Привет. Я Илья Долгополов, CEO «Технократии», и сегодня расскажу вам о проектах, которые делают мир чуточку лучше. А конкретно про сервис «Мои субсидии» — каталог мер господдержки для малого и среднего бизнеса в Татарстане, который мы помогали создавать.Этот сервис упростил усложненный формальный процесс получения субсидий. Это больше, чем разработка — мы вникали в проблемы заявителей, а ими могут быть как юридические, так и физические лица.Если хотите задать вопрос или пообщаться, то пишите сюда.Это решение оценили не только предприниматели, но и коллеги. Проект завоевал серебро на премии Tagline Awards-2023 как «Лучший государственный сервис» и прошел в финал Премии Рунета. А учитывая, что «Мои Субсидии» стали первым ГИС, переведенным на платформу «Гостех», скоро сервис может стать доступным по всей России.Заказчик: Министерство цифрового развития Республики Татарстан Целевая аудитория проекта: Малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица, частные фермеры, самозанятые, государственные служащие.Цель проекта: Разработать сервис, с помощью которого предприниматель может легко получить помощь от государства, что позволяет ему развить свой бизнес. Для государства успешные предприниматели создают устойчивое экономическое развитие и инвестиционную привлекательность региона.Задачи в рамках проекта:Изучить процесс получения субсидий, доступных жителям Татарстана, — шаги от сбора документов до принятия решения о выдаче.Разработать личные кабинеты заявителей и исполнителей. Предусмотреть несколько ролей в системе, включая заявителя и сотрудника ведомства, который рассматривает заявки и реагирует на них. А еще не забыть про техподдержку, само собой.Создать систему скоринга, которая проверяет, соответствует ли заявитель условиям выдачи субсидии через государственные базы. Система бесплатно собирает часть справок за пользователей, сокращая время на подачу заявок.Реализовать автоподбор субсидий для пользователей на основе данных.Обеспечить простой доступ к подаче заявлений в системе с мобильных устройств и десктопов.КонтекстРаньше, чтобы получить субсидию, заявитель подготавливал внушительный объем документов (часть оформлялась платно), стоял в очередях. Официальные постановления написаны сложно и непонятно, ошибиться при оформлении было несложно. Это делало процесс долгим и некомфортным.Другое дело — быстро оформить заявку онлайн, когда система автоматически загружает данные о пользователе из разных ведомств. Если заявитель что-то сделал не так, исправить это проще. Он получит обратную связь от системы о статусе движения документов.Не все понимают, какие субсидии им подходят. Условный фермер читает информацию о мерах поддержки и сомневается, на что может рассчитывать. С появлением сервиса он сможет войти в систему, а она сама подберет ему подходящие меры поддержки. Также есть другая сторона — госслужащие, которые занимаются организационными моментами и на основе поданных документов выносят решения о выдаче адресных субсидий. Цифровой сервис с системой скоринга должен минимизировать человеческий фактор. Система на этапе подачи заявления повторно проверяет, соответствует ли конкретный заявитель необходимым требованиям, для того чтобы уменьшить количество отказов в финансировании и пользователь смог получить деньги в кратчайшие сроки.Для команды проект сразу стал амбициозным: за год нас попросили оцифровать 59 субсидий. Субсидия — не только поля анкеты, которые заполняет заявитель. Нам нужно позаботиться о:валидации и обработке всех полей,соответствии российскому законодательству.уведомлениях для пользователей,отчетах,проработке процесса согласования,описании условий выдачи,создании информационных карточек субсидий,отображении полей по условиям выдачи,Мы учли, что пакет документов для получения субсидий, а также сами субсидии в регионе будет периодически обновляться.Кто был в командеНад проектом мы работали в связке с коллегами из Центра цифровой трансформации РТ, Сбербанка и еще нескольких компаний. Собрали зрелую команду из порядка 40 опытных специалистов из разных городов: Казань, Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Омск и другие. В процессе работы активно общались и отбирали лучшие идеи по автоматизации процессов. Это была слаженная работа:Наши технологические партнеры предоставили для разработки суперсервиса свои продуктыМы предоставили компетентных разработчиков, которые занимались разработкой сервиса и его бизнес-логикой.Важное замечание: далее по тексту, когда я буду говорить «команда» и «мы», я буду иметь в виду всех-всех участников проекта, а не только технократов.Стек технологий (на момент запуска проекта)Backend: Java 11, Spring boot 2.1, Spock, test containers, Hibernate, PostgreSQL, Maven, Docker, Jenkins, Kuber, Istio, ELK, Kafka, flyWay, JaegerFrontend: Typescript, ReactMobile: KotlinЭтап 0. Попробовали решить задачу «в лоб»Как театр начинается с вешалки, работа над проектом началась с цифровизации одной субсидии. Первой в работу взяли субсидию «Содержание дойных коров, козоматок и козочек». Она касалась содержания коров и коз. Кроме шуток про козочек, мы:Проводили аналитику, изучали пользовательские требования.Отрисовывали дизайн и разрабатывали интерфейс.Проектировали отдельную архитектуру для субсидии.Занимались тестированием.И всё это заняло у нас довольно много времени, вносить изменения было бы очень сложно, поэтому сразу было понятно, что подход нужно менять подход. После нескольких мозговых штурмов мы решили — нам нужен шаблонизатор!Этап 1. Появление шаблонизатораК появлению шаблонизатора нас также подтолкнул тот факт, что до конца 2021 года нам нужно было выкатить 59 субсидий, а готова была только одна! Но идею мы описали стейкхолдерам, получили одобрение и приступили к разработке шаблонизатора.Что такое шаблонизатор: это генератор форм. Форма заявки генерируется каждый раз по заданным и согласованным правилам. Все приходит с бэкенда, а фронтенд (мобильная и веб версия) отрисовывают каждый раз. Выглядит шаблонизатор, как большая JSON-схема.Использование шаблонов облегчило работу: дизайнер будет рисовать состояния только для полей, а не для каждой субсидии по отдельности, фронтенд-разработчики разработают только поля, не рисуя экраны всех субсидий. Изменения в системе будут вноситься на backend и отображаться в четырех точках входа автоматически. Так субсидии легче поддерживать.В итоге этапа мы добились:В заявке есть поля для ввода. Каждая субсидия для пользователя состоит из набора стандартных полей (текст, чекбоксы, селекты и т.п.). Многие поля в видоизмененных формах повторяются в разных субсидиях.Можно автоматизировать процесс создания субсидии, генерируя формы по правилам взаимодействия. Всю логику работы с субсидиями «зашили» на бэкенде. Теперь на фронтенде она отображает виджеты по общим правилам для разных субсидий. Экономится куча усилий!Аналитики явлются архитекторами субсидий, в качестве строительных матриалов они используют универсальные «виджеты». Эти виджеты аналитики меняют под условия конкретной субсидии и в качестве задачи передают ее разработчикам, чтобы последние добавили в кодовую базу системыК началу марта 2021 года состоялся второй релиз, в котором оцифровано было уже 7 субсидий из 59. Неплохой результат, но сроки поджимают, поэтому находим еще один способ оптимизировать процесс — разрабатываем конструктор!Этап 2. Конструктор субсидий ver. 1.0Основная проблема предыдущего этапа — описание больших схем JSON для шаблонизатора. На этом этапе возникало много ошибок из-за отсутствия визуальных артефактов и банального человеческого фактора. Поэтому, чтобы ускорить процесс сборки субсидий, решили сделать первую версию Конструктора.Теперь можно наглядно и удобно собирать JSON-схемы. С помощью этой функции любой член команды, от тестировщика до разработчика, мог быстро и самостоятельно конструировать субсидии.Итоги этапа: Благодаря проделанной нами работе по поиску универсальных элементов получился классный инструмент для наших аналитиков. С его помощью можно было собирать JSON субсидии с нуля. Это не сильно уменьшило время на сборку субсидий, но повысило качество и минимизировало ошибки.С помощью конструктора первой версии к ноябрю получилось оцифровать 20 субсидий из 59. Результат неплохой, но дедлайн приближался стремительно.Этап 3. Успеть к дедлайну или релиз Конструктора ver. 2.0До конца года два месяца. Число неоцифрованных субсидий: 39. С одной стороны, время паниковать. С другой — повод собраться и сделать последний рывок. И этим рывком стал Конструктор второй версии.Ключевое изменение — в новой версии инструмента можно собрать субсидию от начала до конца, не прибегая к помощи системных аналитиков и разработчиков. А реализованное решение сразу же проверить на стенде.Благодаря этому разработчики и системные аналитики теперь занимаются модернизацией системы (новыми обработками, функциями, условиями выдачи, интеграциями и т. д.) и делают полезные функциональные возможности для пользователей. А бизнес-аналитики собирают требования от заказчика и самостоятельно проектируют субсидию в Конструкторе.Итог этапа: я бы мог написать, что чудес не бывает, и мы не успели к дедлайну, но нет. 21 декабря мы запустили 59 субсидий, 39 из которых были собраны бизнес-аналитиками на второй версии Конструктора. Круто!Другие технические решения:Интеграция с государственными базамиПоскольку сервис предполагает получение субсидий из разных ведомств, для получения информации о пользователе мы выстроили процесс обмена данными с электронными базами органов.Внедрение BPM-движка CamundaПри поиске способов автоматизации процессов мы нашли решение, которое ускоряет работу бизнес-аналитиков (долой бумажные схемы) и помогает быстрее оцифровывать субсидии. Camunda включает набор приложений: Modeler, Task List, BPMN Engine, DMN Engine, Cockpit, Admin, Optimize.Движок упрощает выстраивание архитектуры системы. Он позволяет нарисовать любую логику и сразу выполнить ее на движке. За счет автоматизации процессов ускоряется написание кода. Вот такое читерство!Что получили пользователиПроцесс подачи заявок для пользователей существенно упростился. Объем информации, которую нужно ввести, минимален. Система оценивает соответствие пользователя условиям получения субсидий, анализируя данные государственных баз и прикрепленные документы. Часть документов система собирает сама через интеграции с государственными сервисами.Команда реализовала функцию автоматического подбора субсидий. Когда пользователь авторизуется (через «Госуслуги»), система быстро собирает о нем данные в базах и видит статус. Какой у пользователя бизнес, чем занимается, всё ли в порядке юридически.Сервис подбирает программы помощи и рассчитывает сумму возможной поддержки. Пользователь видит, какие субсидии ему доступны, их размер и условия получения. Не нужно вносить информацию заново. Подача заявки происходит после минимального количества действий в системе.Чтобы у пользователей не «плавился» мозг от чтения юридических документов, мы переписали постановления по субсидиям на простой, «человечный» язык. С этой задачей активно помогал UX-редактор. В итоге пользователи могут почитать как официальный текст субсидий, так и пояснения к нему.В аудиторию сервиса входят представители сельскохозяйственного бизнеса. В помощь им первыми мы оцифровали субсидии для фермеров. Аналитики «Технократии» погрузились в тонкости получения субсидий на домашний скот. До самых мелочей: в словаре проекта были такие понятия, как «козоматка», «первотёлка», «нетель». Теперь каждый участник команды знает разницу между терминами. :)Преимущества решения для пользователя:Благодаря интеграции с 10 государственными сервисами (от ЕГРН до ФНС) система собирает максимум данных сама, без участия пользователя. Проверяет паспорт, гражданство, отсутствие банкротства.Сервис бесплатно подает за пользователя большинство заявок и запрашивает ограниченный объем справок.Работа с заявкой начинается сразу, а далее скорость ответов зависит от работы госслужб. Некоторые сервисы отправляют данные в тот же день или даже в тот же час.Пользователь может получить комментарий по своим вопросам от сотрудников ведомств.Доступна история рассмотрения документов. За счет этого понятен статус заявки. В личный кабинет приходят уведомления. Исполнитель заявки может запросить у заявителя дополнительные документы.Результаты внедрения проекта для бизнеса и госслужащихМы успешно справились с вызовом и оцифровали за год 59 субсидий! Если бы не «ноу-хау», за такой срок команда бы столько всего не сделала.За первый год работы через «Мои субсидии» бизнес подал 58376 заявок на общую сумму 6,6 млрд рублей. За три года работы сервиса было подано 171 тысяч заявок на общую сумму 12 млрд рублей.Проект уже получил ряд digital-наград и продолжает собирать их. Но это не главное. Сервис упростил процесс получения субсидий для бизнеса, включая самозанятых, и на порядок сократил время, нужное для вынесения решения по заявкам. Это тот случай, когда автоматизация процессов приносит максимум пользы и государству, и бизнесу.Но это не конец: теперь команду ждал переезд на единую цифровую платформу «Гостех».Миграция «Моих субсидий» на «Гостех»В конце июля 2022 года стало известно, что «Мои субсидии» вошли в список 8 наиболее клиентоориентированных региональных IT-сервисов, которые нужно вывести на единую цифровую платформу «Гостех».«Гостех» — это облачная платформа для создания государственных информационных систем (ГИС) и цифровых сервисов. Появилась в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы РФ «Информационное общество», то есть инициативы по созданию суверенного интернета. «Гостех» — платформа разработки на отечественных технологиях, независимая от мирового рынка.Помимо обеспечения суверенности технологий в условиях нестабильной ситуации в мире, Гостех также решает проблему масштабируемости сервисов. В каждом субъекте РФ есть свои ГИС по оказанию услуг населению, которые похожи по функционалу и плохо совместимы между собой. Гостех должен стать единой централизованной защищенной платформой, обеспечивающей высокое качество оказания государственных услуг.«Национальная цифровая платформа «ГосТех» объединит востребованные государственные сервисы. Более 750 федеральных и свыше 3,5 тысячи региональных информационных систем будут переведены в контур платформы», — заявил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин на международном цифровом форуме «Digital Almaty 2023».ЦелиАдаптировать сервис под уникальный технологический стек Гостеха;Обеспечить перенос и хранение данных пользователей;РешениеПервым шагом для переезда на «Гостех» было понять, в чем отличия между текущей платформой и «Гостехом». Мы изучили новую платформу и составили перечень изменений, которые необходимо внести для совместимости продуктов. Среди таких изменений, например: Адаптирование к PostgreSQL. Мы использовали расширение, которое позволяло легче работать с JSON (JSQUERY). Первоначальная версия угрожала проблемами с сертификацией сервиса транзакционной базы данных. Поэтому пришлось переписать запросы, которые использовали это расширение.Индексация в сервисе справочников. В старой версии сервиса справочников была индексация с 0, в новой — с 1. Поэтому переписали запросы к сервису справочников.Система авторизации. Нужно было применить новую библиотеку от самой платформы, которая уже заточена на токены с мультитенантностью.Запросы Kafka -> REST, сервисы smev-adapter и notifications. Интеграция на старой версии платформы была через очереди в кафке. На новой версии сервисы предполагают интеграцию через API-gateway по REST, потому что платформа перешла с мультиинстансной парадигмы на мультитенантную, и поэтому нужно было реализовать доступы по тенантам для разных клиентов.Таких небольших изменений было довольно много, кроме того, некоторые новые требования появлялись уже по ходу работы. Так мы адаптировали сервис под инфраструктуру Гостех.Работа над проектом проходила в несколько этапов:Анализ и составление списка задач (сбор бэклога).Определение приоритетов задач и составление плана работ.Разработка — адаптация сервиса и платформы друг к другу.Тестирование — поиск и устранение багов, обеспечение гладкой работы системы.На проект была выделена команда разработки из четырех человек: backend-разработчик, менеджер проекта, аналитик и тестировщик.По ходу выполнения работ мы работали спринтами — брали задачи из бэклога на каждый спринт. Такая последовательность действий была для каждого стенда:Dev-стенд – это среда, где разработчики создают и тестируют новый код перед его интеграцией в основной проект. Здесь выполняются работы по написанию и отладке кода.Test-стенд – здесь проводится тестирование разработанного кода на наличие ошибок и неполадок.ПСИ-стенд – используется для предварительного тестирования перед выпуском продукта в государственный сектор. Здесь выполняются работы по проверке соответствия требованиям и стандартам государственных заказчиков, а также обеспечению доступа к продукту для проверки его работоспособности.Production-стенд – это среда, где развернут окончательный продукт для использования конечными пользователями. Здесь выполняются работы по мониторингу его производительности и безопасности, а также поддержке пользователей.ИтогМы одни из первых в стране получили доступ к платформе «Гостех», изучили все ее особенности и детали работы. 8 октября 2024 года «Мои субсидии» стал первым региональным ГИС, который был переведен на «Гостех». Официально. В перспективе это позволит получать субсидии с помощью системы смогут все жители РФ.Вместо заключения, хочу сказать большое спасибо всем участникам большой команды, которая занималась созданием сервиса. Я лично очень горжусь, что такие проекты случаются и делают жизнь людей проще и лучше!
Ура! Очень здорово, что такой большой проект вышел за пределы Татарстана. Надеюсь, что для других регионов он тоже скоро заработает
Это уже вопрос времени :)
красавцы) ждем в новых регионах
Надеемся, что другие регионы вскоре подтянутся :)
Классный проект! Думаю, что многие узнают больше о мерах господдержки для малого и среднего бизнеса
В Татарстане уже знают и успешно пользуются :)