Пойди туда… OKR — когда известно зачем и куда

Как понять, что цель достигнута? Ответ на этот вопрос вовсе не так очевиден. Чтобы его получить, Google, Netflix и Twitter используют OKR. Логично, ведь это одна из прогрессивных методик управления, основанная на достижении измеримых целей через выполнение понятных задач. В статье постараемся разобраться, как пользоваться OKR.

Пойди туда… OKR — когда известно зачем и куда

Всем привет! В эфире TEAMLY, мы создаём платформу для совместной работы и управления знаниями. Что такое OKR — знаем, любим, практикуем. И с удовольствием поделимся нашим опытом.

OKR — что за зверь такой

OKR расшифровывается как Objectives and Key Results: в переводе «цели и ключевые результаты». Если проще: обозначив ключевые результаты, достигаем цели.

Чтобы методика работала эффективно, цель должна быть:

  • измеримой;
  • амбициозной;
  • краткосрочной (квартал, год).

Пример цели сервисной компании: получить выручку 250 млн рублей за 2024 год.

Ключевые показатели, которые позволят достичь цели, формулируются по подразделениям:

  • Продажники в секторе услуг B2B и B2G должны продать на 160 млн.
  • Продажники в секторе услуг B2C должны продать на 90 млн.
  • техническая служба должна отгрузить всё, что продали Продажники, и закрыть услуги актами.

Цель считается достигнутой, если все три показателя будут на уровне 70%.

Если ключевые результаты составят 100% и более, либо 60% и менее — цель была поставлена недостаточно или слишком амбициозно. На следующий краткосрочный период надо будет её скорректировать.

Бывают ли индивидуальные OKR, или это только для компаний

Цель ставится на уровне компании. Для неё прописывают ключевые показатели. Чтобы их достичь, подразделения ставят свои цели, определяют свои ключевые показатели. Часто такая декомпозиция продолжается до уровня каждого исполнителя.

Чтобы конкретный исполнитель стремился достигнуть цели, топ-менеджмент доносит до него пользу достижений.

Делается это примерно так. Лидер держит речь на общем совещании и заявляет с высокой трибуны: «если достигнем цели, то (построим свой лунапарк с блекджеком и каруселями — шутка) поднимем лимит по ДМС до 100 000 в год на человека, компенсируем не 30%, а 50% спортзала и бассейна, выплатим по окладу дополнительно к Новому году! Цели определены, задачи ясны, за работу, коллеги!»

Понятные ништяки мотивируют сотрудников, а те начинают интенсивнее работать на цель.

Мотивы могут быть не только материальными, как в примере выше. Хороший руководитель подразделения, привлекая HR-специалистов, может действовать на сотрудников другими рычагами:

  • карьерный рост
  • условия работы
  • культура обучения
  • благодарность
  • совместные мероприятия
  • дружелюбный коллектив

К этому можно добавить признание: заслуг, вклада или просто прекрасного характера.

Примеры OKR для подразделений

Общая цель компании ясна. Для её достижения технический директор собрал подчинённых руководителей подразделений и вместе с ними выработал OKR для каждого отдела.

В рамках общей служба поддержки (СП) получила следующие цели и критерии их достижения.

Цель 1. Карьерный трек специалиста

  • Документация на три ключевых ступени: Специалист, Менеджер, Руководитель группы.
  • Индивидуальные планы развития (ИПР) для каждого сотрудника СП.
  • График аттестаций каждого сотрудника СП на следующую должность.

Цель 2. Эффективный мониторинг службы поддержки и рост скорингов

  • Единый дашборд для руководителей групп, менеджеров и специалистов.
  • Рост средней оценки потребителей (NPS) с 9,1 до 9,5.
  • Рост средней оценки удовлетворённости сотрудников (eNPS) с 8,4 до 8,9.

Цель 3. Улучшение производственных показателей СП

  • Запустить план реорганизации СП к определённой дате.
  • Вырастить двух новых руководителей групп.
  • Уменьшить среднее время закрытия тикетов с 2 часов до 1 часа 45 минут.

Разработке были поставлены три своих цели.

Цель 1. Уменьшение числа багов, обнаруженных пользователями после глобальных обновлений

  • Поиск 4–5 добровольцев из числа сотрудников смежных отделов для тестирования глобальных обновлений перед выпуском.
  • Сокращение времени выхода патчей с 24 до 16 часов.
  • Пересмотр списка часто задаваемых вопросов раз в три недели.

Цель 2. Внедрение Agile в отделе разработки

  • Тестирование в течение одного квартала на одном проекте, сбор и анализ обратной связи участников.
  • Организация автоматического мониторинга разработки.
  • Запуск единого центра коммуникации по разработке.

Цель 3. Увеличить скорость отработки критических замечаний, выявленных тестировщиками

  • Наём двух профессиональных инженеров-тестировщиков;
  • Сокращение времени реакции на критические тикеты с 30 минут до 18;
  • Проведение совещаний по качеству разработки (разборы полётов) каждые две недели.

Как ставить и оценивать выполнение OKR

С методикой всё более или менее понятно. Осталось найти инструменты, чтобы не чертить таблички на бумажках.

Самое удобное, что только можно придумать — взять готовое и «доработать напильником» под специфику своего предприятия. Такую возможность даёт платформа для совместной работы и управления знаниями TEAMLY.

Лёгким движением руки пустая страница превращается в элегантную умную таблицу.

Поиск шаблона 
Поиск шаблона 
Созданные по шаблону OKR отдела продаж — представление в виде таблицы 
Созданные по шаблону OKR отдела продаж — представление в виде таблицы 

Разберёмся, что тут к чему.

В столбце «Заголовок» — сформулированная цель (основная строка) или ключевой показатель (вложенные строки). Такое деление дополнительно описывается в столбце «Тип задачи», заполняемого выбором из двух альтернатив.

Ещё один столбец с выбором — «Cтатус». В нём отмечается этап, на котором находится задача.

Настройка столбца «Статус»
Настройка столбца «Статус»

Такого же типа выбор для столбцов «Приоритет» и «Квартал». Они дают возможность отмечать важность каждой цели или показателя, а также планировать время для их выполнения.

Остались два столбца: «Исполнитель» и «Дата исполнения», которые автоматически добавляются в каждую умную таблицу.

Включение модуля «Свойства» для пространства «тест» 
Включение модуля «Свойства» для пространства «тест» 

Табличный вид хорош только для первоначального заполнения таблицы OKR и простановки исполнителей. Для более наглядного просмотра в шаблон добавлены другие представления.

Цели по кварталам — это тоже таблица, но сгруппированная по значению в столбце «Квартал».

Доска прогресса — это классический канбан, на котором наглядно видны этапы для каждого ключевого показателя.

Пойди туда… OKR — когда известно зачем и куда

Промежуточные результаты — столбчатая диаграмма по этапам, показывает количество задач в каждом статусе.

Что стоит добавить в OKR с ходу — это диаграмму Ганта, которая наглядно покажет график выполнения задач, а также их зависимости, если они есть.

Пойди туда… OKR — когда известно зачем и куда

Чтобы сделать столь удобную штуку, нужно два клика мышкой и поклацать на клавиатуре. Ну и ещё пара-тройка кликов, чтобы стало удобнее.

По умолчанию Гант отображается с недельной разбивкой. Задать помесячную или поквартальную можно в настройках представления — шестерёнка рядом с формой поиска в правом верхнем углу.

Остаётся только поменять цели и ключевые показатели на реальные — и бинго! Удобный инструмент для отслеживания выполнения готов.

Созданная по шаблону умная таблица из этой статьи доступна для просмотра по этой ссылке.

  • OKR — классная штука для целеполагания и мощного буста компаний.
  • Её эффективность обусловлена амбициозностью целей, наличием измеримых ключевых результатов и мотивацией команды.
  • Ставить цели и отслеживать достижение ключевых результатов удобно в современных инструментах, например, TEAMLY.

Кстати, команда Тимли недавно рассказала о шести новых возможностях, которые сделали совместную работу и управление знаниями ещё удобнее и нагляднее.

Больше новостей и описания приёмов эффективной работы — в нашем телеграм-канале.

1414
55
11
22 комментария

Знал только одну расшифровку ОКР и её проявления в виде болезненного перфекционизма. Оказывается, ещё и другая есть )

2

Эти виды ОКР отлично могут сосуществовать в одном человеке

1

Вроде без целеполагания по SMART вообще нет менеджмента…

2

Не смартом единым))

1

это хороший способ, но не единственный

1

Вот какой вопрос возник после прочтения. А цели по OKR для подразделений — у них тоже процент достижения должен быть в районе 70? Или же они-то должны на 100% свои выполнить?

1

мне кажется, пропорционально. Опять же, зависит от долгосрочности целей. Если на 5 лет, то 70% - допустимый люфт, если на месяц - то хотелось бы, чтобы было 90-100

1