В чем отличия подписок на автомобили от привычных аренды и лизинга. И можно ли это назвать подпиской

Что такое подписка на автомобили — завуалированная форма лизинга или нестандартный способ аренды? Как работает подписка там, где ее придумали? Аналитический центр «Сети партнерств» изучил существующие виды автоподписок в России и за рубежом и пришел к выводу, что этот формат действительно работает, но не у каждого и не во всех случаях.

В чем отличия подписок на автомобили от привычных аренды и лизинга. И можно ли это назвать подпиской

Немного истории

Лично мы воспринимали механизм подписки на автомобили так: спустя годы один из самых консервативных видов бизнеса решил адаптировать для себя новый модный формат взаимодействия с клиентами. Отчасти так оно и есть, однако первая подобная услуга появилась в США еще в 2010 году. На тот момент первому музыкальному стриминговому сервису Spotify было не более двух лет, только-только появился онлайн-кинотеатр IVI, а до рождения Apple Music оставалось четыре года.

Идея использования автомобилей по классическому механизму подписки была предложена и реализована бизнесменом Римой Брэйденом, владельцем дилерского центра Autosource в Гонолулу, штат Гавайи. Сначала услуга называлась Flexlease, а затем была переименована в «Карусель»: и по сей день жители острова могут взять здесь машину в арен…, простите, по подписке.

Оговорка про аренду не случайная. После Autosource машины по подписке начали предлагать стартапы, прокатные конторы, сами автопроизводители и экосистемные игроки. Появилось множество сервисов и программ, разобраться в которых становится все сложнее. Но главный вопрос, на который мы хотим получить ответ, заключается в следующем: чем подписка на автомобили отличается от привычных нам кредита и лизинга, а также от самой классической подписной финансовой модели.

Немного теории

Ниже представлена таблица, в которой наглядно демонстрируются различия между автокредитом, автолизингом, подпиской на автомобили в России и классической (CaaS) автоподпиской, действующей в зарубежных странах.

В чем отличия подписок на автомобили от привычных аренды и лизинга. И можно ли это назвать подпиской

Сейчас в России действует десяток сервисов по подписке на легковые машины. Первым себя считает Hyundai Mobility, за ним подтянулись другие производители и прокатные фирмы, а также экосистемные игроки вроде «Яндекса» и «Сбера».

Механика подписки на авто в России почти во всех случаях выглядит следующим образом.

  • Пользователь скачивает приложение, привязывает банковскую карту и водительское удостоверение.
  • Выбирает автомобиль
  • Заключает договор с компанией на срок от одного дня до трех лет.
  • Оплачивает ежемесячный платеж (чем больше срок договора, тем платеж ниже).

Подписка обладает рядом условий. Например, размер максимального пробега всегда ограничен — в среднем 30 тысячами км в год, пользователь не может покидать границы Российской Федерации без согласования с компанией, выдавшей машину, и передавать управление третьим лицам.

Но самое главное, при отмене «подписки» досрочно пользователь уплачивает крупную неустойку, которая в разных компаниях составляет от двух до пяти месячных платежей. Вот, например, размеры «штрафов» у «СберАвто».

В чем отличия подписок на автомобили от привычных аренды и лизинга. И можно ли это назвать подпиской

Получается, что подписка на автомобили не совсем та классическая подписка, к которой мы привыкли и у которой есть главное преимущество — возможность отказаться от нее в любой момент. Впрочем, есть исключения.

Согласно данным сайта сервиса Kia Mobility, неустойка при подписке сроком от одного дня до месяца отсутствует, а если брать машину на год, то за досрочный отказ от услуг провайдера придется оплатить неустойку в размере месячного платежа. Однако и здесь мы отходим от классического понятия подписки, ведь клиент обязан выбрать период, на который он берет машину, фактически — заключить договор аренды на определенный срок.

Немного зарубежного опыта

В США сервисы подписок распространены не меньше, чем в России, однако принцип их работы слегка отличается. Рассмотрим его на примере компании по аренде автомобилей Sixt.

Как и в России, пользователь скачивает приложение, привязывает банковскую карту и водительское удостоверение, выбирает автомобиль, а затем оплачивает так называемый Enrollment Fee — это два месячных взноса за выбранную машину для подтверждения платежеспособности. Далее клиент платит каждый месяц определенную сумму и может в любой момент отказаться от подписки. При отмене перед очередным месячным платежом оплата за следующий период не списывается. Если пользователь захочет заменить автомобиль на другой, то за это должен будет заплатить Exchange Fee в размере $50. Главное отличие от российских вариантов: клиент не ограничен во времени пользования машиной, в договоре нет предельного срока использования авто.

Подписка также обладает рядом ограничений: размер максимального пробега у Sixt составляет 500 миль (чуть больше 800 километров) в месяц, пользователь также не может покидать границы определенных штатов.

Есть и другие схемы. Сервис Hertz My Car предлагает в США подписку минимум на два месяца с Enrollment Fee в размере $250, при этом клиент не может выбрать машину — ему достается та, которая свободна в данный момент, как это бывает при стандартной аренде. Месячный пробег при этом значительно больше — до двух тысяч миль (3,2 тысячи километров). В зависимости от класса автомобиля месяц подписки может стоить от $600 до $1400. Американский сервис Enterprise позволяет менять одну машину на другую бесплатно четыре раза в месяц. У других компаний все примерно одинаково.

Немного выводов

Большинство автоподписок в России — это завуалированная форма лизинга без права выкупа автомобиля. Однако в некоторых случаях компании все же предлагают бесплатную схему отказа от услуги, но срок такой подписки не превышает 30 дней. Подписки ограничены по времени — в лучшем случае это 36 месяцев, что не дает клиенту при желании пользоваться услугой дольше.

В США автоподписка больше похожа на классическую, у нее присутствуют два главных признака: возможность пользоваться услугой столько, сколько потребуется, и отказаться от подписки в любой момент времени без штрафных санкций. Впрочем, многие российские сервисы прямо говорят о том, что их подписные модели будут меняться. Как раз сейчас на рынок вышло новое предложение от Газпромбанк Автолизинг, которое совместило в себе два механизма — классического лизинга и подписки. Став партнером подписки «Огонь», Газпромбанк Автолизинг предложил своим клиентам скидку до 16%, которая будет действовать все время, пока у пользователя есть подписка.

77
5 комментариев

За табличку спасибо, полезная

Ответить

А что такое "выкупной" последний взнос? - можно для простых смертных )

Ответить

Выкупаешь свою душу у дьявола.

Ответить

В конце лизинга у вас есть возможность выкупить авто в собственность(опционально). Это делается по остаточной стоимости автомобиля.

Ответить

Не может быть чтобы в лизинге не было ограничения по пробегу. В США если береш автов лизинг - всегда есть ограничение( обычно 8000, 10000, 12000 миль в год ).

Ответить