Быстрее, чем сверхзвук: как бизнесу просто и безопасно перейти в облако

Быстрее, чем сверхзвук: как бизнесу просто и безопасно перейти в облако

В этой статье мы собрали ответы на самые распространенные вопросы, взглянули на облако глазами пилота и подготовили чек-лист бесшовной миграции на площадку провайдера.

Есть ли сходство в облаках: освоить небо и технологии

Быстрее, чем сверхзвук: как бизнесу просто и безопасно перейти в облако

Чтобы не томить вас сухими определениями из «Википедии», сравним виртуальную инфраструктуру (IaaS, Infrastructure as a Service) и облачные технологии с авиацией.

Начнем с простого. Во времена, когда были открыты границы, вы покупали билет на самолет и летели в любую точку мира созерцать великое и прекрасное. Несмотря на сегодняшние ограничения, возможность выбрать маршрут и отправиться в путешествие — результат работы авиакомпаний и сервиса, который они предоставляют.

Все, что мы описали выше, имеет сходство с оказанием облачных услуг. Вы обращаетесь к облачному провайдеру — аналог авиаперевозчика, платите за сервис и используете серверные мощности — аналог самолета, который похож на надежный сервер и тоже железный. Падение сервера или самолета — это всегда катастрофа. И облачный провайдер, и авиаперевозчик ставят целью не допустить инцидентов, которые привели бы к негативным последствиям.

Самолет, как и оборудование провайдера, с годами устаревает. На этот процесс нельзя повлиять: любое железо имеет предел прочности. У самолета он значительно больше — до 30 лет, тогда как обновление или полная замена оборудования провайдера происходит чаще — в среднем каждые три-четыре года. Но этот вопрос не касается клиента: неважно, пользуетесь ли вы услугами авиаперевозчика или облачного провайдера, главным остается качество и высокая надежность оказываемых услуг. Провайдер сам следит за оборудованием и обновляет его по мере необходимости. В авиации похожая картина: в самолете меняют детали, а если срок эксплуатации подходит к концу — борт списывают и парк пополняется новой рабочей единицей.

Зачем мне что-то арендовать и разбираться с облаком, если проще купить и настроить самому

А действительно ли проще? Все зависит от масштаба и сложности проекта. Типовую задачу, скорее всего, можно решить силами собственных спецов, без лишних вложений в оборудование. А если проект требовательный к безопасности, необходимо гибкое масштабирование и уверенность в высокой надежности, облако окажется весьма кстати.

Компаниям больше невыгодно вкладываться в построение собственного ИТ-ландшафта. Сегодня в любой момент инфраструктуру можно арендовать и использовать как услугу.

Мне начинают нравиться облака. Какие функции ИТ-отдела стоит вынести на аутсорсинг?

Опыт команды #CloudMTS показывает, что есть задачи, которые точно должны сохраниться за собственным ИТ-отделом. К ним относятся:

  • доработка приложений исходя из особенностей конкретного бизнеса;
  • взаимодействие с внешними ИТ-поставщиками и контроль качества их работы.

Вынести за пределы ИТ-отдела и доверить провайдеру следует то, что энергоемко, трудозатратно и вызывает рутинную тоску:

  • установка и администрирование операционной системы, баз данных;
  • настройку бизнес-приложений;
  • обслуживание серверного, сетевого оборудования, включая системы хранения данных;
  • инженерию дата-центра (источники бесперебойного питания, охлаждение и т. д.).

Внутри компании нужно сохранить лишь то, что нельзя передать провайдеру по особым причинам, например, требованиям внутренней службы безопасности. Остальное можно отдать на аутсорсинг.

Как выбрать облачного провайдера?

Быстрее, чем сверхзвук: как бизнесу просто и безопасно перейти в облако

На рынке достаточно много поставщиков облачных услуг. Главная ошибка, которую часто допускают компании при выборе провайдера, — оценка исходя из стоимости услуг, опубликованных на сайте. Важно понимать, что ценообразование зависит от многих факторов: используемого сервиса или сервисов, необходимого объема ресурсов, типа СХД (системы хранения данных) и т. д.

Какие-то легкие задачи можно решить, заказав услугу из стандартного пакета. Но при специфических запросах следует обратиться за индивидуальной помощью и попросить подготовить специальное предложение. Опытные провайдеры, как правило, предлагают оптимизировать процессы и дают дельные рекомендации исходя из конкретной задачи клиента.

При выборе провайдера следует обращать внимание на наличие аттестатов, лицензий, сертификатов. Важно, например, чтобы дата-центр облачного провайдера имел реальный сертификат Tier III от Uptime Institute, а не просто красивую строчку на сайте «наш ЦОД соответствует такому-то уровню». Или другой пример: выбирая услугу «Облако 152-ФЗ», важно убедиться, что провайдер имеет аттестат соответствия, а не гордую отметку о наличии оценки эффективности. Это, как ни крути, разные вещи.

7 шагов, чтобы плавно мигрировать в облако

Чтобы не допустить ошибок при миграции, рекомендуем выполнить семь несложных шагов, которые помогут бесшовно переехать в облако.

Шаг 1. Проведите анализ рынка облачных провайдеров, сравните доступные варианты, ознакомьтесь с отзывами клиентов. Читайте их не только на официальном сайте поставщика, но и на независимых площадках.

Шаг 2. Проведите аудит инфраструктуры, составьте список используемых в вашей компании систем. До начала миграции убедитесь в наличии резервных копий данных. Соберите информацию о настройках, правах доступа, сетевых и других ключевых параметрах. Предоставьте эти данные поставщику услуг, чтобы провайдер смог воссоздать идентичную конфигурацию на стороне облачной площадки.

Шаг 3. Убедитесь в наличии запасного интернет-канала. Для миграции в облако требуется надежное соединение. Если основной канал окажется недоступен, потребуется альтернативный. В большинстве случаев облачные провайдеры предусматривают варианты с альтернативными каналами, причем с автоматическим переключением на запасной в случае сбоя основного. Заранее уточните этот вопрос у поставщика, чтобы быть максимально подготовленными.

Шаг 4. Задокументируйте значимые изменения, включая используемые аппаратные средства, сетевые сканеры и принтеры. Свяжите каждый элемент с конкретным сотрудником. Этот список позволит избежать возможных проблем в будущем.

Шаг 5. Определитесь с датой миграции. Выбирайте время, когда системы менее загружены повседневными бизнес-операциями. Также ориентируйтесь на установленные сроки проекта.

Шаг 6. Запланируйте обучение для сотрудников. Это позволит им быть в теме произошедших изменений и особенностей работы с облаком. Оговорите новые регламенты, которые должны соблюдать все сотрудники.

Шаг 7. Проведите тестирование. Его желательно делать за несколько недель до фактической даты миграции, чтобы было достаточно времени на устранение проблем в случае их возникновения.

Надеемся, эта порция советов будет для вас полезной. Ясной вам облачности!

Планируете мигрировать в облако? Специалисты #CloudMTS перенесут инфраструктуру в облако без простоя ваших сервисов. Оставьте заявку и мы подберем решение под ваши задачи.

2 комментария

Я бы сравнил не с самолетом, а с поездом. Можно ехать в купе, попивая чаек. Но только туда, где проложен путь. А можно иметь свой автомобиль и здесь уже путей гораздо больше. По стоимости примерно одинаково +/-

2
Ответить

В случае с МТС (рискну предположить по исключительно своему субъективному мнению, которое ничего не значит) будет скорее нечто вроде:

Ответить