Кейс «Додо Пицца»: как заменить колл-центр на робота и вернуть 5000 клиентов
Совладелец «Додо Пицца Сергиев Посад» Евгений Хрусталев рассказывает, как во время локдауна превратить пропавших клиентов в ресурс для бизнеса – с помощью голосового робота, промокодов и безупречного сценария.
Не так давно я попробовал оценить размер аудитории пропавших клиентов – тех, кто хоть раз пробовал пиццу от «Додо» в Сергиевом Посаде, но не сделал ни одного заказа за последние полгода. Таких оказалось 12 205 человек! Более двенадцати тысяч потенциальных покупателей, на которых мы уже поставили крест. Я решил выяснить, почему люди перестали заказывать в «Додо», и найти способ вернуть «потеряшек» в команду активных потребителей.
Наиболее успешной рекламной стратегией для «Додо» в Сергиевом Посаде был сбор таргетом базы для рассылки «ВКонтакте» и регулярный обзвон клиентов: и активных, и пропавших. Хоть обзвоны – и достаточно дорогостоящий сервис, но результат давали действительно хороший. Франчайзи «Додо Пиццы» могли пользоваться услугами корпоративного колл-центра, но в конце 2019 сервис перестал быть выгодным, и от него были вынуждены отказаться.
Тогда в срочном порядке я стал искать альтернативный КЦ, который по соотношению цена/качество примерно соответствовал бы уровню колл-центра «Додо». Найти-то я нашел, но результаты меня не совсем устраивали.
Дорого. Полный охват аудитории в стороннем КЦ влетал в копеечку – имея базу в десятки тысяч номеров, нам приходилось довольствоваться обзвоном 1-3 тысяч человек в месяц.
Некачественно. Сотрудники колл-центров не понимали принципов работы общепита. Они звонили клиентам в удобное им самим время, не учитывая важные для нашей сферы факторы вроде праздников и графиков зарплат. Смс рассылали пакетами с задержкой почти в сутки, да и в целом не всегда знали, как именно нужно общаться с людьми.
Без аналитики. Колл-центр предоставлял только итоги опроса, а методику обработки и оценки экономического эффекта от обзвона нам приходилось разрабатывать самостоятельно.
Человечный робот vs уставший человек
В ходе контрольного прослушивания записей от операторов колл-центров я обратил внимание на то, что уставшие сотрудники КЦ звучат, как роботы. Они безучастно повторяют одно и то же сотни раз, диалог выходит недружелюбным. В Excel я бы давно заменил этот процесс макросом. Так почему бы не автоматизировать и коммуникацию?
Дальше – дело техники. Программист из меня так себе, зато я силен в алгоритмизации процессов. Я выбирал из нескольких платформ для разработки ботов, и остановился на конструкторе Aimylogic от Just AI, в котором можно делать ботов и обзвоны даже без навыков программирования – сценарии диалогов создаются из готовых блоков и логических связей.
Так у «Додо Пицца Сергиев Посад» появилась Таня – голосовой робот с распознаванием естественного языка, который умеет обзванивать клиентов, общаться с ними и собирать обратную связь.
Я сразу понимал, что в исходящем обзвоне робот должен звучать максимально человечно, поэтому мы не использовали синтез – реплики для Тани озвучила сотрудница «Додо Пиццы», и мы просто загрузили запись в Aimylogic. Клиенты воспринимали Таню как человека и охотно вступали в диалог (Таня даже столкнулась с телефонными ухаживаниями). Вот, послушайте, как она звучит:
Миссия по возврату
На первом этапе эксперимента мы запустили в работу самую сложноконвертируемую часть базы – покупателей, сделавших всего один заказ и пропавших с горизонта более шести месяцев назад. Робот Таня обзванивала клиентов, уточняла, почему человек давно заказывал пиццу («Мы заметили, что вы давно не делали заказ в «Додо Пицца». Разрешите узнать почему?»), благодарила за честный ответ и предлагала отправить промокод на следующий заказ в смс. Мы не ожидали выдающихся результатов, но всего за две недели к нам вернулось почти 2% клиентов. Общая конверсия в покупку составила 2,7%.
Спрашивая у покупателей, почему они давно не делали заказ, мы выяснили, что у 43% пропавших клиентов просто не было повода для повторной покупки.
Через неделю мы прозвонили гостей, которые делали заказы в «Додо» более регулярно, но со временем перестали. Среди них конверсия оказалась немного ниже – 2,1%. И все же при затратах в 19 000 рублей Таня уже принесла нам 181 000 выручки. А благодаря тому, что она спрашивала у собеседников о причинах долгой разлуки с «Додо», мы выяснили, что у 43% пропавших клиентов просто не было повода для повторной покупки.
Всего за два месяца Таня обзвонила более 150 000 пропавших клиентов в Москве, Петербурге, Иркутске, Надыме, Салехарде, Брянске, Чебоксарах и еще 17 городах. 26 тысяч из них согласились получить промокод, и 5664 человек им воспользовались, в сумме принеся «Додо Пицце» 6 миллионов рублей.
Много это или мало? В зависимости от того, какой у вас бизнес и сколько вы потратили на возврат аудитории. За май-июль мы потратили порядка 590 тысяч рублей на весь проект. При этом использование робота помогло нам снизить стоимость контакта в три раза: 4,3 рубля против 13,2 в колл-центре.
Раньше из-за высокой стоимости услуг колл-центра могли позволить себе обзвон лишь небольшой выборки – всего около 10% от числа пропавших клиентов. За счет удешевления контакта мы расширили эту группу до 30%!
Сценарий: ложная простота
На первый взгляд может показаться, что роботизированный звонок – достаточно примитивное решение. Но это не так: разработка сценария диалога оказалась сложным процессом со множеством подводных камней.
- Прежде всего, пришлось учесть, что люди не общаются по скрипту. На простейший вопрос «Можно отправить вам промокод по смс? Скажите да или нет» я собрал – внимание! – 186 вариантов ответов. Еще 189 ответов – на просьбу «Можно задать один вопрос для улучшения качества нашей работы?». На протяжении нескольких месяцев я самостоятельно писал скрипты, редактировал аудио, проверял и перепроверял алгоритмы, постоянно вылавливая новые фразы и разбирая диалоговые ситуации, тестируя гипотезы.
- Люди действительно устают от телефонного спама – потребителей раздражает, что их отвлекают от дел, чтобы что-то продать. Мы поставили себя на место собеседника, сделав «нет» достаточным основанием для немедленного прекращения разговора.
- Потребовалось учесть и законодательные аспекты: закон запрещает отправлять сообщения рекламного характера неограниченному количеству лиц, поэтому нам нужно было найти способ рекламировать, не рекламируя. Выход нашелся. Мы работаем только с базой покупателей, а Таня первым же вопросом информирует каждого собеседника, что проводит опрос. Смс с промокодом мы отправляем только с устного согласия клиента.
Робот по модели кайдзен: лайфхаки и заметки
Работу над сценарием я начал в первых числах мая, а пилотный обзвон провел уже 19 мая. То есть на создание работоспособного MVP обзвона ушло около двух недель (самым сложным было найти идеальный голос).
Вся дальнейшая детализация и усовершенствование сценария – это чистой воды кайдзен, постепенные улучшения во имя конверсии. За месяц мы провели пять крупных обновлений и конверсия в лиды поднялась с 12% до 21%. И вот какие открытия мы сделали по пути к шестой, почти идеальной, версии Тани.
Отсекать неместных
Мы заметили, что 17-23% пропавших клиентов уехали из зоны охвата конкретной пиццерии. При этом часть из них все равно соглашается на получение промокода (видимо, из чувства долга). Ценность такого лида для заказчика – около нуля. Поэтому обновленная Таня вежливо прощается, когда узнает, что клиент перестал совершать заказы из-за переезда в другой регион. Конверсия упала, зато эффективность рекламного сообщения выросла в разы.
17-23% пропавших клиентов уехали из зоны охвата пиццерии. Но часть из них все равно соглашается на получение промокода. Ценность такого лида для заказчика – около нуля.
Не отправлять сообщения при негативных отзывах
Еще одна категория клиентов, с которыми Таня больше не работает, – те, кому не понравилось обслуживание или продукт. Их контакты собираются в отдельную базу для «живого» прозвона и персонального разбора ситуации.
Не доказывать, что робот – не робот
Одна из первоначальных задач проекта – не дать абоненту понять, что он говорит с ботом. Однако после долгих обсуждений и получения обратной связи от клиентов мы решили, что вводить их в заблуждение неправильно. Таня звучит человечно, но если и вызовет у кого-то подозрения – ничего страшного, люди все больше привыкают к искусственному интеллекту. Для большинства беседа с роботом – не причина отказаться от промокода на пиццу!
Изучать возможности инструмента
Что касается платформы для создания обзвонов, то это, конечно, дело вкуса, удобства интерфейса, отзывчивости техподдержки. Все это было в Aimylogic, плюс продукт предлагает адекватную стоимость телефонии (к тому же, тарификация по 15 секунд – это удобно) и мегапроизводительность – сто исходящих каналов, согласитесь, не шутки. Для меня была важна и база готовых интентов – если хотите, чтоб бот был гибким, обращайте на это внимание.
Но пока в конструкторе нет обработки автоответчиков, приходится слушать сообщение, теряя секунды. И, думаю, будет здорово, когда появится возможность использовать фоновый звук при обзвоне, это добавит Тане правдоподобности.
Получив первые классные результаты, мы в «Додо Пицца» планируем расширить зону ответственности робота Тани – попробуем поработать и с новыми клиентами. В частности, мы хотим сделать так, чтобы каждое утро робот обзванивала тех, кто накануне сделал в «Додо» свой первый заказ, спрашивала их мнение о пиццерии и дарила промокод.
Мы будем делать Таню еще более человечной: расширять ее реакции на реплики собеседников, дорабатывать сценарий. Сейчас 3,9% ответов требуют переспроса, а 0,51% – вызывают ошибку скрипта, из-за которой робот преждевременно завершает разговор. Мы хотим снизить этот показатель до нуля.
Просто представьте, что каждая кампания где я что то купил (за последние лет 20) будет мне звонить?! Как вам лично это понравится?
2 процента вы конверсии получили, а остальные 98 процентов получили негативный посыл еще от одной кампании которой наплевать на своих клиентов и которая считает, что может звонить и писать им когда ей это вздумается!
Ну тут боту можно хотя бы обратную связь дать, это не эти обзвоны, которые просто диктуют рекламный текст)
Комментарий недоступен
Это франчайзи, что вы хотите. Через 20 лет он уже сменит 20 франшиз
Комментарий недоступен
Есть люди, которые любят общение по телефону, а некоторые - нет. Мой муж, например, лучше позвонит, чем напишет, и звонки принимает всегда. А я лучше в мессенджере что-то напишу и звонки с незнакомых номеров редко принимаю. Каждому - свое, короче
я например не беру телефон если мне не удобно и абонент мне неизвестен