Электронный магазин VS единственный поставщик: как сегодня вести закупки?

Почему закупка у единственного поставщика — не всегда безопасный выбор, и как электронный магазин помогает экономить время и ресурсы без риска для бизнеса. В статье — примеры и практические рекомендации.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

На первый взгляд может показаться, что работа с единственным поставщиком — это самый легкий и оперативный способ получить нужный товар/услугу: заключается прямой договор, никаких лишних процедур. Но за внешней простотой часто скрываются риски, способные привлечь внимание проверяющих структур. Более безопасной и современной альтернативой выступает электронный магазин: он сохраняет удобство и скорость, но при этом обеспечивает прозрачность процесса и снижает вероятность нарушений. Для компаний это не просто формальное требование, а полноценный инструмент оптимизации затрат, экономии ресурсов и упрощения контроля над закупками.

Закупки у единственного поставщика в 223-ФЗ часто выбирают из-за скорости или необходимости приобрести товар конкретного бренда. Но когда такие закупки происходят у компаний системно, они мешают выстраивать устойчивые процессы, влияют на тарифы и в долгосрочной перспективе обходятся дороже.

Что об этом говорит законодательство?

Согласно статье 3.6 Федерального закона № 223-ФЗ, именно внутреннее положение о закупках конкретного заказчика определяет порядок и перечень случаев, когда допускается заключение договора с единственным поставщиком. Иными словами, у организации может быть возможность закупать все необходимое именно таким способом — напрямую, без конкурсов и других процедур выбора контрагента.

Но такая видимая простота несет в себе ряд сложностей:

  • Несоответствие принципам закона: чрезмерное использование схемы закупок у ед.поставщика идет вразрез с ключевыми задачами 223-ФЗ — развитием конкурентной среды, эффективным расходованием средств и привлечением большего числа участников к торгам. В таких случаях контролирующие органы вправе потребовать снизить долю подобных сделок.
  • Проблемы с ценообразованием: для организаций, работающих в сфере с регулируемыми тарифами, затраты на закупки у единственного поставщика могут не учитываться при определении тарифов, что повлечет за собой их снижение.

Практика по 44-ФЗ может служить полезным ориентиром: там закупки у единственного поставщика жестко лимитированы — не более 600 тысяч рублей и максимум 20% от совокупного объема закупок. Оптимальным решением будет придерживаться схожих рамок или готовить детальное обоснование каждой такой сделки, опираясь на перечень допустимых случаев, приведенный в статье 93 44-ФЗ.

Вместо закупок у ед.поставщика все чаще выбирают формат электронных магазинов, популярность которых в сфере госзакупок стабильно растет. Этот тренд подтверждают представители Казначейства и Минфина, отмечая развитие инфраструктуры для проведения малых закупок и предлагая электронный магазин как единый, стандартизированный инструмент. Так, на Годовом общем собрании Союза закупщиков 16 мая 2025 года заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе назвала развитие этой системы одной из приоритетных задач на ближайшие три года. Аналогичный акцент содержится и в законопроекте Минфина, представленном в марте 2025 года.

Почему так хвалят электронный магазин?

  • Электронный магазин обеспечивает полную прозрачность всех операций, формируя проверяемый цифровой след, который упрощает внутренний контроль и проведение аудита.
  • К системе можно подключить собственных поставщиков и получать сразу несколько предложений, при этом выбор не ограничивается только ценовым фактором.
  • При желании заказчик может закупать продукцию конкретных брендов, оставаясь в рамках закона: часть 3.2 статьи 3 223-ФЗ допускает использование неконкурентных способов закупок, включая электронные магазины, если это закреплено во внутреннем Положении о закупках.
  • Автоматизация платформы снимает с заказчика значительную часть административной нагрузки: система сама собирает предложения, сравнивает цены, публикует сведения в ЕИС и формирует необходимые отчёты, включая отчётность по СМСП.
  • Скорость: весь цикл от подачи заявок до подписания договора может занимать всего от нескольких часов до одного дня.

Для проведения закупок по 223-ФЗ в электронном магазине не обязательно ограничиваться федеральными электронными площадками, аккредитованными для работы по 44-ФЗ. У заказчиков сейчас много предложений, из которых можно выбирать — от Портала Поставщиков и специализированных платформ, таких как «Единый агрегатор торговли «Березка», ЭТП «Торги223» и др., до собственных разработок. Такой гибкий подход позволяет подбирать оптимальный инструмент в зависимости от конкретных задач и потребностей.

Практика показывает, что электронный магазин действительно сочетает удобство, оперативность и эффективность закупок.

  • Москва, июнь 2025 года — закупка летнего дизельного топлива на сумму 346 тыс. руб. была размещена в электронном магазине. Поставщик откликнулся и был выбран в тот же день.
  • Омск, июнь 2025 года — для городской больницы через электронный магазин приобретено медицинское оборудование на сумму 1 млн 395 тыс. руб. Поставщик также найден в день подачи заявки.

Советы заказчикам по работе с электронным магазином

При любом способе закупок — будь то работа с единственным поставщиком или через электронный магазин — законодательство обязывает заказчика обосновывать начальную (максимальную) цену договора (НМЦД). На практике это требование нередко недооценивают. Одна из типичных ошибок — указывать в документах фразы вроде: «Цена обоснована суммой договора, заключенного с единственным поставщиком». Такой подход расценивается как нарушение и может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.

Внутреннее Положение о закупках должно содержать подробный порядок расчета НМЦД. Многие организации, работающие по 223-ФЗ, используют методику, закрепленную в приказе Минэкономразвития РФ № 567, хотя обязательна она только для закупок по 44-ФЗ. Однако простая ссылка на приказ в Положении — недостаточна: необходимо пошагово прописать, как именно рассчитывается цена для каждого вида закупки.

Для ускоренных форматов — электронных магазинов, закупок у единственного поставщика и других неконкурентных способов — можно применять упрощенный порядок обоснования: например, ориентироваться на одно коммерческое предложение, сведения с официальных интернет-ресурсов и другие быстро доступные источники. Это позволяет выполнить требования закона, не тратя лишнего времени.

Что в итоге

Опыт показывает, что электронный магазин — это современный и удобный инструмент, который объединяет простоту и оперативность неконкурентных закупок с прозрачностью и соответствием нормам законодательства. Он сокращает сроки процедур, снижает административную нагрузку за счет автоматизации, обеспечивает интеграцию с ЕИС и формирует необходимую отчетность без лишних усилий. Внедрение электронного магазина помогает оптимизировать закупочные процессы, снизить риски и высвободить ресурсы для задач стратегического развития.

Источник: АиФ-Урал

1
Начать дискуссию