Супер-апп «Яндекс Go»: успех или провал

Мы в студии разработки мобильных экосистем Heads and Hands следим за тем, как развиваются супер-аппы в России и мире, и регулярно пишем об этом в блоге. Сегодня разберем, зачем «Яндекс» запустили супер-апп и есть ли у него шансы на успех.

Мы неоднократно писали о том, что создание супер-аппа — это логичная ступень развития для «Яндекса». И вот 19 августа компания обновила приложение «Такси» до супер-аппа «Яндекс Go». Новый продукт объединил транспортные сервисы и доставку.

«Яндекс» шел к супер-аппу постепенно. В 2019 году в приложение «Такси» добавили грузоперевозки. В конце марта — «Лавку» и «Еду». В апреле — доставку.

«Такси» является самостоятельной бизнес-единицей «Яндекса» и отвечает за развитие экосистемы городских сервисов: «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Шеф». Объединение этих сервисов, а также каршеринга «Яндекс.Драйв» и отслеживания общественного транспорта на единой платформе стало логичным шагом дальнейшего развития.

Теперь пользователь может сравнить разные способы передвижения по городу — такси, каршеринг, общественный транспорт — и выбрать наиболее удобный вариант. Заказать доставку готовых блюд или недостающих продуктов по пути домой.

Новый российский супер-апп — «Яндекс Go»
Новый российский супер-апп — «Яндекс Go»

Изменения коснулись главного экрана «Такси» — появилась панель с быстрым доступом к сервисам. Это решение как минимум позволяет быстрее найти доставку, так как раньше нужно было прокручивать карусель с типами такси и доставок до конца.

Из странного — при отслеживании доставки еды приложение показывает, через сколько сможет приехать такси. На карте появляется яркий значок со временем, который не относится к прямой задаче и только отвлекает. Возникают сомнения, что заказ еды и последующий вызов такси — наиболее частый пользовательский сценарий. Но здесь данным «Яндекса» лучше знать.

Изменения в приложении вызваны растущей конкуренцией за внимание пользователей смартфонов, по словам генерального директора «Яндекс.Такси» Даниила Шулейко. Шулейко еще в 2019 году допускал, что сервисы будут объединены в одно приложение. Некоторые из них используются редко, что порождает постоянные удаления и установки приложений. Супер-апп позволяет избегать подобных сценариев. По мнению Шулейко, трансформация приложения позволяет пользователям экономить время на выполнение повседневных задач.

Далее подробно расскажем, зачем еще компании запускают супер-аппы и не страдают ли от этого пользователи.

Кто и зачем создает супер-аппы

Супер-аппы — представляют собой многофункциональные приложения и являются платформами для уже существующих экосистем.

В мире есть две тенденции того, как экосистемы развивают свои цифровые платформы:

  • Одна платформа — один сервис

Подход характерен для более зрелых рынков. Для нового продукта разрабатывается отдельное приложение.

У Uber есть отдельное приложение для перевозок, и отдельное, Uber Eats, для доставки блюд. Но и здесь границы начинают стираться. Тот же Uber расширяет функциональность приложений в смежные сферы: в перевозки добавляет курьерский сервис, а в Eats — доставку из магазинов. Подобные решения соответствуют развитию в горизонтальную экосистему.

  • Одна платформа — много сервисов

Запуск новых продуктов осуществляется внутри уже существующей цифровой платформы. Яркими представителями являются китайский WeChat и AliPay, индонезийский Gojek, малайзийский Grab. Тенденция развивается на рынках, где доминируют смартфоны. Как правило, речь идет о недорогих устройствах с небольшим объёмом памяти, для которых скачивание каждого нового приложения критично.

В 2013-2016 годах была устойчивая тенденция создавать моноприложения. Мы продвигали этот тренд: запускали «Кошелек», «Штрафы», «С карты на карту».

Все помнят, как Facebook вынес свой мессенджер в отдельное приложение, а Foursquare перенес чекины в отдельный Swarm. Кстати, эти преобразования вызвали огромные волны негатива и отзывы о том, что пользователям удобнее совершать операции в одном приложении.

Потом ситуация развернулась на 180 градусов. Бизнесу дорого содержать несколько приложений. Нужны отдельные бюджеты на привлечение новых пользователей, отдельные команды разработки. Также бывают направления с невысокой частотностью использования, которые логичнее добавить кнопкой в основное приложение.

Сейчас приложения начинают аккумулировать внутри себя созвучные сервисы, чтобы пользователь не ушел куда-то еще. Удобно в одном месте найти авиабилеты, тут же забронировать отель, арендовать автомобиль и купить страховку. Вот уже и маркетплейс путешествий сложился, а от маркетплейса до супер-аппа рукой подать.

Анна Михина, Вице-президент по развитию лайфстайл-сервисов «Тинькофф»

Вот еще несколько преимуществ, которые дает экосистеме развитие супер-аппа:

  • Проще вывести сразу все сервисы компании на первый экран смартфона и закрепиться там.
  • Стоимость на привлечение пользователей ниже, так как упор делается на одно приложение.
  • Запускать и тестировать новые продукты быстрее и дешевле. Также можно добавлять сервисы с низкой частотностью использования.
  • Экономия на росте за счет открытой инфраструктуры и продуктов сторонних разработчиков.
  • Удержание аудитории в экосистеме за счет разнообразных предложений, общей программы лояльности.

Супер-аппы в России, или с кем будет конкурировать Яндекс

Главные конкуренты экосистемы «Яндекс.Такси», а значит и их супер-аппа — совместное О2О-предприятие «Сбербанка» и Mail.ru в сфере транспорта и фудтеха. Оно включает следующие компании: Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил», каршеринг YouDrive, платформу для посетителей и владельцев ресторанов Foodplex, а также производителя готового питания Performance Group (Level Kitchen и My Food).

У «Сбербанка» и Mail.ru пока нет единой платформы, на которой были бы представлены все сервисы, поэтому «Яндекс.Такси» стали первыми, выпустив на рынок супер-апп для всех городских сервисов.

Супер-апп «ВКонтакте»<br />
Супер-апп «ВКонтакте»

Mail.ru раньше начали развивать супер-апп на базе «ВКонтакте», но в нем представлена только часть аналогичных Яндекс Go сервисов — «Ситимобил», DeliveryClub. Преимуществом супер-аппа «ВКонтакте» может стать количество предложений. Так «ВКонтакте» не ограничивается одной службой такси, а предлагает выбрать из трех. Также «ВКонтакте» развивают e-commerce, сочетая его с социальной коммерцией, через мини-апп AliExpress. Возможный драйвер роста для «ВКонтакте» — открытая экосистема, так как мини-аппы могут создавать сторонние разработчики.

Супер-апп «Тинькофф»
Супер-апп «Тинькофф»

Еще один российский супер-апп, приложение Тинькофф, скорее будет конкурировать с супер-аппами других банков, чем с «ВКонтакте» и Яндекс.Go. Мини-аппы «Тинькофф» частично пересекаются с предложениями «ВКонтакте» в части e-commerce. Также у Тинькофф есть мощный способ привлечения аудитории — карта, которую не нужно привязывать для оплаты товаров и услуг.

К супер-аппу «Тинькофф» уже подключены около 20 вертикалей: билеты в кино, на концерты, в театры, на спорт по всей России, бронирование ресторанов, запись к врачам, в салоны красоты, доставка цветов и косметики, путешествия, автозаправки, фитнес, заказ уборки. Пока в супер-аппе нет предложений по доставкам и городскому транспорту. Но в ближайшее время Тинькофф планируют добавить еще 10 новых вертикалей сервисов, так что они нас, возможно, удивят.

Анна Михина, вице-президент по развитию лайфстайл-сервисов «Тинькофф» отмечает, что «сейчас на рынке разворачивается конкуренция нескольких экосистем, мобильные приложения которых вырастают в супер-аппы. В основе Тинькофф лежит финансовая рекомендательная модель, то есть глубокое знание финансовых привычек клиента и дополнительный живой денежный кэшбэк, который является одним из основных преимуществ Тинькофф».

Супер-аппы: за пользователя или против

В Яндекс Go утверждают, что главное преимущество их супер-аппа в том, что он уменьшает количество действий при использовании городских сервисов. Супер-апп позволяет в одном окне выбрать оптимальный маршрут для передвижения по городу и решить бытовые вопросы. Если пользователь решит попробовать новый сервис — не придется заново регистрироваться и вводить данные для оплаты. Все это сокращает время.

Тем не менее некоторые пользователи Яндекса высказываются негативно о новом супер-аппе. В основном жалуются на перегруженный интерфейс и то, что приложение начало тормозить.

Вспомните, что стало с новым интерфейсом «Кинопоиска». Пользователи были настолько недовольны, что «Яндекс» пошли на попятную и вернули привычную версию. Вероятно, в случае с Такси такой сценарий тоже возможен. Однако «Яндекс» уже несколько месяцев тестировали приложение с интегрированными «Едой» и «Лавкой» и вместо того, чтобы вернуть все как было, пошли на дальнейшее объединение сервисов. Можем предположить, что эксперимент прошел удачно.

«Яндекс» обещают оптимизировать приложение под наиболее частые сценарии для каждого пользователя: делать востребованные функции доступнее, а ненужные скрывать. Пока непонятно, как это будет выглядеть. Но если пользователь без прав, например, сможет скрыть иконку «Яндекс.Драйва», возможно, персонализированный опыт подсветит преимущества супер-аппа и снизит негатив из-за «лишних» сервисов.

Персонализированный опыт развивают и другие супер-аппы. Например, WeChat выдают сначала наиболее часто используемые мини-аппы, а малайзийский Grab работает над персонализированными рекомендациями, например, группирует пользователей по интересам и выстраивает рекомендации на основе полученных данных, дает приоритет сервисам на основе привычного поведения пользователя.

Тинькофф улучшают UX в своем супер-аппе и собираются двигаться в сторону персонализации предложений: «Есть пользователи, которых само наличие вкладки [с дополнительными сервисами] раздражает, и это нормально. Именно поэтому мы отделили «Сервисы» от «Платежей», они находились в одном окне с конца 2017 года, мы вынесли их в отдельный таб. Клиенту, которому претит такой раздел, стало проще игнорировать его. К тому же мы перестали помещаться в выделенный блок и мешали развиваться платежным опциям.

Жалоб на интерфейс вкладки «Сервисы» мало. Есть справедливые замечания, что в некоторых сервисах еще нет какой-то функциональности, и мы активно работаем над развитием.

Скоро мы упремся в то, что в разделе «Сервисы» перестанет хватать места для мини-аппов и интерфейс изменится. Возможности UI/UX не безграничны, и перегруженность надо будет решать другими методами — предлагать персонализированный интерфейс, развивать поиск и рекомендации, выстраивать логические цепочки из пользовательских сценариев», — так комментирует ситуацию с перегруженностью супер-аппов Анна Михина.

Вывод про будущее супер-аппов в России

Создание супер-аппа на базе приложения «Такси» является логичным шагом для «Яндекса», так как приложение предлагает одну из вертикалей городских услуг, к которой можно добавлять смежные вертикали. Понятно, что такое обновление на старте всегда воспринимается неоднозначно, тут должно пройти время, чтобы можно было оценить успешность стратегии и принятие пользователями.

Если Яндекс Go окажется успешным, нас, возможно, ждет супер-апп «Яндекса», который объединит все сервисы. «Яндекс» могли бы собрать супер-апп на базе приложения своего кошелька, как это сделали Alibaba с кошельком AliPay. В приложение можно было бы интегрировать больше услуг, так как кошелек не диктует направленность супер-аппа.

Интересно наблюдать за тем, соберут ли «Сбербанк» и Mail.ru сервисы своего совместного предприятия на единой платформе. Перспективы расширения до супер-аппа есть у приложений Delivery Club, «Ситимобил» и «Сбербанк онлайн». Сейчас сервисы существуют разрозненно, за исключением отдельных интеграций во «ВКонтакте», Delivery Club и «Самокат».

На наш взгляд, существующие российские супер-аппы выглядят достойно и сочетают преимущества приложений «одного окна» с функциональными интерфейсами. По сравнению с азиатскими аналогами они производительны и не отвлекают от выполнения основных задач многоуровневой вложенностью.

Супер-апп «Тинькофф» уже показывает неплохие результаты. Так 25% аудитории приложения регулярно заходят на вкладку «Сервисы» и в среднем используют 2-3 мини-аппа (в Москве и Санкт-Петербурге активнее, потому что там доступны все сервисы), проводят в разделе 2-3 минуты и совершают целевые действия.

В будущем в России может сформироваться несколько глобальных супер-аппов, которые будут конкурировать между собой. Также могут появиться нишевые супер-аппы, которые будут решать задачи в определенных областях: например, при покупке и обслуживании недвижимости.

Что думаете про супер-апп «Яндекс Go»?
Успех
Провал
Пока не понимаю
2424 показа
15K15K открытий
11 репост
33 комментария

Я конечно понимаю что моя мысль несёт убыток НО - если просто добавить в настройки опцию которая позволит отключать элементы супер аппа и оставить только нужные лично пользователю  , например связка такси + еда+транспорт  или чистое и просто такси без лишних и мешающих окон .
Я конечно может пока просто не привык к идее супераппа но пока личностно это воспринимается больше как визуальный мусор / реклама . P.S говорю с позиции человека который никогда не пользовался лавкой и шефом , а интеграцию транспорта в такси пока не понимаю т.е если я захочу посмотреть транспорт я зайду в карты а не в такси исключительно потому что на данный момент это удобнее , хотя что то мне подсказывает что это высказывание подходит ко всем частям супераппа

Ответить

они это говно городили не для того, чтобы ты мог легко что-то отключить и не страдал)

Ответить

"а интеграцию транспорта в такси пока не понимаю т.е если я захочу посмотреть транспорт я зайду в карты"
Так он потому и называется теперь не Такси, а Go.
В статье, к слову, это тоже объяснили.
Как и то, что нужно время, чтобы привыкнуть, что это теперь не просто ТАКСИ, а все передвижения.

Ответить

Вот так я вижу их приложение, хлам и только. Я пользуюсь только такси.

Ответить

Яндекс.Днище

Ответить

Сделали бы свое суперапп отдельно или была бы возможность отключить ненужные опции, а такси оставили как было. Например моя мать не пользуется ни каршерингом, ни доставкой еды, пришлось ей установить Uber Russia. Поэтому считаю, что это полный провал.
Еще обновили условия по Я.Плюс, теперь нет скидки, копятся мифические баллы которые потом тратить на будущую поездку итд.
Кто часто пользуется такси уже заметил, что тарифы выросли, у конкурентов цены ниже на 30% и постоянно повышенный спрос, в итоге цена дороже в 2 раза, чем у конкурентов. Что ж, удачи яндексу с такими маркетологами.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить