ломаться, а это дополнительные расходы и простои в работе.

«Яндекс» уже готовится к серийному производству своих роботов-курьеров. В компании заявили, что будут готовы масштабировать бизнес, когда стоимость доставки роботом станет сопоставимой с доставкой человеком. Они рассчитали, что 15 роботов могут обслуживать жилой район с населением 5 тысяч человек. В 2024 году компания планирует удвоить количество роботов до 260, а к 2025 году — снизить стоимость роботизированной доставки. Пока стоимость доставки роботом слишком высока для бизнеса в общепите.

Вкалывают роботы – НЕсчастлив человек

Роботы НЕ заменят курьеров доставки еды и вот почему

Роботы-курьеры действуют по запрограммированным алгоритмам, из-за чего они менее гибкие в ситуациях, требующих быстрого принятия нестандартных решений. Например, если доставка требует уточнения деталей, изменения маршрута или клиент просто не открывает дверь, то робот может не справиться.

А еще живой курьер доставляет заказ прямо в квартиру, его можно попросить оставить заказ у двери или встретить его в халате, а вот к роботу придется спускаться на улицу, вводить специальный код и надеяться, что ничего не заглючит.

А теперь перейдем к реальным цифрам.

Недавно Яндекс на конференции рассказал о результатах работы роботов-курьеров за 2023 год.

Кадр из презентации Яндекс 
Кадр из презентации Яндекс 

Какие выводы мы можем сделать из этих цифр:

• 102к доставок роботами – это много или мало?

С учетом того, что в 2023 году у Яндекс Еды было минимум 50 млн заказов, то получается, что всего 0,2% от всех заказов доставлено роботами. На данный момент это скорее проба пера, а о массовом внедрении роботов говорить рано.

• +30% прирост доставок к 2022 году

С одной стороны, возможно Яндекс отработал технологию доставки роботами и готов масштабировать её. С другой стороны, поддержание темпов роста требует не только совершенствования технологии, но и физического производства роботов, нарастить которое гораздо сложнее и дороже.

Это означает, что в будущем ежегодный рост в +30% на доставку роботами является скорее оптимистичным сценарием. С такими темпами роста к 2030 году доля доставок роботами будет 1,25%, то есть 98,75% заказов всё ещё будут доставлять обычные курьеры, если не произойдет какой-то технической революции.

• Всего 136 роботов доставили целых 102 тыс. заказов

Из этих данных выходит, что средний робот сделал около 1000 доставок за год или 83 доставки в месяц или 2,78 заказов в день. При том, что средняя доставка занимает менее 2 км с учетом забора заказа и доставки клиенту. Для сравнения, обычный курьер делает не менее 20 доставок за день, то есть в 7 раз больше.

Какие выводы мы можем сделать относительно доставки роботами:

• Для замены 1 курьера нужно 7 роботов;
• Роботы не могут осуществлять доставку на дальние дистанции, а значит в части зон доставок замена живых курьеров вообще невозможна;
• Вероятно, даже на малых дистанциях есть какие-то проблемы, которые не позволяют осуществлять одним роботом больше 3 доставок в день. Например, низкая скорость передвижения и сложность маршрутов;
• Явно есть различные препятствия, которые усложняют или делают невозможной доставку роботом. Например, погодные условия, бордюры, лестницы, пороги, двери и лифты;
• С учетом высокой стоимости покупки и обслуживания робота возникает вопрос об экономической целесообразности замены живого курьера роботом.

“В итоге “стратегия роботизации” курьерской доставки выглядит скорее технологическим заделом и PR-ставкой, чем выгодной бизнес-стратегией” – так считает Александр.

Пожелаем Яндексу удачи в поисках новых технологических решений, которые позволят повысить эффективность робо-доставки, чтобы получить реальные выгоды от внедрения роботизации в сфере общепита.

Пока что курьеры могут спать спокойно и просить еще большую прибавку к зарплате за свою незаменимость.

В 2023 году средняя зарплата курьеров увеличилась на 30%, а спрос на курьеров зимой 2023-2024 годов вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2022-2023 годов, по данным DK.RU и сервиса «Работа.ру». Наибольший рост спроса наблюдался в Санкт-Петербурге (+79%), Московской области (+52%), Свердловской области (+36%), Татарстане (+23%) и Москве (+16%).

➔ Если вы разочаровались в роботах и ищете исполнительного и ответственного курьера, вам поможет этот материал с готовым шаблоном вакансии:

Как найти курьера доставки еды: где искать, как выбрать, сколько платить: https://academy.chibbis.ru/kurier-restorana

➔ Если вы хотите лучше контролировать скорость и качество доставки, а также ускорить ее, вам сюда:

Секреты быстрой доставки еды как у Додо Пицца: всё про найм курьеров, контроль и скорость: https://academy.chibbis.ru/skorost-dostavki

➔ А если вы готовы узнать, как с помощью курьеров доставки еды привлечь заказы на 50 тысяч и чем нагрузить курьера ресторана, чтобы его зарплата окупилась, вам поможет этот лайфхак:

Дополнительный способ монетизировать курьеров доставки еды: https://academy.chibbis.ru/monetization-kurier

11
Начать дискуссию