{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как стартап ProctorEdu следит, чтобы студенты и менеджеры России, Индии и Израиля не списывали

В 2016-м ProctorEdu вырос из небольшого проекта для НИУ ВШЭ. Вузу нужна была система для распознавания нечестного поведения студентов на экзаменах. Потом были более 20 млн рублей инвестиций, 5 крупных акселераторов и несколько стран с пилотами. Простыми словами о прокторинге и деятельности еще одного участника программы Yandex Cloud Boost.

От инкубатора ВШЭ до первого крупного заказчика

Артем Козин заканчивал магистратуру в НИУ ВШЭ – в университетском инкубаторе же он запустил свой первый проект «Скиллопедия». Сервис предоставлял короткие практические видеоуроки от тематических клубов и секций, с помощью которых пользователи получали интересные им гайды, для самих клубов эти уроки могли служить в качестве промо. В 2008 году проект выиграл премию «Студенческий стартап года», учрежденную бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ и Британской высшей школой дизайна, и динамично развивался.

Однако потом, когда Артем уже начал работать в НИУ ВШЭ, проект из-за недостатка финансирования закрылся. Позже он познакомился с новым партнером Адебайо Аденийи на встрече международного движения YouthTime в Париже – вместе они начали работать над стартапом PushPullMe. Новое ИТ-решение объединило студентов, которые испытывали психологические трудности, и начинающих практикующих коучей и психологов с сопровождающими их опытными специалистами. Одни получали бесплатную помощь, другие – опыт и первые кейсы. Кстати, сейчас проект до сих пор работает в Вышке.

Третьим проектом Артема как раз стала система прокторинга ProctorEdu. Тогда он курировал проект «Открытое образование» со стороны НИУ ВШЭ. Нужно было организовать прокторинг для дистанционных экзаменов студентов.

Прокторинг – процедура, помогающая следить за процессом тестирования или экзаменом. Она позволяет верифицировать личность тестируемого и наблюдать за его поведением и происходящим на его экране компьютера, для того, чтобы убедиться что он не списывает, не ищет ответы в интернете, не прибегает к помощи других людей. Прокторинг появился в 2008 году в США, технологию его проведения разработала компания ProctorU и изначально он использовался как механизм контроля экзаменов.

В России на тот момент почти не было крупных игроков в этой сфере – Артем и Аденийи решили воспользоваться этим и предложить свою идею проекта по прокторингу. Для разработки платформы по обработке видеопотоков требовались специалисты, в итоге команда будущего проекта ProctorEdu привлекла Антона Скшидлевского, который на тот момент работал в университете ИТМО, сейчас Антон технический директор проекта. Для потребностей «Открытого образования» команда создала вариант кастомизированной системы прокторинга. Сейчас компания проводит прокторинг для более 150 клиентов, среди которых Альфа-Банк, Сколтех, РусГидро, Школа Летово, различные университеты, а также компании и образовательные организации из Европы, Индии, Канады, Израиля и других стран.

Как устроена система прокторинга

Сейчас ProctorEdu занимается разработкой ПО для оценочных онлайн-мероприятий: аттестаций, экзаменов, тестирований, олимпиад. Прокторинг помогает подтвердить личность участника мероприятия и верифицировать его добросовестное поведение на этом мероприятии. Другими словами, прокторинг помогает отследить нечестное поведение, списывание, читинг.

ProctorEdu решает две важные задачи:

  • Проведение оценочных мероприятий дистанционно. Это особенно важно для участников из регионов или даже других стран, т.к. позволяет повысить доступность мероприятия и обеспечить равные возможности по участию в нем.
  • Осуществление контроля на протяжении всего мероприятия. С одной стороны, осуществляется контроль достоверности результатов, которых участник достигает при обучении. С другой, обеспечиваются равные условия для всех участников, результаты становятся объективными, а недобросовестные участники отстраняются.

Ключевое отличие системы прокторинга от обычной видеосвязи и видеозаписи в том, что система сама позволяет автоматически отслеживать некоторые формальные признаки нечестного поведения (появление второго человека перед камерой, разговор по телефону, открытие сторонних вкладок, клавиатурный почерк) и обеспечивать онлайн-наблюдение за большим количеством участников как в реальном времени, так и в асинхронном режиме.

В период пандемии использование системы прокторинга для образовательных учреждений стало особенно актуально, поэтому спрос на сервис вырос и инфраструктуру нужно было масштабировать. Многие университеты проводили аттестации и экзамены в удаленном формате. К тому же, вузы постоянно взаимодействуют со студентами из других городов, знания которых нужно проверять.

Помимо этого, прокторинг сегодня используют крупные компании при внутреннем обучении сотрудников, профессиональных аттестаций и наборе новых сотрудников. Так, бизнес удаленно может искать стажеров или кадры для региональных филиалов.

Что на пути помогало «забустить» проект

  • Акселераторы и инвестиции

ProctorEdu подавал заявки в три акселератора: ФРИИ, Numa и индийский EDUGILD. Например, ФРИИ инвестировал в проект более 2 миллионов рублей. С помощью этих средств команда смогла протестировать новые гипотезы, погасить задолженности и даже найти второго клиента – Финансовый университет.

В 2019 году Softline Venture Partners (венчурный фонд поставщика ИТ-решений и сервисов Softline) инвестировала в стартап 20 млн рублей. Фонд Softline получит миноритарную долю.

  • Выход на новые рынки

Компания представляет продукт не только в России, но и за рубежом. Например, в Индии ProctorEdu работает с популярной системой тестирования. ПО российского стартапа интегрировано в эту систему для работы с университетами и корпорациями.

  • Новые технологические решения

В основе ProctorEdu – технологическая платформа, которая прежде всего должна выдерживать большие нагрузки, учитывая работу с видеопотоками. Для этого компания использует облачные технологии.

В 2020 году компания попала в программу Yandex.Cloud Boost по специальному офферу поддержки при переходе с другого хостинг-провайдера. Проект мигрировал из другого зарубежного облака, так как для российских клиентов обрабатываться данные должны в России в соответствии с ФЗ-152. К тому же, на этой миграции удалось сэкономить на услугах примерно в 2 раза.

Для хранения файлов, снимков и видеозаписей мы используем S3 совместимое хранилище, в Yandex.Cloud есть Object Storage, который нам как раз подходит. Специфика сервиса прокторинга такова, что загруженные данные используются в течение нескольких дней после записи. После этого данные обычно достаточно долго хранятся, обращение к ним происходит редко. Для минимизации расходов мы настроили жизненный цикл объектов в Object Storage так, что через несколько дней из стандартного хранилища объекты переводятся в холодное хранилище.

Антон Скшидлевский, Технический директор ProctorEdu

ProctorEdu проводит мероприятия с 5 тысячами одновременных участников. Чтобы эффективно масштабировать нагрузку, команда использует группы виртуальных машин в Compute Cloud. Это позволяет настроить автоматическое горизонтальное масштабирование сервера приложений по заданным параметрам.

О планах

Команда ProctorEdu планирует улучшать юзабилити сервиса, совершенствовать алгоритмы автоматического прокторинга, чтобы обеспечивать заданный, фиксированный уровень доверия к результатам тестирований. Ведется работа над упрощением интеграции с системами дистанционного обучения. Кроме того, планируется усовершенствования мультиарендной архитектуры, которые будут полезны для партнеров, предоставляющих услуги прокторинга своим клиентам. Cервис работает при больших нагрузках, поэтому в планах также оптимизация эффективности и снижение себестоимости работы серверной части, в частности для клиентов, выбравших on-premise решение.

Спрос на сервисы прокторинга уверенно растет по всему миру, поэтому компания рассматривает возможности выхода на рынки Швеции, США, Латвии и роста в Индии, Канаде, Израиле.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории участников программы Yandex Cloud Boost, которые активно читают наши подписчики:

0
13 комментариев
Написать комментарий...
An Ar

отличительнач черта современности- вместо облегчения жизни людей, каких то ноухау, которые бы облегчпли наше бытие, делали существование более комфортным и качественным, все больше вводится препон, каких то бессмысленных отягощений, рамок, прокрустовых лож. и так везде. люди кже в бесконечном стрессе живут от большого брата

Ответить
Развернуть ветку
Anetta

Вы считаете, что списывать на экзаменах, пользоваться подсказками на онлайн-тестировании это нормальная практика? Пусть человек ничего не зная выпустится специалистом из вуза или получит место в компании? :)

Ответить
Развернуть ветку
An Ar

ну как то раньше вот жили, а получаеься неправильно вот жили( получается и вот эти разрабы неправильно экзы сдавали. ( желаю всем кто загоеяет население в цифровое гетто, что б даже в сортире и при сексе за ними 24/7/365 следил большой брат а алиса хрюкала что они неправильно делают все. кармическая справедливость, скажем так.

Ответить
Развернуть ветку
Anetta

"Раньше" и трава была зеленее, и  процент сдачи любых тестов онлайн был гораздо ниже. Сейчас всё иначе и методы требуются иные. С вашим подходом и на обычном экзамене обычный преподаватель не должен следить за студентами – да пусть списывают сколько хотят, лишь бы быстрее домой пойти:)

Ответить
Развернуть ветку
An Ar

если препод норм учил студаков весь семестр и как положено проводил промежуточную аттестацию, коллоки и зачеты ставил за знания а не за деньги, его студакам никакие шпоры не нужны будут на экзах. Л- логика.

Ответить
Развернуть ветку
Anetta

То есть, когда преподаватель следит за студентом на коллоквиуме "это другое"?:) Понятно, на экзамене не нужно следить, на онлайн экзамене следить в приницпе должно быть запрещено, а на контрольной/коллоквиуме – пусть следит. Ок, логика ясна.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
An Ar

нигде следить не надо. вот такой вот посыл.

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Levashov

Быть хитрым студентом становится всё сложнее.)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дубышкин

Проктороги всех стран - объединяйтесь

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

крутая идея...

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Крутая идея!

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Хирш

Ого стартап-стукач, а чё не выпуск гомеопатии или коучинг?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда