{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сервис по продаже авиабилетов: какие технологии внутри

Ищешь билет Москва — Адлер на «Авиасейлсе», «Скайсканнере» или «Яндекс.Билетах», видишь самый дешёвый, кликаешь, чтобы купить, — а этого билета уже нет. Зато есть вариант на пару тысяч дороже. Это не маркетинговый ход и не обман, а особенности технологий поиска авиабилетов. О них и поговорим.

Привет! Меня зовут Дмитрий Дроевский, я директор по развитию «Суперкассы» — сервиса по поиску и продаже авиабилетов. В этой статье расскажу о некоторых наших технологиях, которые помогают предлагать пользователям билеты по низким ценам. Часто — дешевле, чем у авиакомпании.

Но прежде чем говорить о технологиях, нужно разобраться с тем, как вообще устроена продажа авиабилетов.

Как устроена продажа авиабилетов

На рынке авиабилетов есть четыре звена: авиакомпании, агентства (OTA), метапоисковики и глобальные дистрибутивные системы. Посмотрим, чем занимается каждое из звеньев:

  • авиакомпании — перевозят пассажиров и могут продавать билеты через свои сайты. Но только свои билеты или билеты тех авиакомпаний, с которыми есть соглашения о совместной работе. А могут и не продавать напрямую;
  • агентства, они же Online Travel Agency (OTA), — не перевозят пассажиров, а только продают билеты и занимаются постобслуживанием, например возвратом и обменом билетов. Их ещё называют посредниками и сервисами по продаже билетов;
  • метапоисковики — помогают пользователям находить билеты, но не продают их. Метапоисковик — это что-то вроде умного каталога: тут можно найти билет, посмотреть цену, сравнить цены по дням и перевозчикам, но для покупки нужно перейти на сайт посредника. «Авиасейлс», «Скайсканнер», «Яндекс.Билеты» — это примеры метапоисковиков;
  • глобальные дистрибутивные системы (ГДС) — не перевозят пассажиров и не продают билеты, а лишь собирают контент авиакомпаний и предлагают агентствам продавать его, не подключаясь напрямую к авиакомпаниям. При этом ГДС не работают с частными лицами.

Получается, пользователь может купить билет либо у авиакомпании, либо у посредника, потому что метапоисковики билеты не продают, а ГДС с частными лицами не работают.

При этом цена на билет по одному и тому же маршруту может отличаться от посредника к посреднику, потому что они используют разные технологии. Я расскажу о тех четырёх, которые применяются в нашей компании — «Суперкассе».

Технология 1. Глубокий поиск по разным системам дистрибуции

Посреднику не обязательно подключаться ко всем ГДС мира: в одной можно увидеть 98% билетов из других систем. Звучит здорово, но те самые ускользающие 2% могут оказаться самыми выгодными. И если работать только с одной ГДС, есть риск их упустить.

Как обычно работают с ГДС: посредник подключается к одной ГДС и ищет билеты только в ней. В этой одной ГДС ему в принципе доступны билеты из всех других систем, но не 100%. Из-за разницы в технологиях ГДС, скорости обработки запросов и комиссий такой посредник может пропустить выгодные для пассажиров предложения. Их будет немного, но всё же они будут.

Как у нас: мы используем технологию глубокого поиска. Её смысл в том, что мы подключаемся к пяти ГДС и ещё десятку авиакомпаний напрямую, чтобы находить те самые несколько процентов интересных билетов.

Технология работает так: пользователь отправляет запрос, например ищет билет Москва — Пекин через метапоисковик. Метапоисковик перенаправляет запрос нам, а мы — в ГДС и авиакомпании. В ответ получаем десятки тысяч вариантов перелёта: с багажом и без, в бизнес-классе или экономе, с питанием и без него, прямые и с тремя-пятью пересадками. Внутри этого массива данных есть выгодные предложения, и, чтобы их найти, мы фильтруем десятки тысяч результатов и отправляем метапоисковику самые лучшие, из которых и выбирает пользователь.

Но есть нюанс: те самые несколько выгодных процентов могут быть доступны в моменте, вот прямо сейчас. А уже через минуту исчезнуть, например потому, что другой пассажир купил этот единственный билет, а других таких же больше нет. С одной стороны, пассажир может получить самый выгодный билет, а с другой, также легко упустить его.

Как использовать глубокий поиск самостоятельно: искать билеты не на одном сайте, а на нескольких, в том числе через сайты метапоисковиков, агентов по продаже билетов и авиакомпаний. Но тут есть сложности: нужно как-то собрать результаты, проанализировать их и выбрать лучший билет. Пока пользователь будет это делать, он может упустить выгодное предложение: самый подходящий билет купит кто-то другой.

Технология 2. Микс тарифов: два билета по 1 500 ₽ и один за 2 500 ₽ вместо трёх по 2 500 ₽

Когда-то авиакомпаниям нужно было придумать, как продавать одни и те же билеты по разным ценам. То есть сто билетов из одного салона нужно было разделить на части, одну часть продавать по 2 500 рублей, вторую — по 4 000 рублей, третью — по 6 000 рублей. Это нужно было, чтобы дешёвыми билетами отбить себестоимость полёта, сформировать некую финансовую безопасность, а потом уже продать остальные билеты, чтобы получить прибыль.

Чтобы продавать одинаковые билеты по разным ценам, но не запутаться во всём этом, авиакомпании придумали тарифы: это не те тарифы, к которым мы привыкли, типа бизнеса и эконома, а условные, вроде А, Б, В, — они нужны только авиакомпании, чтобы не ошибаться в ценах.

Ещё раз: первые, например, 10 билетов компания продаёт по тарифу А за 1 500 рублей, вторые 10 — по тарифу Б за 2 500 рублей, остатки — по тарифу В за 3 000 рублей. Больше ничем эти билеты не различаются.

Билет Москва — Ростов-на-Дону продаётся по четырём тарифам: двум V, Q, S. В каждом тарифе одинаковые услуги, но цена разная

Как обычно работают условные тарифы: все билеты в заказе пользователя должны быть одного тарифа, например берёшь два билета — оба тарифа А, берёшь три — все три А.

Купить один билет тарифа А и два тарифа Б не получится, потому что большинство агентств и авиакомпаний не умеют одним заказом выписывать разные тарифы, это недоступный им уровень обработки данных.

Как у нас: можно миксовать разные тарифы в одном заказе. Например, если семье нужно три билета, а тарифа А остался только один, мы оформим заказ на один билет по тарифу А и два по тарифу Б. Мы так умеем, потому что заранее проанализировали все описания тарифов авиакомпаний и занесли разницу между ними в базу. И если есть где-то один дешёвый билет из тарифа А, мы можем смиксовать его с другими тарифами и так снизить общую сумму заказа.

Как подобрать выгодный тариф самим: вручную, по одному билету проверять наличие из дешёвых тарифов, постепенно увеличивая количество пассажиров.

Василий хочет купить три билета на море для семьи и в поиске на сайте авиакомпании он указывает, что ему нужны билеты на трёх пассажиров. И вот если где-то остался один или два нужных ему билета по тарифу А, он их не увидит. Билета три, значит, в результатах поиска будет три билета из тарифа Б.

Но он может схитрить: сначала поискать один билет, чтобы был тарифа А. Купить его. Потом попробовать найти второй билет тоже из тарифа А и купить, если есть. А потом уже докупить третий билет по тарифу Б.

Но тут есть риск: может случиться так, что пока Василий будет оформлять билеты по тарифу А, билеты по тарифу Б закончатся. И ему придётся либо сдавать все билеты со штрафом за возврат и искать другие варианты перелёта, либо докупать билеты по ещё более дорогому тарифу.

Технология 3. Персональный тариф: один багаж на семью или один возвратный билет из пяти

Вернёмся к привычному пассажирам понятию тарифа как набора услуг и свойств билета. По разным тарифам билеты могут быть возвратными и невозвратными, с обменом билета на другую дату или без, с багажом или только с ручной кладью.

Если пассажир берёт один билет, сложностей с тарифом нет: какой надо, такой и выбирает. А вот если летит семья или компания друзей, то нужно выбирать или один тариф на всех, или каждому оформлять билет отдельно. Оформлять отдельно обычно сложно: занимает много времени, есть риск упустить билет, поэтому берут всем одинаковые.

Как обычно работают тарифы: можно оформить несколько билетов одним заказом, но все они будут с одинаковым тарифом. Взять одному пассажиру билет с ручной кладью, а другому с багажом не получится.

Ограничение с тарифами существует, потому что ГДС передаёт информацию по свойствам каждого билета отдельно, и не у всех посредников есть техническая возможность обработать билеты с разными свойствами в одном заказе. Если один билет невозвратный — все будут невозвратными.

Как у «Суперкассы»: у нас есть технология «Персональный тариф» — это когда в одном заказе можно выбрать разные тарифы для каждого билета. Чтобы технология работала, мы сами анализируем свойства билетов и заносим каждый в свою базу. Это позволяет нам группировать билеты с разными свойствами.

Влад и Даша собираются в отпуск с тремя детьми. Влад ищет билеты сразу на всю семью, мы ему показываем стоимость и предлагаем настроить билеты под себя. Даше и старшим детям нужен багаж, а Владу и младшему сыну — нет. В целом семье хватит трёх чемоданов на всех.

Влад берёт два билета без багажа за 21 182 рубля и три с багажом за 39 472 рубля. Итого получается 60 654 рубля, а без выбора тарифов пять билетов обошлись бы Владу в 65 786 рублей. С технологией «Персональный тариф» он сэкономил 5 132 рубля.

Чтобы выбрать тариф для билета, пользователю нужно нажать на фигурки человека: сколько человечков — столько билетов с этим тарифом

Технология «Персональный тариф» работает не только с багажом. Представим, что та же семья из пяти человек собирается в отпуск, но отец семейства не уверен, что его неожиданно не вызовут на работу в день вылета. Тогда он берёт себе возвратный билет, а всем остальным — невозвратные.

Пользователь может выбирать билеты с разными свойствами: с багажом и без, возвратные, с обменом

Как сделать самому: пользователь сам может купить четыре невозвратных билета и один возвратный, если оформит разными заказами. То же самое с багажом. Но тут опять есть риск упустить выгодный билет или не найти нужное количество билетов на один рейс.

Технология 4. Сцепка билетов: туда летим «Победой», а обратно S7

Авиакомпании не продают на своих сайтах билеты на рейсы конкурентов. Исключения — билеты тех компаний, с которыми есть интерлайны — это соглашение о том, что пассажир часть пути летит одной компанией, а часть — другой. Или код-шеринговые договоры — это когда разные компании объединяются и продают билеты на рейс, который выполняет одна из них. Например, пассажир покупает билет у «Аэрофлота», но летит на самолёте авиакомпании «Россия» вместе с теми, кто купил билеты у «России», и наоборот — это код-шеринг.

Как обычно работают перелёты туда-обратно: билеты для перелёта туда-обратно предлагают от одной авиакомпании. Если пользователь хочет слетать по маршруту Москва — Пекин — Москва, ему покажут билеты одной авиакомпании, даже если полететь из Москвы в Пекин «Аэрофлотом», а из Пекина S7 будет дешевле.

Дело в том, что ГДС умеют соединять в одном заказе только два билета разных авиакомпаний в одну сторону и без страховки от отмены стыковки. А вот предлагать полёт туда компанией Б, а обратно компанией А пока не научились.

Как у «Суперкассы»: умеем сцеплять билеты разных компаний технологией «Сцепка билетов». Из разных источников отдельно находим билеты туда и отдельно билеты обратно, комбинируем их между собой, чтобы найти самые выгодные варианты, а потом предлагаем пользователю эти комбинации.

Например, пассажир ищет билеты на рейс Санкт-Петербург — Казань. По времени ему удобно вылететь из Питера «Победой», а обратно вернуться на рейсе «Смартавиа». Мы соединим в заказе билеты двух компаний и предложим ему этот вариант.

Технически мы продадим пользователю два разных билета: один из Санкт-Петербурга до Казани, а второй — из Казани в Санкт-Петербург, но для пользователя всё будет выглядеть как один перелёт. Ему нужно будет только раз ввести данные и оплатить

Как сделать самому: пользователь может сам купить два билета, один туда, один обратно. Но ему придётся подбирать их по отдельности, анализировать цены и выбрать самый выгодный вариант. Тут важно помнить, что информация в системе постоянно обновляется, и подходящий билет может купить кто-то другой. Тогда поиски придётся начинать сначала.

К сожалению, не все технологии мы можем использовать, когда отдаём билеты метапоисковикам. Где-то причина в технических ограничениях метапоисковиков, где-то — в нашем риске показать один билет за 999 рублей двадцати людям, продать одному и получить 1 довольного и 19 недовольных пользователей. Ведь этим девятнадцати будут показываться билеты из следующего тарифа, уже за 1 999 рублей.

Плюс мы платим за пользователей из метапоисковиков: иногда за оформление билета, иногда за клик, поэтому нам невыгодно показывать клёвые, но ограниченные предложения. И их мы оставляем у себя, чтобы показывать пользователям, которые приходят в «Суперкассу» напрямую.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Alex Kozhevnikov

Красиво написано, но по факту ровно наоборот выходит. Если прийти к вам напрямую - цены на билеты будут выше, чем если перейти к вам из авиасэйлз. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Это не так, мы в Superkassa так не делаем. И это принципиальная позиция.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жердева

Дмитрий, очень интересная статья, конечно. Круто, что вы заботитесь о технологиях. Не круто - что не заботитесь о своих клиентах, которые через вас приобретают билеты.

Ситуация: Авиакомпания перенесла рейс, билеты на который я купила через этот сервис. Я поспешила оформить вынужденный возврат, но до сих пор (прошла неделя) ваши специалисты не протрудились даже принять мою заявку, тишина полная, колл-центра тупо нет, несмотря на то, что на сайте указан контактный номер "круглосуточно и бесплатно". Общаюсь исключительно с ботами. Я абсолютно не в курсе что и как с моим запросом на возврат билета. На этой волне была вынуждена написать в aviasales, которые сотрудничают с этим сервисом и выдают данного агента в поисковой выдаче билетов.

Ужасная ситуация, неужели мне придется получать опыт в написании гневных статей на VC, жалоб в Роспотребнадзор, судебных исков в АК и ООО «Суперкасса», продолжать писать aviasales о этой ситуации?

Почему такая простая технология, как личный кабинет со статусом заявки на возврат, не используется в вашей компании?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жердева

"Над онлайн-сервисом Superkassa.ru трудится почти 100 человек — разработчики, аналитики, маркетологи, служба поддержки и еще много других «бойцов невидимого фронта»." и не одного специалиста колл-центра.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Службы поддержки это и есть специалисты колл-центра. Их примерно половина от всего нашего штата. За последние два года мы ни разу не останавливали прием новых сотрудников саппорта, но к сожалению все еще сохраняется проблема по не всегда быстрому ответу на запросы пассажиров. Опишу это в отдельной статье.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жердева

Отлично, буду следить за вашими публикациями и делиться своим опытом общения с вашей службой поддержки, даже если этой поддержкой окажется ваш бот.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жердева

Дмитрий, а можно у вас поинтересоваться, почему не смотря на то, что большую часть вашей команды составляют сотрудники поддержки - на комментарии в оф. группе ВК на претензии пользователей отвечают сотрудники ависейлс и делают это быстрее? А еще они же помогают решить вопросы с возвратом и обменом, гораздо активнее, чем ваша поддержка.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

При обработке заявок на обмены и возвраты мы соблюдаем очередность в зависимости от времени поступления этих заявок и времени до вылета рейса. Сотрудники метапоиска не имеют технической возможности решать вопросы с бронированиями созданными агентствами или авиакомпаниями, а могут лишь транслировать получаемые вопросы-ответы. Так что в не зависимости от того, кто написал вам ответ, занимались им сотрудники Суперкассы.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жердева

Дмитрий, прокомментируйте нарушения законодательства в вашей организации, пожалуйста:

С суммы возврата моего билета Суперкасса принудительно (!) удержала из стоимости моего билета вот такие суммы:

Сбор при продаже 144 рубля
Сбор агентства за вынужденный возврат по инициативе авиакомпании в размере 390 рублей ( за каждый авиабилет).
Сбор за обработку платежа 233 рубля

О этих суммах, кроме сбора агента 390 рублей, нигде нет ни слова.

Считаю это нарушением п. 3 ст. 16 и п. 1 ст. 10 ЗОПП.

Ответить
Развернуть ветку
Суперкасса

Елена, здравствуйте.

В работе нашей компании нет нарушений законодательства. Все сборы, о которых вы пишете, есть в договоре (оферте).

Информация о том, что сбор при продаже не подлежит возврату — в пункте 1 раздела «Расчеты и порядок оплаты». Сбор агентства за возврат и сбор за обработку платежа — в третьем и последнем пунктах приложения к оферте.

Саму оферту вы можете открыть в личном кабинете под вашим заказом.

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда