Сервис по продаже авиабилетов: какие технологии внутри
Ищешь билет Москва — Адлер на «Авиасейлсе», «Скайсканнере» или «Яндекс.Билетах», видишь самый дешёвый, кликаешь, чтобы купить, — а этого билета уже нет. Зато есть вариант на пару тысяч дороже. Это не маркетинговый ход и не обман, а особенности технологий поиска авиабилетов. О них и поговорим.
Привет! Меня зовут Дмитрий Дроевский, я директор по развитию «Суперкассы» — сервиса по поиску и продаже авиабилетов. В этой статье расскажу о некоторых наших технологиях, которые помогают предлагать пользователям билеты по низким ценам. Часто — дешевле, чем у авиакомпании.
Но прежде чем говорить о технологиях, нужно разобраться с тем, как вообще устроена продажа авиабилетов.
Как устроена продажа авиабилетов
На рынке авиабилетов есть четыре звена: авиакомпании, агентства (OTA), метапоисковики и глобальные дистрибутивные системы. Посмотрим, чем занимается каждое из звеньев:
- авиакомпании — перевозят пассажиров и могут продавать билеты через свои сайты. Но только свои билеты или билеты тех авиакомпаний, с которыми есть соглашения о совместной работе. А могут и не продавать напрямую;
- агентства, они же Online Travel Agency (OTA), — не перевозят пассажиров, а только продают билеты и занимаются постобслуживанием, например возвратом и обменом билетов. Их ещё называют посредниками и сервисами по продаже билетов;
- метапоисковики — помогают пользователям находить билеты, но не продают их. Метапоисковик — это что-то вроде умного каталога: тут можно найти билет, посмотреть цену, сравнить цены по дням и перевозчикам, но для покупки нужно перейти на сайт посредника. «Авиасейлс», «Скайсканнер», «Яндекс.Билеты» — это примеры метапоисковиков;
- глобальные дистрибутивные системы (ГДС) — не перевозят пассажиров и не продают билеты, а лишь собирают контент авиакомпаний и предлагают агентствам продавать его, не подключаясь напрямую к авиакомпаниям. При этом ГДС не работают с частными лицами.
Получается, пользователь может купить билет либо у авиакомпании, либо у посредника, потому что метапоисковики билеты не продают, а ГДС с частными лицами не работают.
При этом цена на билет по одному и тому же маршруту может отличаться от посредника к посреднику, потому что они используют разные технологии. Я расскажу о тех четырёх, которые применяются в нашей компании — «Суперкассе».
Технология 1. Глубокий поиск по разным системам дистрибуции
Посреднику не обязательно подключаться ко всем ГДС мира: в одной можно увидеть 98% билетов из других систем. Звучит здорово, но те самые ускользающие 2% могут оказаться самыми выгодными. И если работать только с одной ГДС, есть риск их упустить.
Как обычно работают с ГДС: посредник подключается к одной ГДС и ищет билеты только в ней. В этой одной ГДС ему в принципе доступны билеты из всех других систем, но не 100%. Из-за разницы в технологиях ГДС, скорости обработки запросов и комиссий такой посредник может пропустить выгодные для пассажиров предложения. Их будет немного, но всё же они будут.
Как у нас: мы используем технологию глубокого поиска. Её смысл в том, что мы подключаемся к пяти ГДС и ещё десятку авиакомпаний напрямую, чтобы находить те самые несколько процентов интересных билетов.
Технология работает так: пользователь отправляет запрос, например ищет билет Москва — Пекин через метапоисковик. Метапоисковик перенаправляет запрос нам, а мы — в ГДС и авиакомпании. В ответ получаем десятки тысяч вариантов перелёта: с багажом и без, в бизнес-классе или экономе, с питанием и без него, прямые и с тремя-пятью пересадками. Внутри этого массива данных есть выгодные предложения, и, чтобы их найти, мы фильтруем десятки тысяч результатов и отправляем метапоисковику самые лучшие, из которых и выбирает пользователь.
Но есть нюанс: те самые несколько выгодных процентов могут быть доступны в моменте, вот прямо сейчас. А уже через минуту исчезнуть, например потому, что другой пассажир купил этот единственный билет, а других таких же больше нет. С одной стороны, пассажир может получить самый выгодный билет, а с другой, также легко упустить его.
Как использовать глубокий поиск самостоятельно: искать билеты не на одном сайте, а на нескольких, в том числе через сайты метапоисковиков, агентов по продаже билетов и авиакомпаний. Но тут есть сложности: нужно как-то собрать результаты, проанализировать их и выбрать лучший билет. Пока пользователь будет это делать, он может упустить выгодное предложение: самый подходящий билет купит кто-то другой.
Технология 2. Микс тарифов: два билета по 1 500 ₽ и один за 2 500 ₽ вместо трёх по 2 500 ₽
Когда-то авиакомпаниям нужно было придумать, как продавать одни и те же билеты по разным ценам. То есть сто билетов из одного салона нужно было разделить на части, одну часть продавать по 2 500 рублей, вторую — по 4 000 рублей, третью — по 6 000 рублей. Это нужно было, чтобы дешёвыми билетами отбить себестоимость полёта, сформировать некую финансовую безопасность, а потом уже продать остальные билеты, чтобы получить прибыль.
Чтобы продавать одинаковые билеты по разным ценам, но не запутаться во всём этом, авиакомпании придумали тарифы: это не те тарифы, к которым мы привыкли, типа бизнеса и эконома, а условные, вроде А, Б, В, — они нужны только авиакомпании, чтобы не ошибаться в ценах.
Ещё раз: первые, например, 10 билетов компания продаёт по тарифу А за 1 500 рублей, вторые 10 — по тарифу Б за 2 500 рублей, остатки — по тарифу В за 3 000 рублей. Больше ничем эти билеты не различаются.
Как обычно работают условные тарифы: все билеты в заказе пользователя должны быть одного тарифа, например берёшь два билета — оба тарифа А, берёшь три — все три А.
Купить один билет тарифа А и два тарифа Б не получится, потому что большинство агентств и авиакомпаний не умеют одним заказом выписывать разные тарифы, это недоступный им уровень обработки данных.
Как у нас: можно миксовать разные тарифы в одном заказе. Например, если семье нужно три билета, а тарифа А остался только один, мы оформим заказ на один билет по тарифу А и два по тарифу Б. Мы так умеем, потому что заранее проанализировали все описания тарифов авиакомпаний и занесли разницу между ними в базу. И если есть где-то один дешёвый билет из тарифа А, мы можем смиксовать его с другими тарифами и так снизить общую сумму заказа.
Как подобрать выгодный тариф самим: вручную, по одному билету проверять наличие из дешёвых тарифов, постепенно увеличивая количество пассажиров.
Но тут есть риск: может случиться так, что пока Василий будет оформлять билеты по тарифу А, билеты по тарифу Б закончатся. И ему придётся либо сдавать все билеты со штрафом за возврат и искать другие варианты перелёта, либо докупать билеты по ещё более дорогому тарифу.
Технология 3. Персональный тариф: один багаж на семью или один возвратный билет из пяти
Вернёмся к привычному пассажирам понятию тарифа как набора услуг и свойств билета. По разным тарифам билеты могут быть возвратными и невозвратными, с обменом билета на другую дату или без, с багажом или только с ручной кладью.
Если пассажир берёт один билет, сложностей с тарифом нет: какой надо, такой и выбирает. А вот если летит семья или компания друзей, то нужно выбирать или один тариф на всех, или каждому оформлять билет отдельно. Оформлять отдельно обычно сложно: занимает много времени, есть риск упустить билет, поэтому берут всем одинаковые.
Как обычно работают тарифы: можно оформить несколько билетов одним заказом, но все они будут с одинаковым тарифом. Взять одному пассажиру билет с ручной кладью, а другому с багажом не получится.
Ограничение с тарифами существует, потому что ГДС передаёт информацию по свойствам каждого билета отдельно, и не у всех посредников есть техническая возможность обработать билеты с разными свойствами в одном заказе. Если один билет невозвратный — все будут невозвратными.
Как у «Суперкассы»: у нас есть технология «Персональный тариф» — это когда в одном заказе можно выбрать разные тарифы для каждого билета. Чтобы технология работала, мы сами анализируем свойства билетов и заносим каждый в свою базу. Это позволяет нам группировать билеты с разными свойствами.
Влад и Даша собираются в отпуск с тремя детьми. Влад ищет билеты сразу на всю семью, мы ему показываем стоимость и предлагаем настроить билеты под себя. Даше и старшим детям нужен багаж, а Владу и младшему сыну — нет. В целом семье хватит трёх чемоданов на всех.
Влад берёт два билета без багажа за 21 182 рубля и три с багажом за 39 472 рубля. Итого получается 60 654 рубля, а без выбора тарифов пять билетов обошлись бы Владу в 65 786 рублей. С технологией «Персональный тариф» он сэкономил 5 132 рубля.
Технология «Персональный тариф» работает не только с багажом. Представим, что та же семья из пяти человек собирается в отпуск, но отец семейства не уверен, что его неожиданно не вызовут на работу в день вылета. Тогда он берёт себе возвратный билет, а всем остальным — невозвратные.
Как сделать самому: пользователь сам может купить четыре невозвратных билета и один возвратный, если оформит разными заказами. То же самое с багажом. Но тут опять есть риск упустить выгодный билет или не найти нужное количество билетов на один рейс.
Технология 4. Сцепка билетов: туда летим «Победой», а обратно S7
Авиакомпании не продают на своих сайтах билеты на рейсы конкурентов. Исключения — билеты тех компаний, с которыми есть интерлайны — это соглашение о том, что пассажир часть пути летит одной компанией, а часть — другой. Или код-шеринговые договоры — это когда разные компании объединяются и продают билеты на рейс, который выполняет одна из них. Например, пассажир покупает билет у «Аэрофлота», но летит на самолёте авиакомпании «Россия» вместе с теми, кто купил билеты у «России», и наоборот — это код-шеринг.
Как обычно работают перелёты туда-обратно: билеты для перелёта туда-обратно предлагают от одной авиакомпании. Если пользователь хочет слетать по маршруту Москва — Пекин — Москва, ему покажут билеты одной авиакомпании, даже если полететь из Москвы в Пекин «Аэрофлотом», а из Пекина S7 будет дешевле.
Дело в том, что ГДС умеют соединять в одном заказе только два билета разных авиакомпаний в одну сторону и без страховки от отмены стыковки. А вот предлагать полёт туда компанией Б, а обратно компанией А пока не научились.
Как у «Суперкассы»: умеем сцеплять билеты разных компаний технологией «Сцепка билетов». Из разных источников отдельно находим билеты туда и отдельно билеты обратно, комбинируем их между собой, чтобы найти самые выгодные варианты, а потом предлагаем пользователю эти комбинации.
Например, пассажир ищет билеты на рейс Санкт-Петербург — Казань. По времени ему удобно вылететь из Питера «Победой», а обратно вернуться на рейсе «Смартавиа». Мы соединим в заказе билеты двух компаний и предложим ему этот вариант.
Как сделать самому: пользователь может сам купить два билета, один туда, один обратно. Но ему придётся подбирать их по отдельности, анализировать цены и выбрать самый выгодный вариант. Тут важно помнить, что информация в системе постоянно обновляется, и подходящий билет может купить кто-то другой. Тогда поиски придётся начинать сначала.
К сожалению, не все технологии мы можем использовать, когда отдаём билеты метапоисковикам. Где-то причина в технических ограничениях метапоисковиков, где-то — в нашем риске показать один билет за 999 рублей двадцати людям, продать одному и получить 1 довольного и 19 недовольных пользователей. Ведь этим девятнадцати будут показываться билеты из следующего тарифа, уже за 1 999 рублей.
Плюс мы платим за пользователей из метапоисковиков: иногда за оформление билета, иногда за клик, поэтому нам невыгодно показывать клёвые, но ограниченные предложения. И их мы оставляем у себя, чтобы показывать пользователям, которые приходят в «Суперкассу» напрямую.
Также расскажите, пожалуйста, как у Вас происходит расчет обменного курса? На Вашем сайте стоимость перелетов показывается в рублях. Тогда как цены в GDSах в валюте. Как происходит пересчет?
Просто я столкнулся с таким моментом, что, например, Люфтганза, показывает цену на билет в валюте страны вылета. А американские ОТА, которыми я обычно пользуюсь (orbitz, expedia, Travelocity, priceline), всегда показывают цену в долларах. В результате, разница в цене одного и того же билета может составлять несколько процентов только из-за обменного курса. При стоимости перелета около тысячи долларов получается существенная сумма.
Какие GDSы Вы используете? Amadeus, Sabre и Travelport (Galileo, Worldspan и Apollo)? Или какие-то другие?
Все GDS представленные в России минимум еженедельно задают курс валют для пересчета заданных не в рублях тарифов. Поэтому если курс валюты растет, а вы собираетесь "на днях" покупать билеты импортной авиакомпании, то лучше это делать до перехода суток вторник-среда.
Если мы предлагаем билеты из не представленных в России источников, то курс используется наш внутренний, но для клиентов это не имеет никакого значения - стоимость билетов мы показываем в рублях, снимаем при покупке ровно указанную рублевую сумму.
Это наши самые глобальные из источников билетов на регулярные рейсы (еще Sirena стоит добавить в этот список), но кроме них есть еще крупные агрегаторы авиационного контента (не только регулярного, но и чартерного, лоукост и прочее) и десятки прямых подключений к регулярным и чартерным авиакомпаниям.
Большое спасибо. Скажите, какие именно агрегаторы авиационного контента (особенно чартерного и лоукостерного) Вы имеете в виду? Ваш внутренний обменный курс рассчитывается как производное от курсов платежных систем (Visa/Mastercard плюс, возможно, какой-то процент), ЦБ РФ или как-то по-другому? И каким образом определяется, что является валютой GDS (доллары или евро)?
На первый два вопроса не отвечу, так как они уже где то в зоне конфиденциальной информации, а с валютой ГДС все просто - внутренний пересчет у них идет по всем валютам в которых заведены тарифы (это могут быть и доллары и евро) в ту валюту, которая определена валютой по умолчанию в конкретной локации. Для России - рубли.
Простите, не совсем понял. Названия сайтов-агрегаторов лоукостеров и чартеров у Вас являются секретом?
Что касается валюты локации, то тут вопрос тонкий. Допустим, мне надо лететь из СПб во Франкфурт. Рейс выполняет Люфтганза. Её внутренние цены в евро. При этом, Вы продадите мне этот билет за рубли (непонятно по какому обменному курсу), а американские ОТА - в долларах, по динамическому (читай, постоянно меняется) курсу платежных систем. И им глубоко пофиг на валюту локации. Они легко продадут мне билет из РФ в валюте.
По практике, у американских ОТА почти всегда брать получается выгоднее (в пересчете). Только если рубль упал на несколько процентов за несколько дней, становится выгоднее брать у Люфтганзы, поскольку они свои рублевые цены раз в неделю пересчитывают.
Поэтому я и спрашивал, как Вы считаете обменный курс. Если это, скажем, курс платежных систем плюс 3%, то, имея кредитку with no foreign transaction fee, выгоднее брать билеты у американских ОТА. Поскольку они считают обмен строго по курсу платежной системы.
Полный список технологических партнеров? Ну как бы да)
Именно для поиска таких выгодных курсовых разниц и соответственно возможности предложить лучшую цену в момент времени агентства, в том числе наше, подключают иностранных партнеров и транслируют эти билеты, когда они реально выгодней получаются. И вы должны учитывать, что когда покупаете у американской ОТА и платите рублевой картой, то сколько у вас по факту снимут рублей, точно посчитать практически не возможно. А покупая даже такой же импортный контент в российском агентстве, вы можете быть уверены что с вас спишут ровно то на что вы согласились, рубль в рубль.
Я ни в коем случае не имел в виду ПОЛНЫЙ список технологических партнеров. Скорее, пару, для примера. Судя по тому, что скайсканнер и авиасейлз также показывают лоукостеры и чартеры, эти партнеры не являются Вашим эксклюзивом.
Уважаемый Greakly, не думаю что здесь это будет кому-либо интересно кроме вас, а вам это уж как то чересчур интересно, потому предпочту не отвечать. Надеюсь на ваше понимание и отсутствие обиды.)
Никаких обид. Если, в отличие от названий используемых GDSов, названия сайтов-агрегаторов чартеров и лоукостеров это - секрет, значит - секрет. Мне просто было интересно, взаимодействуете ли Вы в этом вопросе с кем-то еще, кроме основных площадок, типа charters, chartex, allcharter, charter24, aviashop и oneaero. Или, вдруг, используете какую-то новую NDC, в дополнение к традиционным GDS и BSP/ТКП.
Я, обычно, ищу билеты на matrix.itasoftware (там нельзя купить, по видна наиболее полная картинка по существующим вариантам), kayak, aviasales и skyscanner. Последний при смене языка и страны меняет и валюту билетов. Иногда, разница получается очень существенная. Особенно если следовать принципу, "рубль слабеет - покупай билеты во вторник, крепчает - в среду". А aviasales лучше показывает лоукостеры и чартеры. Но, по опыту, если билет более-менее простой, то покупать его лучше напрямую у авиакомпании (особенно, если они меняют курс раз в неделю) и у американских ОТА. А вот если билет сложный и/или с подключением лоукостеров, то с этим уже лучше справляется какая-нибудь отечественная касса. Которую я, обычно, нахожу через aviasales или skyscanner.
Насколько я помню, агент должен переводить авиакомпании деньги за проданные билеты, грубо, раз в неделю-полторы. Скажите, что произойдет, если я куплю билет (получу booking code и ticket number), а он этого не сделает (если, конечно, транзакция пройдет от имени агента, а не авиакомпании)? Мой билет в какой-то момент будет аннулирован, и мне придется морочиться с чарджбэком или у меня все будет ОК, а получение денег от агента станет проблемой авиакомпании?
Есть очень много не только крупных прямых подключение , но очень локальных источников от небольших АК или туроператоров, вплоть до того, что у нас существует собственная так называемая "бумажная ГДС", куда мы можем загрузить рейсы или блоки, переданные нам поставщиками на "салфетке".
По Российскому законодательству и реальным прецедентам с российскими агентствами это не проблема пассажира, его билет не отменят.
Большое спасибо. Теперь все понятно. "Бумажная ГДС" объясняет, откуда у Вас берется тот 1% вариантов, который не показывается на других сайтах.
Не совсем так, как раз эти билеты лежат на нашей стороне и их транслировать в любые мета нет никаких технологических препятствий.