Накупили и не «переварили»: почему Zillow отказался от идеи перепродажи жилья?

Накупили и не «переварили»: почему Zillow отказался от идеи перепродажи жилья?

Маркетплейс для продажи недвижимости Zillow навсегда отказался от идеи перепродажи жилья. В III квартале 2021 года стартап купил слишком много домов, но не смог вовремя реализовать их и, соответственно, заработать. Из-за неправильных прогнозов искусственного интеллекта резко упала капитализация компании.

Почему алгоритмы потопили перспективный стартап? Что делать остальным игрокам, чтобы оставаться на плаву?

Энергичное начало

Услуга Zillow Offers для «мгновенных предложений» появилась в портфеле компании в 2018 году. Принцип работы простой – владельцы выставляют объект на продажу и запрашивают предложение у Zillow. Инспектор (со стороны компании) посещает дом, затем стартап оценивает жилье и предлагает свою цену, а после – покупает объект (за быструю операцию берет комиссию от 6% до 9%). Финальный штрих – сервис делает небольшой ремонт и выставляет объект на перепродажу.

Бизнес-модель понятная и очень перспективная. Особенно в условиях стремительного роста цен на недвижимость. Компания быстро нашла заинтересованных клиентов и в первые годы работы показала отличные результаты. По задумке, стартап должен был покупать примерно по 5 тыс. объектов в месяц к 2024 году, однако планы сломала пандемия – сначала ускорила развитие сервиса, а потом загнала его в тупик.

Точка отсчета

В условиях ажиотажного спроса компания стала предлагать более высокие цены и начала агрессивное масштабирование. В III квартале она купила более 9,5 тыс. домов. Но, к сожалению, продать смогла только около 3 тысяч – прогнозы не оправдались, убыток (до вычета налогов) составил примерно 380 млн долларов.

Накупили и не «переварили»: почему Zillow отказался от идеи перепродажи жилья?

На графике видно, что, когда Zillow начал увеличивать число покупок, конкуренты, напротив, стали активно сокращать их. Кроме того, из-за неправильных подсчетов компания покупала дома по слишком высокой цене.

Накупили и не «переварили»: почему Zillow отказался от идеи перепродажи жилья?

Потом рост цен внезапно замедлился, продажи упали, рук для ремонта оказалось недостаточно, – в середине октября компания взяла перерыв. С другой стороны, ежемесячная аудитория сайта на тот момент достигла рекордных 36 млн уникальных пользователей, но даже это не помогло спасти положение. Следующим шагом, уже в начале ноября, Zillow объявила, что уволит около 25% сотрудников и прекратит развитие этого направления.

По словам руководства компании, непредсказуемость в прогнозировании цен серьезно превысила ожидания. Продолжение масштабирования может привести к слишком большим рискам в прогнозировании доходов и угрозе получения огромных убытков, – так было сказано в письме акционерам.

С 29 октября по 3 ноября стоимость акций компании упала со 105,72 до 65,86 долларов – более чем в полтора раза.

Накупили и не «переварили»: почему Zillow отказался от идеи перепродажи жилья?

Кстати, конкурент компании – сервис Opendoor, закончил III квартал с результатом выше ожиданий и опубликовал позитивный прогноз на следующие три месяца. Выручка стартапа за июль-сентябрь составила 2,3 млрд долларов, что на 72% превысило показатели аналогичного периода прошлого года.

НЕ оставляя на потом

По факту получилось так: некоторое время назад основатели Zillow поняли, что big data – это «новая нефть», и начали выстраивать бизнес-процессы на основании алгоритмов. Увы, в итоге компания потеряла много денег и приняла решение о закрытии одного из самых перспективных подразделений. Почему так произошло?

Агрессивный подход компании к принятию решений напомнил мне фондовый рынок – мы увидели игру по-крупному и неоправданный риск. Желание получить много денег и захватить рынок, а впридачу еще и несовершенство алгоритмов, по сути, привело стартап к убыткам. Компания не смогла «переварить» такое значительное количество объектов.

Поэтому тут с уверенностью можно сказать, что увлекаться алгоритмами и перекладывать ответственность, не имея влияния на все параметры, как минимум, очень опасно, а как максимум – чревато если не банкротством, то существенным удешевлением. Российским компаниям это пока не грозит – нет претендентов с такими масштабами и такой верой в алгоритмы. Но зарубежным игрокам стоит внимательно присмотреться к этой истории.

Далеко не всегда мы можем предсказать будущее развитие событий с помощью данных. Есть «черные лебеди» типа пандемии и другие локальные факторы, которые могут полностью обрушить рынок. Я бы сказал, что нужно не увлекаться, а четко смотреть за объемами. Не стоит играть по принципу «куплю сейчас, а разберусь потом». Нужно браться за то, что можешь «переварить», понимая при этом все риски.

11
1 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить