{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Год на воде и хлебе: как делать приложение на свои и не сдаваться

Третий эпизод остросюжетного бизнес-сериала о трёх гуманитариях, которые решили сделать приложение для медитации на русском.

Привет! Мы всё ещё живы и пилим своё приложение. Прошёл год, мы по-прежнему не отбили вложений, зато потратили ещё больше денег и даже выпустили версию для Android. Не переживайте, милостыню просить не станем, и даже поделимся опытом.

Раскроем все карты и накормим отборными цифрами, которые потеряли и заработали.

В предыдущих сериях

В день релиза мы опубликовали первую статью — о подготовке и запуске. Семь месяцев спустя поделились статистикой и инсайтами. Если лень читать лонгриды, вот краткое содержание:

– три гуманитария и ноль заёмных денег

– потратили $11.000 из своих карманов

– заработали $5.000 и 15 000 установок

– перешли с разовых покупок на подписку

Гнев и ненависть в Апп Сторе

Переход с разовых покупок на подписную модель почти сразу удвоил выручку. Этот момент совпал с началом принудительной самоизоляции, интерес к медитации вырос, и приложение стало приносить около $2.000 в месяц.

9 апреля ввели подписку вместо покупок

с $1.000 до $2.000 выросла месячная выручка

с 4.9 до 4.3 звёзд упал рейтинг в App Store

Мы уже присмотрели места для парковки новеньких Порше, но мир оказался жестоким. Во-первых, люди не оценили нашей попытки заработать, и почти идеальный рейтинг приложения утонул в потоке гневных ревью.

Радует только то, что нашу маму никто не трогал

Небольшой лайфхак: чтобы негативные отзывы не висели в топе и не портили впечатление аудитории, попросите друзей зайти на страницу приложения и пролайкать пятизвёздочные ревью, а однозвёздочные — дизлайкнуть. Это реально работает. Можно купить позитивные отзывы, чтобы поднять рейтинг, но они будут тупыми и неискренними (лучше не надо).

Во-вторых, органический рост выручки быстро закончился. Нужно было наращивать базу подписчиков, а $2.000 в месяц едва хватало на разработку и контент. Снова всплыла наша главная проблема — маркетинг.

Научите жить и дайте денег

С самого старта мы вкладывались в продукт, пилили крутой контент и забивали на продвижение. Такой подход приносил любовь юзеров, хорошие отзывы и внимание со стороны mindfulness-сообщества.

О нас периодически рассказывали в подкастах и на стримах, писали в соцсетях и блогах, мы попадали в топы независимых исследований. Это приносило рост аудитории, но очень медленный и непредсказуемый.

Так выглядит бессистемный мобильный маркетинг

Практика была одним из первых приложений для медитации на русском языке, но со временем в сторе появились конкуренты (и приложения-однодневки), которые запустили агрессивный маркетинг, и начали нас обгонять.

Проблема была в бюджете. Собственных денег хватало от релиза до релиза, а заёмных не было. Не было, пока нас неожиданно не нашёл инвестор (к слову, благодаря предыдущей публикации на vc.ru).

Созвон с инвесторами глазами стартапера

Это был мэтч с первого звонка, потому что, кроме денег, наши новые партнёры предложили экспертизу и доступ к ресурсам собственного мобайл-маркетинга. Смарт-пипл называют это термином «смарт-мани».

Предыдущий опыт поиска инвестора принёс только седые волосы. Найти немного денег под готовый коммерческий продукт на российском рынке оказалось нереально. Но мы потерпели, и всё сложилось само собой.

Условия и сумму сделки раскроем в следующий раз. Скажем только, что продолжаем делать приложение на свои, а инвестиции целиком тратим на продвижение. Сейчас покажем, что из этого получается.

Сколько стоит рекламный трафик

К настоящему моменту мы протестировали все базовые каналы привлечения платного трафика: рекламные сети Фейсбука, Гугла, Яндекса, Мэйла, и недавно запущенный в РФ Apple Search Ads. Даже ТикТок успели потыкать.

Данные неполные из-за проблем с трекингом, но примерная картина такова

Самые хлебные и предсказуемые — Фейсбук и ASA — это не новость. Остальные источники дают значительно меньше трафика, а ТикТок генерит дешёвые инсталы с посредственной конверсией. Никаких откровений.

$0.7 — средняя стоимость инстала (CPI)

$10.000 потратили на закупку трафика

14 000 платных установок за 4 месяца

Перед запуском рекламных кампаний пришлось повозиться с настройкой трекеров и отладкой юзер-флоу. Тяжело побороть желание пилить продуктовые фичи вместо всякой коммерческой мути, но пришлось смириться.

Что стоит сделать перед запуском рекламы:

  • интегрировать все SDK — это нужно для нормальной работы некоторых рекламных систем (например, Facebook и Apple Search Ads)
  • подключить побольше трекеров — мы уже используем Аппметрику, Amplitude, Facebook App Analytics и AppsFlyer, поскольку у каждой системы есть белые пятна
  • рассчитать максимальную стоимость клика и подписки, которую вы готовы отдавать рекламным системам, исходя из выручки на юзера и конверсий
  • оптимизировать юзер-флоу приложения под коммерческие задачи — добавить пэйволы везде, где это уместно, чтобы увеличить конверсию в покупки
  • добавить триальный период, чтобы пользователю было проще сделать первый шаг к оформлению подписки

Мы продолжаем эксперименты и потихоньку увеличиваем рекламные бюджеты. Честно скажем, юнит-экономика пока не сходится. По идее, это должно компенсироваться органическим трафиком, но с ним пока всё плохо.

Беды с органическим трафиком

Главный источник органики — поиск в App Store, а главное разочарование — непредсказуемый алгоритм ранжирования. Мы целый год висели на 12 месте по главному целевому запросу и не могли обогнать трешовую аппку, которая лежит без апдейтов уже 2 года.

Трижды безуспешно переписывали ASO-тексты, меняли мету и добавляли ключи. Потом отчаялись и решили обхитрить выдачу с помощью мотивированных инсталов. Взлетели с 12 места на 3, и почти не заметили роста органики.

$500 потратили на мотив

Поднялись с 12 до 3 места в выдаче

Дело в том, что номинальное 3-е место сейчас по факту находится на 7-й позиции выдачи, потому что, кроме релевантных приложений, там крутятся рекламные размещения и куча промоконтента. Это сводит на нет все усилия по выводу приложения в топ — пользователи просто не долистывают до твоей аппки.

Мы тоже не знаем, почему все приложения для медитации фиолетовые

Ещё один способ выжать органические инсталы из App Store — размещение приложения в редакционных подборках и категориях. Ребята из Apple вручную отбирают классные аппки и бесплатно их промоутят.

Практика в редакторских подборках и категориях

Попасть в фичеринг не так сложно: мы просто написали в Apple, прислали pdf с описанием аппки, и Практику сразу добавили в несколько подборок. Охват взмыл до небес, но на инсталах это почти не отразилось.

+3 миллиона показов в App Store

+0 миллионов установок (или около того)

Кажется, что весь органический трафик App Store сейчас собирают первые места выдачи по релевантным запросам. Закрепиться там сложно и дорого. Известные способы не работают, а альтернативы мы пока не нашли.

Есть надежда подняться за счёт переходов на страницу приложения по внешним ссылкам (например, у популярных блогеров и в СМИ), но это не точно.

Продуктовая работа

Привлечение новых пользователей не даст результата, если забивать на продукт. Подписчики заметят, что качество приложения катится на дно, перестанут платить, и все твои усилия улетят в преисподнюю.

С апреля мы выпустили 7 апдейтов и 12 новых медитаций. Самый тяжёлый релиз был связан с платёжными фичами. Потребовалось 8 билдов и 1 месяц, чтобы выполнить все строгие требования Apple и пройти ревью в App Store.

Небольшой лайфхак: уберите с триальных пэйволов слова «бесплатно» и «за 0₽» — у модераторов Apple на них аллергия (и вообще внимательней читайте кривые требования App Store перед каждым релизом). Как вариант, подтягивайте контент этих экранов с сервера, чтобы его можно было поменять после ревью (на свой страх и риск).

С ростом приложения растёт сложность и стоимость разработки и поддержки. Новые фичи ломают старые, фиксы старых багов вызывают новые, контента нужно всё больше и лучше. Если хотите сделать аппку и чилить на пожизненной ренте — ничего не выйдет.

$7.000 потратили на разработку iOS

$4.000 потратили на создание контента

$6.000 съела комиссия Apple

$5.000 на налоги, ПО, сервисы

Мы, очевидно, не ищем спокойной жизни, поэтому выпустили Практику ещё и для Android. Это был самый популярный запрос от аудитории — за год мы получили больше тысячи заявок, почесали репу и отправились добровольно усложнять своё бытие.

Android-приложение делали с нуля (мы в курсе за React Native и Flutter, но давайте не будем), на это ушло примерно 3 месяца и $5.000. Зато есть все функции, без костылей и компромиссов. Ребята из разработки говорят, что архитектурно это почти идеальный продукт.

$5.000 и 3 месяца на разработку Android

В очередной раз скажем спасибо команде Doubletapp, которая пишет код и превращает наши макеты в работающее приложение. Скачайте аппку в App Store или Google Play и поддержите нас хорошей оценкой (мы правда очень старались, а не как обычно).

Назад в неопределённое будущее

5 сентября исполнился год с первого релиза (и полтора года со старта работы). Мы до сих пор работаем в убыток и продолжаем жечь деньги. Однако рынок начинает расти, и мы тоже не стоим на месте. У нас есть отличное приложение, классная аудитория и хорошая команда.

Каждый месяц приложением пользуется почти 20 000 человек. Мы помогаем этим людям справиться со стрессом, крепче спать и меньше тревожиться. Делаем медитацию простым и приятным занятием, без всякой религиозной чуши и эзотерики.

58 000 — общее число установок

20 000 — месячная аудитория

$32.000 — общие расходы

$22.000 — общая выручка

У нас куча планов: кроссплатформенная авторизация, новый интерфейс навигации по курсам, классные уроки, которые встраиваются в жизнь пользователя, геймификация и даже новые языковые рынки. И, вопреки всему, мы работаем дальше.

Отметим год жизни скромным дошираком с говядиной и отправимся в своё неопределённое будущее, где нас ждёт жёсткая борьба за первые места в категории mental health, поддержка двух платформ, новые фичи, новые уроки и курсы, новые каналы продвижения и новые рынки.

Спасибо, что дочитали. Пишите, если нужен совет или моральная поддержка. Увидимся!

Советы для тех, кто привык листать до конца

  • как можно скорее переводите приложение на подписную модель — это приносит много негатива, но моментально увеличивает выручку (если у вас хороший продукт)
  • как можно скорее запускайте маркетинг, иначе конкуренты (даже если их пока нет) сожрут огромную долю аудитории с помощью агрессивного маркетинга
  • перед запуском рекламы посчитайте юнит-экономику, проработайте интерфейсы покупок, добавьте триал, подключите все возможные трекеры и настройте ивенты
  • в первую очередь закупайте трафик в сетях Facebook и Apple Search Ads — это самые предсказуемые источники платного трафика для iOS-приложения
  • не тратьте много ресурсов на продвижение в выдаче App Store — скорее всего это не окупится, особенно если первые места заняты крупными игроками
  • попросите редакцию Apple зафичерить ваше приложение в подборках — это вряд ли принесёт много инсталов, зато не требует сил и тешит самолюбие
  • знайте, что каждый новый релиз приложения будет сложнее и дороже предыдущего, а кроме выпуска новых фич вам придётся постоянно чинить старые
  • будьте готовы к тому, что на российском рынке ваше приложение вряд ли станет прибыльным в первый год существования (а лучше просто не начинайте)
  • не надейтесь быстро найти инвесторов, если делаете приложение для российского рынка, готовьте альтернативные источники дохода
  • скачайте приложение Практика для Айфона или Андроида, чтобы не умереть от ежедневного стресса и тревоги
0
363 комментария
Написать комментарий...
Степан Марципан

я как-то тоже не понял, ориентируетесь только на ру-сегмент? с медитацией? почему не попробовать более интересные рынки где это лучше работает. например какую-нибудь японию, тайланд.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Почему вы думаете, что рынок медитации ограничен азиатскими странами? : )

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

я не говорю что работать нужно только там, я говорю что там на это больший спрос. в германии я не часто вижу медитирующих, а в тае - постоянно.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Там этот спрос удовлетворён примерно пару тысяч лет назад другими инстанциями. И это совсем не те медитации, которые мы предлагаем. Тут стоит провести дебаркадер между секулярной медитацией и духовными практиками. Ко второму мы никакого отношения не имеем и иметь не хотим.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

это понятно, но далеко не все фаранги занимаются духовными практиками. им просто по приколу в приятном месте расслабиться после трудового дня и они пользуются вашими конкурентами.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Как человек, поживший год в Таиланде, имею представление, что у местных фарангов для расслабления есть другие средства. Да и вообще у них сабай, им и напрягаться не приходится.

Я всё выбираю слова помягче, но, честно говоря, вы плохо себе представляете аудиторию. Я тоже не могу похвастаться её стопроцентным пониманием, но то, что вы предлагаете — совершенно нам не подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

По поводу Германии — ну вы немного заблуждаетесь. Это второй по величине рынок после англоязычного для mindfulness-приложений. Просто в секулярной медитации не нужно сидеть на лугу в жёлтой робе с точкой на лбу и кричать ОММММММ, поэтому вряд ли вы отличите медитирующего человека от, например задремавшего или идущего по делам в наушниках : )

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

не спорю, вполне возможно, но наглядно и по отзывам выглядит как я описал.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Вот вам один простой факт: англоязычные приложения Headspace и Calm — это примерно 300 миллионов аудитории и несколько миллиардов капитализации. Преимущественно в США. То есть максимально далеко и оторванно от восточной географии. Наш рынок, безусловно, меньше. Но это не значит, что его нет, или что мы не можем выйти на какой-нибудь соседний. Но точно не на азиатский.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

я не хотел вас как-то обидеть, просто цифры показывают что вы топчитесь на месте

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Нет, совершенно не показывают. Выручка и аудитория за последние 5 месяцев выросла в 5 раз. Очевидно, что это эффект низкого старта, очевидно, что рынок в зачаточном состоянии, очевидно, что на ларьке с шаурмой можно прямо сейчас заработать больше. Но вывод про «топтание на месте» в рамках одного года — мягко говоря, очень поспешный.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

вы серьезно? 52 тысячи в год при постоянных вливаниях? 

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Что 52 тысячи в год?

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

пардон, но вы ставите в пример самый обширный рынок в мире по любой тематике. приведите пример европы, азии. 

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Германия, Франция, Испания. Те же Headspace, Calm, Meditopia, Insight Timer там очень активно работают со своими языковыми версиями. И тут надо понимать множество факторов. Взять хотя бы специфику рынка и аудитории — в Европе, США и России она очень схожая, в то время как в Китае, Японии и Таиланде — совершенно чуждая. Если вы сможете с нашим бюджетом запустить (я уж не говорю о коммерческом успехе) хоть какое-то mental-health приложение в этих странах — я вам буду завидовать и откажусь от всех своих слов.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

вы приводите в пример лидеров мирового рынка, это опять хромая аналогия, ладно, не важно. у нас есть опыт работы с азией в схожих областях и рынок рф там и рядом не валялся. 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Косинский

А поделитесь про ваш опыт в Азии в схожих областях, мне правда интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

мы работаем в тайланде, пакистане, индии, камбодже и южной корее. самый активный рынок это тайланд. самый тяжелый естественно индия. за счет огромной аудитории такие цифры 52000 установок в год кажутся просто детской забавой.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Косинский

А что за продукт, какая тематика?

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

женское здоровье, йога, питание, сон

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Косинский

Мне сложно понять насколько аудитория нашего приложения и вашего продукта совпадает, и поэтому тяжело какие-то выводы делать. Это от того, что я не знаю что у вас за продукт конкретно. 
Например, если у вас какие-нибудь масла — это одно дело, если у вас приложение для йоги, которое пользуется успехом в индии — то это другое. В общем, если бы вы рассказали про свой продукт и опыт привлечения азиатской аудитории, было бы супер. Можете просто ссылку дать почитать, интересно же)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shayakhov
Автор

Ну а чего рассказывать? Степан, дайте просто ссылки на вас, и все : ) Будем говорить в открытую и на равных.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

Вы решили письками померяться?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Почему нет!

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

как раз в индии сложнее всего, очень избирательная аудитория со своим огромным локальным рынком. 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Косинский

Ну, всё ясно )

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shayakhov
Автор

Степан, если решите прислать таки ссылку на вас — мы будем очень рады : )
А пока это все рассуждения в духе "вы стоите на месте, а я крутой, но доказать не могу".

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

я не писал что мы крутые, я писал что вы топчитесь там, где спрос пока не способен вас вытянуть. вы вливали свои деньги, теперь чужие даже без намека на положительный баланс. и это через год после релиза, может стоит задуматься?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Намёки на положительный баланс есть, сходимость модели можно обеспечить. Полгода после запуска подписки — это не такой уж великий срок.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

-

Ответить
Развернуть ветку
360 комментариев
Раскрывать всегда