«На российских инвесторов обижаться бессмысленно»

Как российские разработчики бота для Slack уехали в США и привлекли инвестиции на $1,9 млн.

14 декабря создатели корпоративного бота Statsbot, который присылает данные из сервисов аналитики в мессенджер Slack, объявили, что привлекли $1,9 миллионов от Eniac Ventures, Betaworks и фонда Эрика Шмидта Innovation Endeavors.

Основатели компании Артем Кейдунов, Михаил Меланьин и Павел Тиунов рассказали vc.ru, как отсутствие интереса российских инвесторов к продукту побудило их переехать в Кремниевую долину и принять участие в программах роста двух стартап-акселераторов одновременно.

Артем Кейдунов
Артем Кейдунов

Идея создать бота, который выгружал бы информацию из аналитических платформ, возникла у Артема Кейдунова осенью 2015 года. Тогда он работал в компании «Учи.ру», и вся команда пользовалась корпоративным мессенджером Slack. «Все решения по продукту мы принимали на основе метрик. Но они учитывались в сторонних приложениях, и работать с ними было неудобно», — рассказывает он.

Когда прототип бота был готов и внедрен в Slack-аккаунт компании, Кейдунов понял, что его можно доработать и превратить в самостоятельный продукт. Он рассказал об этой идее своему другу и выпускнику «Бауманки» Михаилу Меланьину, работавшему руководителем отдела дизайна и проектирования в компании «Нетология-групп».

«В какой-то момент от разработки интерфейсов мне захотелось уйти в аналитику. Я стал интересоваться всеми стандартными инструментами — Google Analytics и Mixpanel, и как раз в этот момент появился Артем со своим проектом», — рассказывает Меланьин.

Пример взаимодействия с ботом
Пример взаимодействия с ботом

Увидев потенциал продукта, он решил присоединиться проекту. Кроме того, на его решение повлиял обвал рубля и карьерный потолок: «В какой-то момент в России во всех ИТ-сферах стало не очень хорошо. Можно было жить здесь и работать в западной компании, или делать что-то свое. Из-за изменения курса валют резко просели зарплаты — примерно в 2-2,5 раза, и работать на кого-то стало совсем не круто. К тому же, я достиг потолка в профессиональном развитии и хотел попробовать что-то новое», — рассказывает Меланьин.

Я начал интересоваться стартапами, пытался что-то делать сам. И когда Артем рассказал об идее, я посмотрел и понял: «Это оно, наконец-то». Этому проекту можно было посвятить два года и взлететь с ним.

Михаил Меланьин

В это время Артем Кейдунов уже жил в Лос-Анджелесе. Он снова вернулся в Москву, вместе с Михаилом Меланьиным снял квартиру и начал дорабатывать бота. Одним из первых пользователей стал сокурсник Меланьина Павел Тиунов, кандидат физико-математических наук. «Он активно критиковал бота, говорил: "Да, он может то, но не может вот это", и мы в определенный момент сказали ему: "Критикуешь? Давай делать вместе с нами"», — вспоминает Кейдунов. Продукт назвали Statsbot.

Павел Тиунов
Павел Тиунов

Тиунов согласился и взялся за внедрение технологии распознавания естественного языка и улучшил обработку аналитики. Сооснователи запустили продукт в январе 2016 года, а через месяц им уже пользовались четыре тысячи команд, включая NASA, Vimeo, Salesforce и Pebble.

Первых пользователей Statsbot получил благодаря публикации на платформах Product Hunt и Hacker News, а также упоминанию в официальном Twitter-аккаунте Google Analytics. Проектом стали интересоваться западные венчурные инвесторы, а отечественные, наоборот, считали, что он не перспективен и не будет приносить прибыль.

Михаил Меланьин
Михаил Меланьин

«Тяжелее всего было преодолеть волну недопонимания со стороны российских гуру рынка и ИТ-предпринимательства, — вспоминает Михаил Меланьин. — Все говорили: "Это маленькая история, вы не сможете вообще на этом зарабатывать, вас два инженера Google убьют за две недели"».

Тогда сооснователи решили переехать в Кремниевую долину и привлечь инвестиции американских фондов. За три месяца до отъезда, сидя на кухне в квартире Артема Кейдунова, они нарабатывали связи и искали потенциальных партнеров. В апреле 2016 года, когда набралась критическая масса знакомств, они купили билеты в Сан-Франциско.

Наш бросок на запад — это частично обида на российских инвесторов. Но в любом случае обижаться бессмысленно. Надо принимать действительность такой, какая она есть, и уметь работать с этим. Мы ничего не имеем против российских инвесторов. Но когда нами стали интересоваться западные инвесторы, то, естественно, имело смысл попробовать свои шансы в Долине.

Михаил Меланьин

Первое время на новом месте сооснователям было тяжело, вспоминает Меланьин: «Месяц мы были в депрессии, потому что нас никто не ждал с распростертыми объятиями. Нам было сложно — на первых порах мы не понимали правил игры».

Первый день в Сан-Франциско
Первый день в Сан-Франциско

«Первые деньги всегда тяжело привлекать. Это наша первая компания, к тому же мы все приехали в Америку из России. Но нас выручило то, что у нас был продукт, которым реально пользуются, и у него уже есть своя аудитория. Но все равно, нам пришлось много работать, проводить собеседования с акселераторами, встречаться с бизнес-ангелами», — рассказывает Артем Кейдунов.

Однажды в июне Меланьин пошел на лекцию Стива Возняка. И тут ему начал настойчиво звонить Кейдунов: «Я долго сбрасывал трубку, а когда ответил — узнал, что нас приняли в акселератор Betaworks Botcamp. Я начал кричать от радости прямо посреди выступления Возняка, и меня вывела охрана. На радостях я побежал скорее к нему — праздновать. А когда на следующий день мы протрезвели, то узнали, что нас еще позвали на собеседование в 500 Startups», — вспоминает он.

Михаил Меланьин: «Артем только приехал из Лос-Анджелеса, мы сидели в Starbucks на Тверской и продавали наш продукт»
Михаил Меланьин: «Артем только приехал из Лос-Анджелеса, мы сидели в Starbucks на Тверской и продавали наш продукт»

Инкубатор Betaworks инвестировал в такие сервисы, как Giphy, Instapaper и Chartbeat. Весной 2016 года он объявил о запуске специальной трехмесячной программы роста для разработчиков ботов под названием Botcamp. Инкубатор планировал инвестировать по $200 тысяч в каждую компанию-участницу и отобрал всего 10 команд, включая Statsbot.

«Мы долго думали, куда пойти, и в итоге решили выбрать оба акселератора», — рассказывает Артем Кейдунов. «В случае с Betaworks было очень тяжело отказаться от сделки, ведь программа была фактически заточена под наш продукт. А 500 Startups у всех на слуху, и попасть туда тоже тяжело. Мы на начальном этапе особо и не рассчитывали, что нас возьмут, если честно. Но уже через час после собеседования нам позвонили и сказали, что мы приняты», — вспоминает Михаил Меланьин.

После этого команда начала разрываться между двумя побережьями: офис Betaworks расположен в Нью-Йорке, а 500 Startups — в Сан-Франциско. Statsbot получил предпосевные инвестиции — $125 тысяч от 500 Startups и $200 тысяч от Botcamp. «В это время мы ощущали себя позади мощного локомотива, который тянул нас по очень крутым фондам, менторам и экспертам. Это дало нам если не в два, то в полтора раза больше связей. Я думаю, это был правильный выбор», — рассуждает Меланьин.

Программа роста в акселераторе Betaworks помогла команде улучшить продукт. Например добавить функцию Smart Alerts, благодаря которой бот посылает в Slack уведомление об аномалиях, рассказывает Кейдунов: «Это происходит, если у вас есть резкий скачок посещаемости с определенного ресурса, или резкий провал в подписках или резкий скачок в продажах, нехарактерный для конкретного дня недели».

Менторы 500 Startups рассказали команде о том, как правильно зарабатывать на продукте. «До этого мы никак не монетизировали бота. Но эксперты сказали: "Раз у вас есть продукт, он должен приносить прибыль". Тогда мы разработали программу подписки, и спустя месяц экспериментов внедрили ее. После этого наш регулярный месячный доход рос на 20% в неделю», — рассказывает Кейдунов.

Самым первым пользователям разработчики разрешили продолжить пользоваться продуктом бесплатно. Для тех, кто регистрируется сейчас, существует пробный семидневный период. Затем необходимо оформить подписку, общая стоимость которой зависит от количества аккаунтов.

Statsbot предлагает три тарифа на обслуживание — по $5, $15 и $25 долларов за пользователя в месяц. Они различаются по объему услуг и возможностей бота. Например, в базовом тарифе клиент может подключить неограниченное количество проектов из Google Analytics, Salesforce и Mixpanel, однако в месяц он получит всего 300 отчетов. В профессиональном тарифе, помимо прочих возможностей, добавляется 10 уведомлений Smart Alert. В максимальном тарифном плане ограничений нет.

«Обычно в компании около 10 активных пользователей, — рассказывает Кейдунов. — Поэтому, если они выбирают профессиональный тарифный план, то мы получаем в месяц $150. Всего наш бот установило 20 тысяч компаний, а количество еженедельных активных пользователей превышает 30 тысяч человек».

Самый главный итог 500 Startups — это расширение пользовательской базы и конвертация пользователей в категорию платящих клиентов. Мы поняли, как продавать продукт, как в принципе работает монетизация и разные секреты роста, которые мы использовали раньше.

Артем Кейдунов

Сейчас в компании помимо сооснователей работает еще три человека, но они активно нанимают в России специалистов по анализу и обработке данных. В дальнейшем партнеры хотят увеличить степень самостоятельности и автоматизированности бота, чтобы он мог распознавать бизнес-процессы клиентов и предлагать им решения.

«Наша глобальная цель — это создать enterprise-ассистента. Сейчас у владельцев iPhone есть Siri, которая пока что еще не очень хорошо работает, также развиваются домашние ассистенты — есть Alexa от Amazon, или Google Home. Но офисных ассистентов еще нет. И мы хотим стать первыми: чтобы Statsbot был глубоко включен в бизнес-процессы клиентов и помогал их оптимизировать, указывая на важные моменты, которые человек мог бы не заметить», — поясняет Артем Кейдунов.

Сооснователи за два дня до закрытия сделки на $1,6 миллионов
Сооснователи за два дня до закрытия сделки на $1,6 миллионов

Демодень в Betaworks был в сентябре, а в 500 Startups — в октябре. Чтобы закрыть инвестиционную сделку, требуется три месяца, поэтому подготовку сооснователи начали заранее, вспоминает Кейдунов: «У нас уже был ряд инвесторов, с которыми мы непродолжительно общались. Мы активизировались, сказали им, что поднимаем раунд. И стали получать терм-шиты (англ. term sheet, основные договоренности сторон о правовых и финансовых параметрах предстоящей сделки — прим. ред.). Самое главное в фандрайзинге — ускорить инвестора. Ему выгодно ждать, потому что он находится в позиции силы, ведь это у него приходят просить денег».

Поэтому нужно перетянуть одеяло на себя: вот, у меня терм-шит от твоих коллег, и если ты не дашь свой терм-шит через пять дней, то я уйду к ним. Мы сказали всем потенциальным инвесторам: хотим закрыть сделку на демодне в 500 Startups. И они активизировались, а мы смогли быстро закрыться. — Артем Кейдунов

В итоге компания подняла раунд на $1,6 миллионов. Ведущим фондом стал Eniac Ventures. «Кроме того, там участвовали Betaworks, Innovation Endeavors и еще один фонд, о котором мы пока не можем сообщить», — рассказывает Михаил Меланьин.

«Инвесторы ставят перед нами цель — расти ускоренными темпами и стать одним из самых доминирующих ботов в мире. Сейчас в Долине многие верят, что именно боты — это следующий виток развития программного обеспечения. Сейчас то время, когда мы можем стать лидирующим софтом в будущем, как в свое время Salesforce стала по умолчанию главной CRM», — отмечает Кейдунов.

Кроме того, проект вошел в шорт-лист голосования за титул лучшего бота года по версии Product Hunt. В 2017 году компания планирует выйти на устойчивую прибыль и подготовиться к новому инвестиционному раунду. «Какие бы действия мы сейчас не предпринимали, все это должно отражаться на росте месячного дохода и прибыли, чтобы за следующий год мы могли планомерно подвести компанию к раунду A. С точки зрения продукта, мы хотим обеспечить присутствие на всех платформах и начать работать со всеми игроками», — заключает Меланьин.

36 комментариев

Привет! Спасибо за статью! А как вы и на кого вы оформили компанию юридически? На каких основаниях находитесь в США? Виза?

3
Ответить

Да - обычная виза. Сейчас все делаем O1 визу. Компания оформлена на нас в штате Делавэр. Это все делается без гражданства через юриста.

5
Ответить

Вы попали в Betaworks и 500 Startups. А во сколько фондов отправляли заявки?

3
Ответить

Подавались во все что было перед глазами из топ тира акселераторов — что-то около 10 - 15. Пообщались за этот год порядка с 100 фондов. Из них российских – 3.

3
Ответить

отличный материал, ребята!

2
Ответить

Аида :heart:

1
Ответить

Классная заметка, с удовольствием почитал.

2
Ответить