Как восьмиклассник устал от PDF и сделал сервис для себя и сверстников
История Миши Жерневского, который учится в восьмом классе школы в Ростове-на-Дону, программирует роботов и выкладывает проекты на GitHub. Недавно Миша также создал сервис для сверстников с помощью инструмента визуализации и анализа данных — Yandex DataLens для решения одной школьной проблемы.
От LEGO до 4 языков программирования
В семь лет дедушка подарил мне набор из LEGO Education, это специальная детская серия для конструирования роботов. Тогда я впервые разобрался со средой блочного визуального программирования, а позже на занятиях кружка робототехники в школе научился программировать робота с помощью скриптового языка EV3 Basic.
Когда я перерос EV3 basic, приемы с новыми языками показал папа, а сейчас изучаю Python на курсах Яндекс.Лицея. Сейчас, получается, знаю Small Basic, EV3 Basic, Java и Python — не все в идеале, конечно:) Нужно поддерживать и английский на высоком уровне, в этом помогают сериалы на Netflix и репетитор.
От Иннополиса до Яндекс.Лицея
Знакомство с Иннополисом началось в 2018 году с участия в зимней образовательной программе, где я проходил обучение по курсу «Роботы-манипуляторы». На программе мы занимались робототехникой по 8 часов в день — не могу сказать, что мне это не нравилось:) В том же году я со своим напарником Александром участвовал в конкурсе Иннополиса в номинации «Манипулятор». Наша табуретка (так мы называем робота из-за схожести) способна самостоятельно рассортировать кубики и шарики по заданному цветовому шаблону. Было непросто, но в ходе упорной борьбы наша команда заняла 2-ое место в федеральном этапе соревнований.
Параллельно я учил Java и в 2019 году нужно было сделать выбор — развиваться в сторону роботов или развивать один из навыков полученных в ходе своих занятий робототехникой. В том же году я узнал про дополнительное образование в Яндекс.Лицее и в сентябре подался на отбор и прошел на первый курс при РИНХ в Ростове-на-Дону. Первый курс я успешно закончил и сейчас учусь на втором.
От календаря на GitHub до дашборда для сверстников
У меня несколько проектов, расскажу про главные.
Аналог Google Календарь
Не так давно с другом разместили проект-приложение «Ежедневник» на GitHub. В чем-то он напоминает Google Календарь — ты можешь планировать событие, отмечать место, статус и дедлайн, а также посмотреть сводку планов на сегодня или на неделю через счетчик.
Дашборд для Всероссийской олимпиады школьников
Недавно я приехал со смены в Сириусе, где активно готовился к олимпиаде по информатике. Я часто участвую в конкурсах и олимпиадах, поэтому инструмент, о котором расскажу дальше, делал и для себя.
Мой папа сам работает с аналитикой данных, поэтому постоянно изучает новые инструменты. Недавно он наткнулся на вебинар от Облака Яндекса по сервису Yandex DataLens. Это сервис, где ты можешь создавать отчеты, собирать данные в виде графиков, диаграмм, таблиц на одном дашборде. Мы вместе с папой посмотрели уроки и решили сделать свой дашборд (есть бесплатная версия).
Когда олимпиада заканчивается, я ищу результаты на разных сайтах — на сайте школы или администрации города. Сейчас это PDF-таблицы, где более 3000 строчек. Неудобно искать и свои баллы, и рейтинговать.
Что мы сделали:
- нашли таблицы с данными с официального портала городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону;
- конвертировали таблицы в Excel и объединили их;
- сделали список всех учебных заведений и вписали для них координаты;
- загрузили итоги школьного этапа в формате CSV (подключение в терминах DataLens);
- загрузили список школ в формате CSV (подключение в терминах DataLens);
- сделали dataset на основании двух подключений;
- сделали подходящие чарты;
- создали информационную панель и разместили ее в публичном доступе.
Что получилось в итоге
В итоге получили дашборд, с помощью которого можно наглядно понять, какая школа сильна в том или ином предмете: сколько было участников по предмету, каковы средние знания в школе по определенному предмету, в каких школах максимальные баллы по предмету. Размер кружочка зависит от количества участников, цвет одновременно от максимального результата и среднего результата. Чем больше и зеленее круг, тем сильнее выступила школа по конкретному предмету/ выбранному классу/классам.
Дашборд полезен и родителям — можно узнать, где поблизости к месту их проживания есть школы, в которых лучше результаты по тем или иным предметам или по набору предметов. Допустим, если вас интересует немецкий язык, то ответ очевиден :)
Можно также посмотреть результаты по участнику, если знаешь ФИО (все использованные данные есть в открытом доступе).
Что дальше
Мы еще дорабатываем дашборд. Пока он показывает информацию только по Ростову-на-Дону, но уже есть в планах добавить:
- информацию по другим городам;
- информацию за предыдущие годы;
- результаты перечневых олимпиад;
- списки отборов на тематические смены;
- рейтинги Яндекс.Лицея, если найду их в открытом доступе.
Хочется посмотреть:
- как соотносятся результаты школьного и муниципального этапов в нашем городе;
- как соотносится уровень подготовки к олимпиадам в школах Ростова-на-Дону в сравнении с другими городами РФ;
- как соотносятся результаты Всероссийской олимпиады школьников и перечневых олимпиад;
- как меняется прогресс в той или иной школе от года к году;
- рейтинг школ на основании прохождения на следующий этап олимпиады;
- “миграцию” школьников из школы в школу.
Все данные планирую брать только из открытых источников и максимально деперсонализировать их.
Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.
Другие истории, которые активно читают наши подписчики:
Прочитал статью и попытался вспомнить, что я делал в 8-ом классе. Кроме Балтики-9 ничего не вспомнил.
Возможно, у тебя просто не было папы, работающего с аналитикой данных.
У меня тоже не было папы, работающего с аналитикой данных, он работал попеременно паяльником и стаканом) Тем не менее в 13 я программировал на Паскале и QBX, в 14 - на VB, в 16 я делал веб-сайты, а в 18 занимался скриптингом и администрированием игры Lineage2 на крупнейшем российском фришарде))
P.S. Вместо балтики-9 были отвертки и джин-тоники в период работы на веб-сайтами) Вывод - сайты зло!)
Комментарий недоступен
Если бы продолжил общаться со школьными друзьями - обломался обстоятельствами))
Комментарий недоступен
С удачей полностью согласен) В моем случае это были не родители, а преподаватель кружка "Компьютерной грамотности" в районном Дворце Пионеров) Тринадцатилетнему мне подарили самый настоящий компьютер, о котором я и мечтать не мог в виду финансового положения нашей семьи)
Любовь Ивановна, я знаю, что вы не увидите это сообщение, но очень хочу сказать вам огромное спасибо за то, кем я стал - это во многом именно ваша заслуга)
P.S. Бонусом четырнадцатилетний я :D
Круто! Хорошее образование - это хорошая база.
А мы на информатике на Бейсике «рисовали», в пингвинчика гоняли и на Паскале в тетрадке программировали😑
А что плохого в тетрадке? У меня дома лежит альбом для рисования где я писал код на ассемблере, а потом приходил и проверял его. Это достаточно хорошо развивает навыки, правда с годами теряется и потом опять приходится наверстывать, чтобы нормально проходить собеседования на вайтборде.
У нас Паскаль был paper-only. Никто никогда не узнал, скомпилировался ли код🤷🏻♀️
А что тетрадь в дисковод не додумались запихнуть?
Зачем?🤓
Чтобы скомпилировать код в понятный для процессора)
Кенгуренок наше всё.
Чёлка — огонь. Просто альфач.
О да!) Возможно эта челка помогла мне не отвлекаться от программирования 😸
Малорик. Респект таким парням.
Это к вопросу о том, насколько все-таки важно всеобщее образование. Хотя сейчас нас пытаются убедить в обратном. У детей должен быть доступ к образованию.
Любовь Ивановна — преподаватель, раздаривающая компьютеры?
Да) Не казённые, разумеется))
А у меня и обстоятельства все благоприятные, только малой не хочет делать ничего нормального ( Нет, конечно он развитой и шарит в настройках венды и программирование ему слету дается, только неинтересно ему это. Хз чего у него в голове
выбирайте из списка: тик-ток, роблокс, кс гоу, амонг ас, ютуп, гулянки, тренировки
Майнкрафт же еще
Думаю тогда это все ДОТА2. Там много талантов остаются.
это что сейчас было?
не обращайте внимания, показалось
Мне в свое время давалось всё легко, но никогда никакое программирование не вызывало интереса, как и веб. И посмотреть на что-то было негде (в городке по сути были только врачи, учителя и военные). Много лет спустя попал на химзавод и вот это "зашло".
Это я к чему: постарайтесь показать РАЗНЫЕ профессии. Может ему станки ЧПУ зайдут или вообще матметоды в медицине - о многом в таком возрасте даже не догадываешься
Ну насильно мил не будешь! Нужно искать свой путь и то направление, которое по душе, чтобы учиться не из под палки, иначе толку не будет.
Когда в 16 программировал на Borland Pascal (80-е, на минуточку), пошёл в институт на прикладную математику (ака программирование), но через пять лет работы по специальности ударился в аналитику и управление процессами и забросил программирование). Зато в PO-дрочерстве теперь очень помогает прошлое, разговаривать с ИТ не птичьим языком.
Комментарий недоступен
Любовь Ивановна, я знаю, что вы не увидите это сообщение, но очень хочу сказать вам огромное спасибо за то, кем я стал - это во многом именно ваша заслуга)
Ну как бы а я о чем?:)
Ну тут принципиальный момент - родителей не выбирают)) А здесь я сам выбрал себе увлечение)
Не совсем. В конце 90х компьютер был мечтой каждого второго школьника, это было эдакое диковинное окошко в будущее. Ты, в целом, и не выбирал интерес, его выбрала совокупность факторов, которая тебя окружала в тот момент — от эпохи до книжек, которые ты читал, ну и, конечно, курсы «компьютерной грамотности», не будь которых в ДП, все могло бы сложиться иначе. Принципиальное отличие здесь лишь в том, что у героя статьи большая часть факторов выразилась в виде отца, что не сильно меняет итог:)
Я в 14 лет регистрировал домены .ru второго уровня и арендовывал dedicated в Германии. А в 20 лет я помогал Let's Encrypt запустить сертификаты на эллиптических кривых. Сейчас мне 25 и я всё просрал.
Возможно это затишье перед новым рывком?)
TheAbyss? :)
На TheAbyss я играл чуточку позже, а работал на la2.ru)
Хорошие были времена
Да!) Никогда не жалел о времени, потраченном на ММОРПГ))
На какой ступени сейчас, если не секрет?
Ступени чего?)
Карьерной лестницы.
Надеюсь, что ещё в середине)) Делаю игры для смартфонов, миллионы закачек давно есть, но самое главное есть внутреннее развитие - после 7 лет LUA перешли на Unity и жизнь заиграла новыми красками))
развития))
Комментарий недоступен
Надеюсь, что оно пока не закончилось!) В данный момент разрабатываю игры для смартфонов на Юнити и надеюсь дальше развиваться в данной сфере)
Комментарий недоступен
Почему видите только отрицательные моменты, а как же получать удовольствие от работы, хорошее настроение и доход?
Многое звучит знакомо 😸
Ну и чем ты сейчас занимаешься, может зря все это было?
Думаю не зря были даже 6 лет поддержки и разработки веб-сайтов в ИТ-отделе туристической компании)) Однажды в связи с очередным кризисом в сфере туризма собрали совещание на котором каждый предлагал варианты того, чем наш ИТ отдел может начать заниматься помимо туризма) Я предложил заняться тем, о чем давно мечтал (и даже получил немного практики) - играми, так в итоге и вышло) Уже 8 лет занимаемся разработкой игр для Android и iOS)
Про девчонок забыл👍😁
Ну мне в 8 лет разрешили приходить на работу к знакомым знакомых и тыкать компухтер. С 8 до 12 родители давали мне по 10 рублей, чтобы я ходил к другим знакомым знакомых и сидел за компухтером. У нас в деревне был рынок и там попросил привезти какую-нибудь крутую книжку по программированию. Мне привезли книжку по ассемблеру. Не знаю кто подсказал, но мне пришлось параллельно бейсику осваивать еще и ассемблер. К 14 годам я дистанционно окончил кучу каких-то курсов а-ля Оператор ПК, Разработчик на Delphi итд итп. К этому времени родители договорились, что им в кредит под 30% дадут компухтер, который сможет выходить в инторнеты. Через чатик на xakep.ru я познакомился с человеком у которого был родственник в другой стране, который начал мне аутсорсить проекты за доллары. Я жил в деревне на пару тыщ человек, очевидно что папы аналитика у меня не было. Утром я ходил в школу, потом за забором попивал пивко со сверстниками, иногда делал уроки, а ночью херачил код. Даже успел пару раз на областные олипиады по программированию съездить. Все это было в 90х. Естественно если у меня будут дети и они буду заинтересованы в том, чтобы учить что-то связанное с компухтером, то я им расскажу все что знаю, но это никак не отменит того факта, что им самим придется вложить очень много времени чтобы получить результат. Папа-аналитик не может привязать ребенка к стулу и научить его за час работать с данными.
Однозначно не было )
Но был инженером.
Мой батя не дарил мне набор лего для создания роботов, он говорил, что если собрать моторчики из игрушек, то можно сделать робота.
Так у меня появились куча сломанных игрушек и кучка моторчиков. Робот, к сожалению, так и не появился )
Я палкой бил воду в речке за огородом
Там не только от папы зависит. Парень сам молодец безусловно, далеко пойдет.