{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

LowCode vs NoCode: в чем разница и когда их нужно использовать

NoCode и LowCode (способы создания продукта без написания кода с нуля) безусловно на одной стороне баррикад — оба экономят вам время и деньги по сравнению с традиционной разработкой. Там, где на обычном коде приложение или платформа будет писаться 3 месяца, на No/Low Code оно соберется за месяц.

Но даже между такими похожими понятиями есть отличия. О них сегодня и поговорим.

А вещает, как обычно, студия NoCode/LowCode-разработки Zero To One.

А еще мы запустили телеграм-канал о новостях из мира бизнеса и стартапов. Каждое утро говорим о главных событиях: кто сколько привлек, кто кого купил и какие стартапы сейчас поднимают самые большие раунды. Подписывайтесь!

Что такое NoCode и LowCode?

NoCode — способ разработки сайтов и приложений без использования кода. Вместо этого продукт собирается как конструктор из уже существующих инструментов. Это помогает не только создавать проект намного быстрее, но и сокращать затраты на разработку в 3-4 раза по сравнению с обычным кодом.

В ситуациях, когда для какой-то из функций не хватает NoCode-инструментов, недостающие опции дописываются обычным кодом. Такой способ создания приложений и сайтов и называется LowCode.

Два этих типа разработки идеально подходят для запуска MVP и тестирования гипотез. Возможность быстро менять продукт, основываясь на обратной связи от пользователей, помогает бизнесу быстрее найти лучшие решения и масштабировать их.

LowCode и NoCode: сходство

Скорость

Главное сходство между LowCode и NoCode — возможность создать сайт или мобильное/веб-приложение быстро. Оба этих способа разработки помогают бизнесу не терять время на старте, что критически важно для любого продукта.

Необходимые знания для разработки меньше, чем в коде

Далее идет не менее важный момент — у разработки на No/Low Code куда ниже порог входа, чем у обычного кода. И там, где для создания сайта нужно искать разработчика, владеющего несколькими языками (и потом держать его в штате, чтобы поддерживать работу сервиса), с NoCode/LowCode можно привлечь студию для разработки, а позже контролировать работу продукта самостоятельно или легко найти для этого специалиста, так как достаточно будет просто знания интерфейса инструментов. При этом решение одной и той же задачи на коде может быть разным, отсюда сложность во взаимозаменяемости специалистов. В No/Low Code же все решается правильной работой с сервисом и пониманием как можно большего количества возможностей инструмента.

Меньше шанс возникновения ошибок и багов

И LowCode, и NoCode завязаны на работе в основном с интеграциями и визуальной составляющей, а код — на написании всего продукта с нуля, а не только отдельных функций, как у LowCode. Так что здесь имеет смысл сказать о меньшем шансе возникновения ошибок, особенно на старте. Там, где код начнет ломаться на N тысячах посетителей, NoCode инструменты спокойно справятся с ситуацией, так как уже написаны разработчиками и протестированы тысячами клиентов.

Важно: безусловно, NoCode решения подходят не для всех продуктов и не на всех этапах. Например, пока что мало способов реализовать продукт с ИИ на NoCode или обеспечить работу с большими данными, которые потом можно будет перенести, сохранив логику их сбора. Но для первичного запуска продукта на рынок и тестирования гипотез в больших компаниях NoCode — лучшее решение из существующих.

Различия NoCode и LowCode

Гибкость

NoCode быстр и удобен, но не очень гибок в плане адаптации под специфичные пользовательские потребности или особенности дизайна. У нас в студии редко случаются ситуации, когда возможностей NoCode не хватает, однако от этого ни один продукт не застрахован — все достаточно индивидуально и зависит от потребностей клиента.

LowCode, благодаря возможности дополнять сервисы обычным кодом, подходит практически для всего, исключая вышеназванный ИИ и подобные технологии, пока что реализуемые только с кодом. Если функции NoCode инструмента не хватает — она просто дописывается на коде - мы практикуем это в студии постоянно. Это значит, что сохраняется преимущество в скорость разработки, но при этом не страдает качество продукта и выполняются пожелания заказчика, так как LowCode платформы более податливы.

Порог входа

Да, в сборке продукта на сервисах порог входа все еще намного ниже, чем у обычной разработки. Но при этом, если сравнивать LowCode и NoCode — для первого все таки потребуется разработчик. Именно поэтому собрать какой-никакой продукт самостоятельно без глубокого знания программирования можно только в NoCode. Для большего все-таки придется привлекать специалиста.

Масштабируемость

Если NoCode — история по большей части для MVP, то с LowCode вы запросто сможете собрать продукт, который будет расти вместе с вашим бизнесом.

Low-code платформы поддерживают масштабируемые архитектурные шаблоны: развертывание с помощью контейнерных сервисов, микросервисы, поддержку открытости и расширяемости, а также облачное развертывание с помощью AWS, Azure, Google Cloud и т.д.

Такие решения не упираются в возможности платформы, а адаптируются под потребности бизнеса. Разработка при этом все равно будет занимать меньше времени, чем могла бы занять при написании кода с нуля.

Как понять, что подойдет вашему продукту: NoCode или LowCode?

При выборе решения часто возникает заблуждение, что NoCode сервисы слишком ограничены в функционале, а LowCode только немного развязывает вам руки. На самом деле даже с NoCode можно собирать большие сложные мобильные приложения и сайты, а уж с LowCode возможности практически не ограничены. Примеры можно найти в этой статье или в нашем чат-боте в телеграме. Особенно NoCode/LowCode подходит для теста гипотез и MVP.

А если вы все еще не уверены, подойдет ли вам No/Low Code — можно записаться к нам в Zero To One на бесплатную консультацию. За полчаса обсудим ваш проект и поймем, как быстро его можно сделать, за сколько и с какими инструментами :)

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Dima

Забавно, как придумывают что-то новое, для чего-то старого. Например, раньше были уборщицы, стали менеджеры по клинингу. Раньше школьники клепали говносайты на ucoz, они гордо называли себя админами, а разрабы только улыбались в ответ. Сейчас они стали nocode-разработчики, а если что исправили в css, уже low code-разработчики! Мамочки в декрете, клепающие сайты на tilda, или как здесь на webflow, теперь так и именуются.
Я ничего против не имею, т.к. и сам работаю исключительно с wordpress, но это все-таки немножечко глупо :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зайцев

Школьники подросли, а кто-то из них пошел в маркетологи =)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Kashin

Мир сильно сложнее, серьёзные платформы позволяют не искать кучу месяцев java dev или подобного для создания системы, гораздо проще найти или даже выучить человека на зп в несколько раз ниже и с возможностью быстрой замены под такую платформу. Статья по делу и lowcode платформы позволяют реально много.

Ответить
Развернуть ветку
Александр / Маркетолог
Ответить
Развернуть ветку
Denis Mokhin

И всё же... Не ясно, когда использовать No Code, когда Low Code, когда сразу нужны разработчики... Не хватает "земных" примеров. Например, если я пеку торты на заказ и хочу дать возможность заказчику "собрать" свой дизайн? А потом подключить карту для оплаты? А если я студия клининга? А если я создаю сервис по цифровизации бизнеса своих клиентов (SaaS решение, например... облачный CRM или что-то типа того)...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Chernev

В самом деле нужно понимать, что Low Code / No Code - это не система разработки общего назначения. Любая попытка создания подобной (общей) системы приведет к очень сложному для понимания и использования решению (при текущем уровне развития технологий). На мой взгляд эти системы нужно рассматривать как отраслевые. Например, есть Low/No code продукты для разработки игр. Есть известные решения для автоматизации бухгалтерии... Мы делаем решения для автоматизации банков и финтехов... и это все РАЗНЫЕ платформы. Предполагаю, что есть low/no code платформы для UBER-like сервисов, которые как раз ложатся на описанные примеры.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev
в нашем чат-боте в телеграме

задолбали эти боты!

Ответить
Развернуть ветку
Alina Velman

Такой же канал коммуникации, как соц сети и сайт - что вам не нравится?)

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

Не признаю тостеры :)

Если мне человек предлагает коммуникацию, то я ожидаю видеть личную коммуникацию (как упомянутые вами соцсети). А предложение "идите общайтесь с нашим ботом" звучит (ИМХО!) "идите читайте наши манифесты на стене туалета

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Копипастят одно и тоже. Лучше вот так.
Компьютер, на самом низком уровне опирирует исключительно трёх мерным измерением. И текст и картинки и все остальное 2d-эшное которое мы видим на экране, это частный случай того самого 3d. Кроме того на уровне машины нет понятия вектор, там все растр. Информация о каждом отображаемое на экране пиксиле формируется с помощью программ называемых шейдеры. Язык грейдеров это отдельный язык, который предполагает отдельных разработчиков.
Формировать отображение с помощью грейдеров очень сложно, долго, а значит дорого, поэтому не удивительно, что со временем стали появляться программы абстракции, которые позволяют любому человеку заниматься цифровым творчеством. Например всем известные Фотошоп или 3dmax. Никто сегодня в здравом уме не скажет, что с их помощью невозможно сделать то, что можно с помощью кодинга шейдеров.
И это плавно подводит к тому, что подобные ноукоде платформы, это не бесполезная игрушка, а кульминация программирования. При грамотной реализации нужда в написании кода отпадет вовсе.
Если же кто-то считает, что харклрднее писать кодом, то могу сказать одну истину. Каждый, разработчик в гемдеве когда-то считал также. Типа, какой я программист, если не могу сделать все в коде. Но пролетали года и желание вечно кодить сменилось на желание делать. А сделать быстро можно только в графическом редакторе. Представьте открывающуюся крышку коробки. В редакторе это делать десять минут, а в коде с преобразованием матриц можно и за несколько дней также красиво не сделать.
К тому же, в мобильной разработке и в десктопе интерыейсы всегда создают с помощью графического редактора. А анрилэнджин вообще ноукоде редактор. А разве в разы более сложная логика в играх не лучшее доказательство жизниспособности ноукоде платформ?
Короче, те кто считает, что это ерунда, дико ошибается.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Цуканова

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гафуров

"Важно: безусловно, NoCode решения подходят не для всех продуктов и не на всех этапах. Например, пока что мало способов реализовать продукт с ИИ на NoCode или обеспечить работу с большими данными, которые потом можно будет перенести, сохранив логику их сбора. Но для первичного запуска продукта на рынок и тестирования гипотез в больших компаниях NoCode — лучшее решение из существующих"

Здесь автор не прав. Уже есть ИИ NoCode посмотрите omega-server.ai

Ответить
Развернуть ветку
Dariya Koroviy

Советую опробовать ноукод платформу AppMaster.io https://appmaster.io/. Думаю, у них неплохой функционал, многие там разрабатывают рабочие приложения с исходным кодом.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда