{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как восьмиклассник устал от PDF и сделал сервис для себя и сверстников

История Миши Жерневского, который учится в восьмом классе школы в Ростове-на-Дону, программирует роботов и выкладывает проекты на GitHub. Недавно Миша также создал сервис для сверстников с помощью инструмента визуализации и анализа данных — Yandex DataLens для решения одной школьной проблемы.

От LEGO до 4 языков программирования

В семь лет дедушка подарил мне набор из LEGO Education, это специальная детская серия для конструирования роботов. Тогда я впервые разобрался со средой блочного визуального программирования, а позже на занятиях кружка робототехники в школе научился программировать робота с помощью скриптового языка EV3 Basic.

Когда я перерос EV3 basic, приемы с новыми языками показал папа, а сейчас изучаю Python на курсах Яндекс.Лицея. Сейчас, получается, знаю Small Basic, EV3 Basic, Java и Python — не все в идеале, конечно:) Нужно поддерживать и английский на высоком уровне, в этом помогают сериалы на Netflix и репетитор.

От Иннополиса до Яндекс.Лицея

Знакомство с Иннополисом началось в 2018 году с участия в зимней образовательной программе, где я проходил обучение по курсу «Роботы-манипуляторы». На программе мы занимались робототехникой по 8 часов в день — не могу сказать, что мне это не нравилось:) В том же году я со своим напарником Александром участвовал в конкурсе Иннополиса в номинации «Манипулятор». Наша табуретка (так мы называем робота из-за схожести) способна самостоятельно рассортировать кубики и шарики по заданному цветовому шаблону. Было непросто, но в ходе упорной борьбы наша команда заняла 2-ое место в федеральном этапе соревнований.

Параллельно я учил Java и в 2019 году нужно было сделать выбор — развиваться в сторону роботов или развивать один из навыков полученных в ходе своих занятий робототехникой. В том же году я узнал про дополнительное образование в Яндекс.Лицее и в сентябре подался на отбор и прошел на первый курс при РИНХ в Ростове-на-Дону. Первый курс я успешно закончил и сейчас учусь на втором.

От календаря на GitHub до дашборда для сверстников

У меня несколько проектов, расскажу про главные.

Аналог Google Календарь

Не так давно с другом разместили проект-приложение «Ежедневник» на GitHub. В чем-то он напоминает Google Календарь — ты можешь планировать событие, отмечать место, статус и дедлайн, а также посмотреть сводку планов на сегодня или на неделю через счетчик.

Дашборд для Всероссийской олимпиады школьников

Недавно я приехал со смены в Сириусе, где активно готовился к олимпиаде по информатике. Я часто участвую в конкурсах и олимпиадах, поэтому инструмент, о котором расскажу дальше, делал и для себя.

Мой папа сам работает с аналитикой данных, поэтому постоянно изучает новые инструменты. Недавно он наткнулся на вебинар от Облака Яндекса по сервису Yandex DataLens. Это сервис, где ты можешь создавать отчеты, собирать данные в виде графиков, диаграмм, таблиц на одном дашборде. Мы вместе с папой посмотрели уроки и решили сделать свой дашборд (есть бесплатная версия).

Когда олимпиада заканчивается, я ищу результаты на разных сайтах — на сайте школы или администрации города. Сейчас это PDF-таблицы, где более 3000 строчек. Неудобно искать и свои баллы, и рейтинговать.

Что мы сделали:

  • нашли таблицы с данными с официального портала городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону;
  • конвертировали таблицы в Excel и объединили их;
  • сделали список всех учебных заведений и вписали для них координаты;
  • загрузили итоги школьного этапа в формате CSV (подключение в терминах DataLens);
  • загрузили список школ в формате CSV (подключение в терминах DataLens);
  • сделали dataset на основании двух подключений;
  • сделали подходящие чарты;
  • создали информационную панель и разместили ее в публичном доступе.

Что получилось в итоге

В итоге получили дашборд, с помощью которого можно наглядно понять, какая школа сильна в том или ином предмете: сколько было участников по предмету, каковы средние знания в школе по определенному предмету, в каких школах максимальные баллы по предмету. Размер кружочка зависит от количества участников, цвет одновременно от максимального результата и среднего результата. Чем больше и зеленее круг, тем сильнее выступила школа по конкретному предмету/ выбранному классу/классам.

Дашборд полезен и родителям — можно узнать, где поблизости к месту их проживания есть школы, в которых лучше результаты по тем или иным предметам или по набору предметов. Допустим, если вас интересует немецкий язык, то ответ очевиден :)

Можно также посмотреть результаты по участнику, если знаешь ФИО (все использованные данные есть в открытом доступе).

Что дальше

Мы еще дорабатываем дашборд. Пока он показывает информацию только по Ростову-на-Дону, но уже есть в планах добавить:

  • информацию по другим городам;
  • информацию за предыдущие годы;
  • результаты перечневых олимпиад;
  • списки отборов на тематические смены;
  • рейтинги Яндекс.Лицея, если найду их в открытом доступе.

Хочется посмотреть:

  • как соотносятся результаты школьного и муниципального этапов в нашем городе;
  • как соотносится уровень подготовки к олимпиадам в школах Ростова-на-Дону в сравнении с другими городами РФ;
  • как соотносятся результаты Всероссийской олимпиады школьников и перечневых олимпиад;
  • как меняется прогресс в той или иной школе от года к году;
  • рейтинг школ на основании прохождения на следующий этап олимпиады;
  • “миграцию” школьников из школы в школу.

Все данные планирую брать только из открытых источников и максимально деперсонализировать их.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

0
155 комментариев
Написать комментарий...
Александр Ковалев

Прочитал статью и попытался вспомнить, что я делал в 8-ом классе. Кроме Балтики-9 ничего не вспомнил. 

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Возможно, у тебя просто не было папы, работающего с аналитикой данных.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

У меня тоже не было папы, работающего с аналитикой данных, он работал попеременно паяльником и стаканом) Тем не менее в 13 я программировал на Паскале и QBX, в 14 - на VB, в 16 я делал веб-сайты, а в 18 занимался скриптингом и администрированием игры Lineage2 на крупнейшем российском фришарде)) 

P.S. Вместо балтики-9 были отвертки и джин-тоники в период работы на веб-сайтами) Вывод - сайты зло!)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Если бы продолжил общаться со школьными друзьями - обломался обстоятельствами))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

С удачей полностью согласен) В моем случае это были не родители, а преподаватель кружка "Компьютерной грамотности" в районном Дворце Пионеров) Тринадцатилетнему мне подарили самый настоящий компьютер, о котором я и мечтать не мог в виду финансового положения нашей семьи)

Любовь Ивановна, я знаю, что вы не увидите это сообщение, но очень хочу сказать вам огромное спасибо за то, кем я стал - это во многом именно ваша заслуга)

P.S. Бонусом четырнадцатилетний я :D

Ответить
Развернуть ветку
Аня

Круто! Хорошее образование - это хорошая база.
А мы на информатике на Бейсике «рисовали», в пингвинчика гоняли и на Паскале в тетрадке программировали😑

 

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

А что плохого в тетрадке? У меня дома лежит альбом для рисования где я писал код на ассемблере, а потом приходил и проверял его. Это достаточно хорошо развивает навыки, правда с годами теряется и потом опять приходится наверстывать, чтобы нормально проходить собеседования на вайтборде.

Ответить
Развернуть ветку
Аня

У нас Паскаль был paper-only. Никто никогда не узнал, скомпилировался ли код🤷🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

А что тетрадь в дисковод не додумались запихнуть?

Ответить
Развернуть ветку
Аня

Зачем?🤓

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Чтобы скомпилировать код в понятный для процессора)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Онянов

Кенгуренок наше всё.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Чёлка — огонь. Просто альфач.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

О да!) Возможно эта челка помогла мне не отвлекаться от программирования 😸

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Малорик. Респект таким парням.

Ответить
Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

Это к вопросу о том, насколько все-таки важно всеобщее образование. Хотя сейчас нас пытаются убедить в обратном. У детей должен быть доступ к образованию. 

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

Любовь Ивановна — преподаватель, раздаривающая компьютеры?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Да) Не казённые, разумеется))

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

А у меня и обстоятельства все благоприятные, только малой не хочет делать ничего нормального ( Нет, конечно он развитой и шарит в настройках венды и программирование ему слету дается, только неинтересно ему это. Хз чего у него в голове

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

выбирайте из списка: тик-ток, роблокс, кс гоу, амонг ас, ютуп, гулянки, тренировки

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Кот

Майнкрафт же еще

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Думаю тогда это все ДОТА2. Там много талантов остаются. 

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

это что сейчас было?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

не обращайте внимания, показалось

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorenko

Мне в свое время давалось всё легко, но никогда никакое программирование не вызывало интереса, как и веб. И посмотреть на что-то было негде (в городке по сути были только врачи, учителя и военные). Много лет спустя попал на химзавод и вот это "зашло".
Это я к чему: постарайтесь показать РАЗНЫЕ профессии. Может ему станки ЧПУ зайдут или вообще матметоды в медицине - о многом в таком возрасте даже не догадываешься

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Ну насильно мил не будешь! Нужно искать свой путь и то направление, которое по душе, чтобы учиться не из под палки, иначе толку не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Martemyanov

Когда в 16 программировал на Borland Pascal (80-е, на минуточку), пошёл в институт на прикладную математику (ака программирование), но через пять лет работы по специальности ударился в аналитику и управление процессами и забросил программирование). Зато в PO-дрочерстве теперь очень помогает прошлое, разговаривать с ИТ не птичьим языком.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
У меня тоже не было папы, работающего с аналитикой данных, он работал попеременно паяльником и стаканом)
Любовь Ивановна, я знаю, что вы не увидите это сообщение, но очень хочу сказать вам огромное спасибо за то, кем я стал - это во многом именно ваша заслуга)

Ну как бы а я о чем?:)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Ну тут принципиальный момент - родителей не выбирают)) А здесь я сам выбрал себе увлечение)

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Не совсем. В конце 90х компьютер был мечтой каждого второго школьника, это было эдакое диковинное окошко в будущее. Ты, в целом, и не выбирал интерес, его выбрала совокупность факторов, которая тебя окружала в тот момент — от эпохи до книжек, которые ты читал, ну и, конечно, курсы «компьютерной грамотности», не будь которых в ДП, все могло бы сложиться иначе. Принципиальное отличие здесь лишь в том, что у героя статьи большая часть факторов выразилась в виде отца, что не сильно меняет итог:)

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Я в 14 лет регистрировал домены .ru второго уровня и арендовывал dedicated в Германии. А в 20 лет я помогал Let's Encrypt запустить сертификаты на эллиптических кривых. Сейчас мне 25 и я всё просрал.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Возможно это затишье перед новым рывком?)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Серов

TheAbyss? :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

На TheAbyss я играл чуточку позже, а работал на la2.ru)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Серов

Хорошие были времена

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Да!) Никогда не жалел о времени, потраченном на ММОРПГ))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

На какой ступени сейчас, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Ступени чего?)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Карьерной лестницы.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Надеюсь, что ещё в середине)) Делаю игры для смартфонов, миллионы закачек давно есть, но самое главное есть внутреннее развитие - после 7 лет LUA перешли на Unity и жизнь заиграла новыми красками))

Ответить
Развернуть ветку
Phil Balita

развития))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Надеюсь, что оно пока не закончилось!) В данный момент разрабатываю игры для смартфонов на Юнити и надеюсь дальше развиваться в данной сфере)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Почему видите только отрицательные моменты, а как же получать удовольствие от  работы, хорошее настроение и  доход?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Многое звучит знакомо 😸

Ответить
Развернуть ветку
Phil Balita

Ну и чем ты сейчас занимаешься,  может зря все это было? 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Думаю не зря были даже 6 лет поддержки и разработки веб-сайтов в ИТ-отделе туристической компании)) Однажды в связи с очередным кризисом в сфере туризма собрали совещание на котором каждый предлагал варианты того, чем наш ИТ отдел может начать заниматься помимо туризма) Я предложил заняться тем, о чем давно мечтал (и даже получил немного практики) - играми, так в итоге и вышло) Уже 8 лет занимаемся разработкой игр для Android и iOS)

Ответить
Развернуть ветку
в запасе

Про девчонок забыл👍😁

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Ну мне в 8 лет разрешили приходить на работу к знакомым знакомых и тыкать компухтер. С 8 до 12 родители давали мне по 10 рублей, чтобы я ходил к другим знакомым знакомых и сидел за компухтером. У нас в деревне был рынок и там попросил привезти какую-нибудь крутую книжку по программированию. Мне привезли книжку по ассемблеру. Не знаю кто подсказал, но мне пришлось параллельно бейсику осваивать еще и ассемблер. К 14 годам я дистанционно окончил кучу каких-то курсов а-ля Оператор ПК, Разработчик на Delphi итд итп. К этому времени родители договорились, что им в кредит под 30% дадут компухтер, который сможет выходить в инторнеты. Через чатик на xakep.ru я познакомился с человеком у которого был родственник в другой стране, который начал мне аутсорсить проекты за доллары. Я жил в деревне на пару тыщ человек, очевидно что папы аналитика у меня не было. Утром я ходил в школу, потом за забором попивал пивко со сверстниками, иногда делал уроки, а ночью херачил код. Даже успел пару раз на областные олипиады по программированию съездить. Все это было в 90х. Естественно если у меня будут дети и они буду заинтересованы в том, чтобы учить что-то связанное с компухтером, то я им расскажу все что знаю, но это никак не отменит того факта, что им самим придется вложить очень много времени чтобы получить результат. Папа-аналитик не может привязать ребенка к стулу и научить его за час работать с данными.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ковалев

Однозначно не было ) 
Но был инженером. 
Мой батя не дарил мне набор лего для создания роботов, он говорил, что если собрать моторчики из игрушек, то можно сделать робота. 
Так у меня появились куча сломанных игрушек и кучка моторчиков. Робот, к сожалению, так и не появился ) 

Ответить
Развернуть ветку
Tachyon

Я палкой бил воду в речке за огородом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Карякин

Там не только от папы зависит. Парень сам молодец безусловно, далеко пойдет.

Ответить
Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда