{"id":13830,"url":"\/distributions\/13830\/click?bit=1&hash=4878b89b224bb086575c116ea9b6933b6e694a2c5e92428b4e5a61e6cb77066c","title":"\u0422\u0435\u0440\u044f\u043b\u0438 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0447\u044c\u0435\u0433\u043e-\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0432\u0438\u0442\u0430? \u0414\u0435\u0440\u0436\u0438\u0442\u0435 \u0430\u0447\u0438\u0432\u043a\u0443","buttonText":"\u0417\u0430\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d39d5c7e-92a7-5f71-b18c-a43719ac9a4e","isPaidAndBannersEnabled":false}

Кто такие профессиональные хакатонщики и чем они полезны бизнесу

Хакатоны считаются особым миром (так и есть), но бизнесу стоит присмотреться к этому необычному формату разработки. Есть серийные участники конкурсов, которые гоняются за призами по всей стране, иногда и по миру. Их поведение, мотивация и подходы к ведению проектов сильно отличаются от общепринятых в компаниях. Однако как раз поэтому стоит обратить внимание, и это не единственная причина.

О том, чем отличается разработка на хакатонах, какие проекты делают российские команды и почему бизнесу стоит обратить внимание на такой формат соревнований, рассказал заместитель директора РАЭК, руководитель проектного офиса всероссийского конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» Сергей Гребенников.

Бизнес по большей части хочет видеть в IT обычное подразделение, такое как АХО или любая другая спокойная аббревиатура. То есть нечто понятное, прозрачное по планированию сроков и бюджетов, с простыми метриками для оценки результативности. Но так не бывает даже в IT-компаниях. Методология Agile стала популярной как раз потому, что разработка программного обеспечения гораздо сложнее кода, архитектуры и вообще любых осязаемых критериев.

Неопытные руководители считают, что разработчики сговорились и пытаются саботировать работу. Опытные просто берут маржу побольше на всех переговорах, а потом стоически бьются за соблюдение хотя бы этих рамок. Почему так происходит? Проблем много, вот всего несколько примеров:

  • Разнообразие платформ, языков, сред разработки, фреймворков, библиотек, плагинов. Сам выбор инструментов превращается в отдельную непростую задачу.
  • Сложность интеграций. Нормально работающие системы плохо стыкуются между собой.
  • Моральное устаревание, легаси. Очень много ресурсов уходит на поддержку якобы готовых задач. Причем чем старее код, тем больше с ним проблем (а отказаться невозможно, потому что все сразу не перепишешь).

Таким образом, при ближайшем рассмотрении IT из точной цифровой науки превращается в сложный, довольно муторный процесс. Многие сталкивались с долгими внедрениями, бесконечным «допиливанием» функционала, переносом данных с потерями.

Но как же тогда IT развивается настолько быстро, что специалистам приходится переучиваться раз в год или два? Постоянно появляются новые технологии и решения. Верно, потому что есть другая грань разработки — там, где скорость решает все. Это территория MVP (minimum viable product).

В чем бизнес часто ошибается насчет хакатонов

Хакатоны нацелены на MVP, состоят из них и главное выращивают целые поколения разработчиков, которые умеют работать быстро, очень быстро, еще быстрее. Получать работоспособные прототипы, срывать овации и премии. Первая большая ошибка бизнеса заключается в непонимании самого формата разработки ради разработки, когда продукты получаются сырые, скоропалительные и самим фактом своего существования будто насмехаются над классическими подходами к менеджменту.

У движения разработчиков-спринтеров есть еще одна важная черта. В отличие от многих своих куда более квалифицированных коллег, они умеют пиариться. А также продвигать проекты, продукты, приложения. Что делать гораздо проще, чем упрашивать СМИ взять пресс-релиз об очередных скучных обновлениях серьезной информационной системы.

Каждый хакатон похож на конспект стартапа. Он идеально ложится в новости для гиков, вирален в соцсетях, его все лайкают, репостят и нахваливают. Потому что эффект новизны и скорости очень удобное позиционирование для продвижения. Проекту прощают любые огрехи и даже серьезные технические проблемы, недоработку дизайна, UX, что угодно. Скорее всего, они не выдержат нагрузочное тестирование, возможно зависнут при показе на другом гаджете и не смогут показать ничего стоящего в обычной эксплуатации.

Только в том и дело, что хакатоны необычные. И это вторая крупная ошибка серьезного бизнеса, который считает серьезность преимуществом. В мире медиа и digital все ровно наоборот. Нужны смелые идеи, яркие «пилоты», быстрые шаги и не менее быстрое сворачивание проектов, кстати. Ведь победители хакатонов не обязательно погружаются потом в годы доработок и поддержки. Как правило, они вообще не собирались больше заниматься этим проектом.

По крайней мере эта черта легкомысленных разработчиков, которые относятся к соревнованиям по разработке коммерческих и социальных проектов точно никуда не годится, правда? С точки зрения серийного конвейера рутинной разработки — да, конечно. Однако, во-первых, из любого правила бывают исключения.

Например, команда MirITeam на хакатоне по искусственному интеллекту разработала систему, которая оценивает насколько образовательные программы соответствуют реальным запросам рынка труда и лучшим практикам в сфере подготовки специалистов. Это решение создает IT-хаб, на котором в рамках грантов на обучение могут взаимодействовать слушатели, работодатели, вузы и Министерство образования РФ. То есть полный контур для получения обратной связи от всех ключевых участников образовательных программ.

Автоматический рейтинг действует как рекомендательная система, которая полезна учащимся и разработчикам курсов обучения. Серьезный проект на внушительном стеке технологий:

  • Python
  • Flask
  • nltk
  • Tensorflow
  • Angular
  • Redis
  • Express
  • CSS
  • HTML
  • PostgreSQ

Согласитесь, когда проект представлен в таком виде, все выглядит значительно более весомо. Так и есть, на хакатонах находят полезные решения для настоящих задач — только крайне быстро и экономично.

Впрочем, у каждого более-менее известного хакатона есть призовой фонд. Здесь почва для непримиримого конфликта между руководителями компаний и серийными участниками хакатонов. Претензия в том, что если разработчики сознательно ведут себя как гастролеры, которые мечутся по разным площадкам и проектам, то они становятся антагонистами «нормальной» работы.

Ни один сотрудник по кадрам не пропустит кандидата, который за последние пару лет сменил 20 разных площадок и технологий, нигде не задержался дольше нескольких дней подряд, и везде единственной целью было сорвать банк в виде большого денежного приза. Да это живой символ для черного листа, таких нельзя пускать в команду.

Неприятная правда для HR старой закалки в том, что хакатонщики в высшей степени командные игроки. Команда pro100.studio объединяет разработчиков из Алтайского края, Новосибирской и Московской областей. Они участвуют в хакатонах «Цифрового прорыва» с 2019 года, в этом году дошли до полуфинала. Приобретенный опыт команда собирается использовать в собственных стартапах, не отказываясь от хакатонов. Их пример не уникален.

Практически все участники хакатонов:

  • Сами собирают команды, часто из разных городов, выполняя обязанности специалистов по кадрам
  • Вливаются в чужие команды, а также помогают с онбордингом другим новичкам
  • Быстро находят общий язык, точнее все необходимые языки для разработки без корпоративов и корпоративного тимбилдинга
  • По ходу выполнения заданий решают задачи сами, следят за загрузкой и успеваемостью товарищей по команде. То есть берут на себя менеджмент
  • Презентуют результаты и фактически продают свою идею, подход к реализации. Привет маркетингу и отделу продаж

Полный цикл обычного офиса в исполнении нескольких странных ребят, которые готовы не спать сутками, фонтанируют предложениями и сами же их реализуют на конкурентоспособном уровне. А потом еще самостоятельно продают, причем без бюджета на продвижение. Подозрительно похоже на идеальных сотрудников. Только они вряд ли пришлют резюме.

В этом бизнес прав — хакатонщики противопоставляют себя обычной корпоративной рабочей среде. Почему же они симбиотически полезны?

IT-сообщество

Еще один пример — всего три человека в команде Profit, на счету которой уже около 40 хакатонов и чемпионатов по программированию. Как у них все обычно происходит: увидели рекламу хакатона по искусственному интеллекту в Калининграде, сразу купили билеты и погрузились в кейс Россельхознадзора.

Следующий хакатон в Ставрополе? Очередная командировка, и первое место с проектом «Прогнозирование распространения лесных пожаров» от МЧС России, Рослесхоза и Росгидромета. Алгоритм с машинным обучением позволяет отслеживать и прогнозировать пожары по данным метеосводок, информации о типе поверхности (вода, камни, лес и другая растительность). Предотвратить лесной пожар гораздо проще и дешевле, если знать где он может начаться. Экономический и экологический эффект может быть огромным.

IT-компании не берутся за тендеры на таких условиях — сначала сделайте полную разработку и потом возможно, если ваше решение выберут среди других, тоже готовых, вы получите денежный приз. Это невозможная постановка задачи для бизнеса, а хакатоны только такими и занимаются. Как говорится, «за себя и за того парня», потому что команды хакатонов становятся амбассадорами современных решений в тех сферах, куда иначе IT придет нескоро.

Второй важный эффект от хакатонов — развитие IT-технологий. Есть примеры больших проектов, которые выросли из MVP на конкурсах. Например, знаменитый MSQRD, который приобрел Facebook, стартовал на хакатоне. Кроме того, общение разработчиков на реальных и (важно) быстрых проектах становится огромным кросс-платформенным мозговым штурмом, результатами которых пользуется все IT-сообщество.

Наконец, популяризация программирования полезна для всех участников рынка. В 2021 году российские разработчики восьмой раз подряд (!) стали чемпионами мира по программированию ICPC. Это во многом следствие культуры хакатонов, молодежной моды на интеллектуальные соревнования, непрерывное обучение и проекты.

Пользователями и выгодополучателями развития IT-сообщества становится как бизнес (получая все более квалифицированные кадры, ведь не все хакатонщики становятся старатаперами) — так и конечные потребители, общество в целом.

Еще один пример проекта, стартовавшего на хакатоне «Цифровой прорыв», на этот раз от команды AVM, посвящен закреплению знаний, полученных на уроках английского языка. Виртуальная реальность помогает детям справиться с языковым барьером с помощью полного погружения в учебные ситуации. Приложение с нейросетью распознает речь, проверяет грамматические и синтаксические ошибки, даже оценивает процент акцента. Такие продукты развивают нашу молодежь, популяризируя обучение в целом — не только IT, самым разным дисциплинам.

Пожалуй, это главный синергетический эффект. Серийные хакатонщики выступают в роли пионеров. Они готовы стартовать без авансов, рабочих мест и социальных страховок, на чистом энтузиазме. При этом профессиональный уровень достаточно высокий, зачастую даже выше обычных коммерческих позиций разработчиков и других специалистов в коммерческих компаниях. Таким образом, одновременно поднимается планка отраслевого бенчмарка, появляются полезные решения и происходит широкомасштабное освещение соревнований, проектов, IT-мышления, пользы разработок для самых разных задач и ситуаций.

Призовой фонд хакатонов — самое меньшее, что бизнес может дать энтузиастам, которые готовы вкладываться в развитие и делать больше других. Кроме того, спонсор хакатона получает возможность провести открытый тендер на поиск лучшего решения с невероятно выгодными для организатора условиями. Попробуйте этот необычный канал прямой связи с IT-сообществом, и скорее всего, вы будете приятно удивлены его эффективностью.

0
1 комментарий
Илья Попов

Hack and marathon - маратон хакеров? Знаете, вправду необычное и интересное. Супер!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null