Виртуальный нетворкинг: максимум пользы, минимум неловкости

Многие вещи ушли в онлайн-формат: конференции, лекции, собеседования. Очередь дошла и до нетворкинга. Эффективны ли такие контакты с людьми? Спойлер: да. Сейчас поймете, почему.

Виртуальный нетворкинг: максимум пользы, минимум неловкости

Нетворкинг, даже, если он виртуальный, продвигает идею подлинных связей. Как наращивать социальный капитал? Как давать и получать пользу от профессионального общения и не чувствовать себя «кринжовым», отправляя предложение о сотрудничестве — разбираемся в статье.

⚡Виртуальный нетворкинг открывает массу возможностей — это более широкая аудитория, более детальные обсуждения вопросов, асинхронное общение, экономия времени и денег на дорогу (можно создавать целые команды и успешные партнерства на расстоянии), и удаленный формат на радость интровертам.

Подготовка

Если кратко — перед тем, как заводить деловые знакомства, определите:

  • зачем вам это нужно;
  • с кем именно вы хотите познакомиться и развивать сотрудничество;
  • чем вы можете быть полезны, в чём ваша ценность, и как вы будете её доносить.

Неочевидный плюс нетворкинга — социальная поддержка и благополучие. Исследования Journal of Social and Personal Relationships доказали, что построение социальных связей через нетворкинг положительно влияет на чувство принадлежности и поддержку, что, в свою очередь, улучшает общее психологическое благополучие и снижает стресс.

Если потратить в начале пару часов, чтобы понять, зачем именно вам нетворкинг, зачем людям налаживать с вами контакт, вы сэкономите время и себе, и им. Рассмотрим подробнее, как это работает.

Виртуальный нетворкинг: максимум пользы, минимум неловкости

Зачем вам нужно заводить профессиональные связи?

Как и в любом деле, в построение деловых связей важно планирование. Сначала определите цели нетворкинга и «метрики успеха». Они могу выглядеть, например, так:

  • Найти работу в области X или в компании Y;
  • Найти клиентов в отрасли ABC или тех, кого волнуют темы XYZ;
  • Найти надежных фрилансеров на подряд;
  • Найти таланты для найма в будущем;
  • Общаться с коллегами по отрасли, чтобы перенять их опыт, получить рекомендации;
  • Найти источники для статей;
  • Найти соучредителя;
  • Найти инвесторов, которые разделяют видение;
  • Найти наставников, которые подскажут дальнейшие шаги в карьере.

Цель поможет вам сфокусировать усилия и определить стратегию в нетворкинге.

Определите, с кем вам нужно общаться

Как только вы поймете, зачем вам нужен нетворкинг, составьте профили тех, с кем хотите наладить контакт.

Это могут быть 1-3 целевые персоны, по важным для вас критериям, например:

  • названия должностей, которые вас привлекают: креативный директор, прожект-менеджер, продюсер и т.
  • отрасли, которые вас интересуют;
  • размер и тип компании, в которой вы хотели бы работать (например, стартап против устоявшегося бренда, агентство против in-house).
  • конкретные компании, с которыми вы бы хотели работать;
  • конкретные специалисты, чей опыт вам интересен.

Обращайте внимание на то, что вызывает у вас любопытство, и ищите закономерности. Какие компании привлекают вас? Чьими работами вы восхищаетесь? Почему?

Профессиональная зависть – отличный индикатор того, с кем следует общаться.

Виртуальный нетворкинг: максимум пользы, минимум неловкости

Прежде чем начинать глобальный поиск, спросите знакомых, скорее всего среди их контактов есть те, с кем стоит связаться. Результаты исследования Global Trust in Advertising, проведенного консалтинговой компанией «Нильсен» в 56 странах мира, показали, что 88% опрошенных следуют рекомендациям знакомых. Узнайте, готовы ли вас порекомендовать.

Сохраняйте контакты интересных людей или компаний, чтобы вернуться к ним позже. Это могут быть аккаунты в Telegram или X, профили LinkedIn или Cетки, личные сайты, страницы компаний и даже описания вакансий на HeadHunter. А хранить их можно на Страницах в Shtab с развернутым описанием или в карточках в формате чек-листа, где вы будете отмечать, с кем уже пообщались.

Поймите, что вы можете предложить другим, и научитесь эффективно это презентовать

Даже если вас знают, это необязательно говорит о том, что они понимают, чем вы занимаетесь.

Убедитесь, что вы можете рассказать простую историю о том, кто вы, что вы делаете и какую пользу можете принести. Например:

  • Я консультант по управлению, который помогает крупным корпорациям перейти на удаленную работу;
  • Я дизайнер, ищу должность junior-дизайнера продуктов в SaaS-компании среднего размера, которая ценит хороший UI/UX-дизайн;
  • Я контент-маркетолог, хочу перенять опыт гуру контент-маркетинга и делиться своим в ответ.

Большинство людей считает, что нетворкинг — это просить людей о чем-то. На самом деле стоит больше времени проводить, думая о том, что вы можете дать другим. Это создает более доверительные и крепкие отношения.

Примеры пользы, которую вы можете принести, не только как специалист, но и как человек:

  • Познакомьте контакты между собой при удобном случае;
  • Посоветуйте знакомой компании кандидата на должность из своих контактов — так вы окажете услугу сразу обеим сторонам;
  • Порекомендуйте знакомых для участия в выступлении, дискуссии или в качестве источника для экспертной статьи — в другой раз точно также позовут вас;
  • Поделитесь бесплатными шаблонами для работы. Например, для дизайнеров это могут быть шаблоны или плагины для Figma;
  • Поделитесь своим опытом, когда видите вопрос из вашей сферы в соцсетях — зарекомендуете себя профессионалом, и к вам обратятся при необходимости;

Сообщите людям или представителям компаний, как они повлияли на вас — всем нам приятно осознавать, что мы кому-то помогли.

Виртуальный нетворкинг: максимум пользы, минимум неловкости

Комбинируйте

Целенаправленная работа с полезными контактами — это здорово, но на создание каждой связи уходит много времени и сил. Проще, когда нужные люди сами находят вас.

Для этого нужно «настроить» входящий нетворкинг — то есть создавать контент, благодаря которому люди будут вас находить органически. Блог, личная рассылка, публикации на VC, размещение ваших дизайнов на Dprofile, участие в сообществе, видео с вашей экспертностью в соцсетях.

Ещё можно активно обмениваться идеями по вашей специализации в TenChat, участвовать в дискуссиях в отраслевых и тематических Telegram-каналах.

Стоит ли делиться своей экспертностью, если в вашей сфере уже «всё сказали»? Определенно стоит — у вас может быть свое видение и своя точка зрения на тот или иной вопрос, которая найдет отклик у нужной аудитории.

Найдите места и мероприятия, где уже находятся люди, с которыми вы хотите познакомиться

Здесь нет ограничений, но есть рекомендации. Знакомиться можно на вебинарах, онлайн-ивентах от профильных компаний. Для IT-специалистов, например, есть десятки каналов с событиями для нетворкинга. Подобные встречи часто проводят Selectel, Яндекс, Сбер и т.д.

Вбейте в поисковике «топ telegram-каналов для...» и выбирайте те, в которых есть посты-знакомства и в целом, возможность оставлять комментарии. В особенности для нетворкинга хороши различные сообщества, коммьюнити. Подобное есть и сервиса Shtab.

Важно: если в канале по интересам вы нашли нужного вам человека, всегда обращайте внимание в его профиле удобный способ для связи и предложений.

Заранее подготовьте, что вы скажете при первой встрече

Это самый сложный шаг в налаживании контактов. Но именно он поможет вам выделиться. Составьте сообщение, которое будет отвечать вашим целям и при этом оставаться искренним.

Персонализируйте каждое обращение, независимо от того, на какой платформе вы обращаетесь. Но не стоит рассказывать всю историю своей жизни. Дайте достаточно контекста и информации, чтобы люди поняли, к чему вы клоните, и переходите к делу.

Выражение благодарности за то, что человек написал или сказал что-то соцсетях, что вызвало у вас отклик, — еще один отличный способ персонализировать ваше сообщение. Важно, чтобы благодарность была действительной искренней, а не галочкой в графе «персонализация».

Как наладить контакт? Попросите совета — это отличный и не спамерский способ.

Существует тонкая грань между вежливой настойчивостью и навязчивостью. Хорошее правило: если вам не отвечают, повторяйте свои действия не более 3-х раз за шесть месяцев и не более чем на двух платформах (например, по электронной почте и в профиле в соцсетях). Иногда по каким-то причинам для этого человека ещё просто не пришло время.

Поддержание связей

После того как вы приложили усилия для установления связи, поддерживайте ее. Когда вы инвестировали в отношения в течение длительного периода времени, вам будет проще обратиться за помощью, и вероятность того, что вам ответят «да», будет выше.

В своей основе нетворкинг — это построение отношений. Конечно, может быть и другая цель — найти работу, заполучить нового клиента, назначить интервью и т. д. Но ничего из этого не произойдет без отношений. Иногда подобные отношения приносят количественную «отдачу» только спустя месяцы или годы. Это не быстрая победа.

Поддерживайте связи один или два раза в год

Это не обязательно должно быть что-то, на что обязательно должен прийти ответ — просто искреннее сообщение:

  • Отправьте ссылку на что-то, что заставило вас вспомнить о человеке;
  • Отметьте, что они недавно написали, и вы это оценили;
  • Порекомендуйте компанию или конференцию, которая, по вашему мнению, была бы интересна человеку;
  • Расскажите о своей карьере, если чей-то совет или знакомство помогли вам, расскажите об этом.

Не думайте слишком много. Когда речь идет о поддержании отношений, следуйте правилу двух минут: когда у вас возникает приятная мысль о ком-то или что-то напоминает вам о нем, просто найдите две минуты, чтобы отправить ему быстрое сообщение.

Вместо вывода

Вместо тысячи слов — виртуальное общение не обязательно должно оставаться только онлайн. Переводите людей в офлайн, живое общение не заменит ничего. Выпить чашечку кофе в реальной жизни — отличный способ укрепить связи.

Если все это кажется большой работой, так оно и есть. Мы не можем автоматизировать человеческие отношения. Они требуют терпения, сопереживания и искреннего желания общаться с людьми не только потому, что они могут что-то сделать для вас, но и потому, что вы хотите помочь другим.

Поэтому те, вкладывается в деловые, профессиональные и любые другие отношения с людьми, выделяются на фоне остальных.

Начать дискуссию