Одна ошибка, и ты ошибся: как отредактировать подписанный электронный договор
Когда клиентов много, ошибиться в договоре легко: например, неправильно указать имя контрагента или сумму сделки. Делюсь, как исправить опечатки по закону и когда делать это необязательно.
Привет! Я Сергей Гребеножко, CEO OkiDoki — сервиса, который позволяет заключать электронные договоры с физлицами.
Мы работаем с компаниями и индивидуальными предпринимателями, которые часто подписывают контракты. Это могут быть владельцы недвижимости с посуточной арендой, риелторы, турагенты, мастера ремонта, образовательные центры и не только. Иногда клиенты спрашивают, можно ли отредактировать договор, если в нем ошибка, — рассказываю.
На каком этапе редактировать договор уже нельзя
Вы можете менять текст документа, пока его никто не подписал. Если хотя бы одна сторона поставила подпись, условия зафиксированы: редактировать их без согласия контрагента нельзя.
С бумажным договором всё понятно, а с электронным сложнее. У него в нашем сервисе OkiDoki есть несколько статусов:
- «Черновик» — контракт еще не готов к заключению. Например, в тексте может не хватать условий или личных данных. Черновик не тарифицируется в системе, платить за него не нужно.
- «Выставлен» — в документе есть вся информация для сделки, его можно подписывать.
- «На проверке» — клиент подписал договор, компания должна принять или отклонить документ.
Менять текст договора можно на стадии «Черновик» и «Выставлен». Когда он находится на проверке, фактически править ничего нельзя.
Правда, в личном кабинете в нашем сервисе пользователь видит кнопку «Редактировать договор», даже если документ уже подписан. По клику открывается не окно для корректировок, а попап с инструкцией, как поступить в такой ситуации.
Мы сделали попап, потому что пользователи часто спрашивали, как внести изменения. Есть три варианта: дополнительное соглашение, новый контракт или… игнорирование проблемы :)
Вариант 1. Подписать дополнительное соглашение
Когда подойдет: если ошиблись в предмете сделки — например, сроке аренды или сумме оплаты.
Дополнительное соглашение — документ, который заключают, чтобы изменить или прекратить условия основного договора. В акте прописывают новые детали сделки.
Плюс допсоглашения в том, что заключить его можно быстро. У нас в OkiDoki это происходит в пару кликов: выбираете шаблон, заполняете и отправляете клиенту на подпись по ссылке.
Вариант 2. Расторгнуть договор и заключить новый
Когда подойдет: если ошиблись в предмете сделки.
Чтобы изменить условия основного контракта, по закону достаточно дополнительного соглашения. Но некоторые клиенты переживают, что из-за противоречия условий в двух документах возникнут проблемы. Тогда можно просто расторгнуть текущий договор и заключить его снова — с правильными условиями.
Согласно закону расторгать договор нужно тем же способом, которым его подписали, — в нашем случае с помощью ПЭП. Когда одна сторона расторгает контракт, мы в OkiDoki автоматически отправляем второе письмо с просьбой подписать соглашение о расторжении. Дальше остается заключить новый договор.
Вариант 3. Ничего не делать — да, так тоже можно
Когда подойдет: если опечатались в Ф. И. О., паспортных данных.
По закону договор считается действительным, даже если вы сделали опечатку в имени или перепутали пару цифр в дате рождения, номере паспорта. В такой ситуации исправлять данные необязательно: из-за неточностей контракт не теряет юридическую силу.
Дело в том, что остальные данные в документе, а также финансовые транзакции и записи с камер подтверждают факт сделки. Например, если клиент с именем в паспорте Артём переводил вам деньги за аренду в день, указанный в договоре, у суда не будет сомнений, что контракт заключен именно с ним. Даже если в документе указан арендатор с именем Артем.
Опечатки в контракте — это не критично. На сделку могут повлиять только крупные ошибки, например не та сумма или срок, но тогда можно заключить дополнительное соглашение или новый договор.
А вы допускали ошибки в договоре? Как выходили из ситуации?