{"id":13843,"url":"\/distributions\/13843\/click?bit=1&hash=9641db5f8396eb5e3ae6e331810868e79152f4c586c9054dbf4233d8c66ffe95","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6ae9f07a-e420-5ca7-bb22-540b387b5d64","isPaidAndBannersEnabled":false}

Bolt из Эстонии: от стартапа по вызову такси до экосистемы городской мобильности

Как служба такси из Таллина превратилась в международную компанию

🖐🏻 Вы в блоге студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉 Вступайте, чтобы быть в курсе

✍🏼 И подписывайтесь на наш Telegram-канал

В 2013 году в Таллине было 25 маленьких таксопарков на 500 тысяч жителей. Чтобы вызвать такси, люди обзванивали 5 компаний. Одна из них принимала заказ, но это не гарантировало подачу автомобиля. Горожане регулярно опаздывали и тратили нервы.

Сегодня у эстонцев есть Bolt — они за пару кликов заказывают такси и еду, арендуют автомобили или электросамокаты и отправляют посылки.

В этой статье мы рассмотрим, как Bolt прошел путь от 50 таксистов в Таллине до экосистемы из трех сервисов и вышел на международный рынок.

Первый прототип приложения работал плохо

Основатель и CEO компании Bolt Маркус Виллиг с детства мечтал создать технологическую компанию. Он вдохновлялся эстонским Skype, участвовал в хакатонах и пробовал разные бизнес-идеи.

Маркус знал, что британские и украинские таксопарки пользовались SMS-сервисами. Пользователь указывал в сообщении, откуда и куда хотел поехать, а компания принимала заказ и отправляла такси. Маркус решил улучшить предложение: создать онлайн-платформу, которая упростит путь пассажира из одной точки в другую и в перспективе закроет все транспортные потребности.

Весной 2013 года, в последнем классе школы, Маркус опросил подписчиков в Facebook. 600 ответов подтвердили — в Таллине трудно заказать такси и есть спрос на сервис, в котором оформить заказ просто и удобно.

Три месяца Маркус общался с таксистами: предлагал им получать больше заказов и собирал контакты, обещал добавить их в приложение после релиза. Некоторые таксисты не верили молодому парню, некоторые просто не использовали смартфоны.

Когда Маркус собрал 50 контактов, он решил создать прототип приложения. Нашел разработчика за €5000 и взял деньги у родителей из тех, что были отложены на оплату его университета.

Первый прототип работал плохо: сбрасывал заказы, не показывал пользователям свободных таксистов. Маркус не сдавался и чинил приложение. Его родственники месяц раздавали визитки на улицах Таллина и набрали 150 таксистов. В итоге Маркус нанял нового разработчика, Оливера Лейсалу. Уже на вторую встречу тот принес рабочую версию приложения и показал интерфейсы для таксиста и для клиента с двух телефонов.

Когда приложение было готово, Маркус назвал его mTakso и предложил таксопаркам. Они работали по старинке: колл-центр принимал заказы по телефону, диспетчеры и таксисты связывались по рации. В mTakso был веб-диспетчер и система управления серверной частью автопарка. Сначала согласилась одна компания, а в течение полугода — все компании Таллина.

Taxify боролся за выживание четыре года

Весной 2014 года mTakso превратился в Taxify. Он получал с таксопарков €12-15 за водителя в месяц. И брал 15% комиссию от стоимости каждой поездки частных таксистов — на 15% меньше, чем Uber. Taxify поддерживал лояльность обеих сторон: для пользователей он был дешевле конкурентов, а для водителей — щедрее.

Потеря инвестиций и продаж

В конце 2014 года Taxify привлек крупные инвестиции и быстро масштабировался одновременно на 7 стран. Компания сфокусировалась на качестве приложения, а не на адаптации к местным рынкам. Страны медленно набирали пользователей, таксопарки не заключали партнерства.

Все инвестиции сгорели на B2B-продажах за 7 месяцев. После этого продажи не поднимались и инвесторы не приходили 4 года. В это время Uber получил инвестиции в $20 млрд — больше, чем любая IT-компания в истории.

В 2015 году Taxify сократил штат до 10 человек и продолжил существовать за счет такси в родном Таллине. Сотрудники получали минимальные выплаты, Маркус жил с родителями и вообще не брал себе денег.

Медленный выход из кризиса

Теперь Taxify осторожно заходил в другие города. Например, Маркус с двумя сотрудниками приехали в Ригу и скачивали приложение в смартфоны таксистов на улице. Спустя пару месяцев они наняли людей, чтобы не заниматься этим самостоятельно. Затем был Вильнюс, в котором Taxify разворачивался год, после него — Прага. Компания добивалась уверенного присутствия в городе и только тогда переходила к следующему.

Чтобы выбрать город для запуска, компания настраивала таргетированную рекламу на несколько городов в Facebook. Такси развивали в городе, где люди больше интересовались им.

В этот период Taxify выстроил высокоэффективные бизнес-процессы и научился грамотно адаптироваться к разным рынкам при скромных бюджетах.

Адаптация к рынкам в Европе и Африке

В европейских странах Taxify проходил долгие проверки транспортной полиции. Он помогал будущим таксистам получить лицензию, автомобиль или смартфон и делал скидки на бензин.

В странах Африки Taxify добавил в приложение опцию оплаты наличными. А также интегрировал оплату с местными операторами связи, чтобы пассажиры оплачивали поездки со счета телефона. Он добавил в таксопарк мотоциклы и тук-туки. Taxify добавил в интерфейс кнопку SOS для безопасности таксистов и пассажиров и заключил партнерства с местными службами охраны. Если воры пытались угнать машину водителя, он нажимал кнопку, и охрана приезжала быстрее полиции.

Taxify вернул доверие инвесторов и стал «единорогом»

Медленное, но верное развитие принесло плоды: в августе Taxify получил первые крупные инвестиции от Didi Chuxing. Для Didi это были стратегические инвестиции: в Китае они купили и вывели из страны Uber, а затем решили поддержать его конкурентов по всему миру. Помимо денег Didi поделился с Taxify идеями организации бизнес-процессов и советами в области новейших технологий. В 2018 году Taxify достиг оценки в $1 млрд и получил статус «единорога».

Taxify переименовался в Bolt и запустил электросамокаты, Bolt Food и Bolt Delivery

Bolt — аренда электросамокатов

В сентябре 2018 года Taxify запустил сервис Bolt в Париже. Большинство поездок в такси приходились на короткие расстояния. Компания предположила, что пользователям проще совершать их на более легком, чем автомобиль, средстве передвижения.

Запуск прошел удачно — у многих парижан приложение такси уже было в смартфоне. Когда появилась аренда самокатов, они начали ей пользоваться.

Taxify понял — проще добавить в приложение новый вид транспорта, чем тратить ресурсы на привлечение новых пользователей. Новые продукты использовали опыт предыдущих. Например, на основе данных из сервиса такси команда вычислила, где расположить парковки самокатов. Taxify захотел стать приложением, где пользователь решает все вопросы с транспортом.

В феврале 2019 Taxify сменил название на Bolt. Компания вышла за рамки сервиса по заказу такси. Новое название отражала молниеносное перемещение по городу и ориентированность на электротранспорт.

Bolt Food — доставка еды из ресторанов

В августе 2019 года Bolt запустил в Таллине службу доставки еды из ресторанов Bolt Food. В приложении Bolt Food пользователь выбирает ресторан и блюда и указывает время доставки. Ресторан готовит и собирает заказ, после чего уведомляет курьера с помощью кнопки «Заказ готов».

Курьер забирает заказ и выезжает на адрес. Пользователь в режиме реального времени отслеживает процесс от принятия заказа до его приезда. Есть опция бесконтактной доставки: когда курьер передает пакет с едой в контейнере или оставляет у двери.

Сотрудники ресторана регистрируют свое заведение в сервисе. Затем с ними связывается команда Bolt и добавляет меню и время работы в базу. Через приложение ресторан принимает заказы, управляет и отслеживает онлайн. Bolt рассчитывает комиссионный сбор, исходя из объемов бизнеса.

Так рестораны, кафе и фастфуд получили больше заказов и большую зону покрытия в пандемию, когда были закрыты для посетителей. А пользователи заказывали любимую еду, не выходя из дома.

Bolt Delivery — курьерская служба доставки

В октябре Bolt запустил курьерскую службу доставки Bolt Delivery в Киеве. Для заказа пользователь выбирает в приложении функцию доставки, ждет водителя и передает ему посылку и номер получателя, а тот ее привозит. В случае, если получатель не забрал посылку, водитель отвозит ее в пункт хранения. Оттуда груз могут забрать и отправитель, и получатель.

Также в такси появилась категория Bolt Pets для поездок с домашними питомцами. Она подходит для перевозки кошек, собак, птиц или грызунов. Для комфортной поездки пассажиру нужно иметь клетку или переноску для животного, подстилку, намордник и влажные салфетки.

Услуги городской мобильности в пандемию

Bolt Business Delivery — B2C-доставка

В марте 2020 Bolt запустил услугу Business Delivery. Это доставка любых видов бизнеса — ресторанов, супермаркетов, цветочных магазинов до клиента с помощью курьеров Bolt. Поставщик оформляет доставку через простой веб-интерфейс, а курьер привозит заказ клиенту в тот же день или даже в тот же час. Груз должен поместиться в легковой автомобиль. Стоимость зависит от расстояния.

Bolt Food быстро развился за пандемию. В начале года он был в трех странах, а к концу года — в 17. Для снижения контактов в сервисе появилась опция бесконтактной доставки еды.

А еще развивалась аренда самокатов: люди выбирали их вместо автобусов или метро, чтобы передвигаться одному и ни с кем не контактировать. Bolt быстро развернул самокаты в 45 городах Европы. Голосовое сообщение напоминало пользователям мыть руки после поездки. Самокаты проходили ежедневную дезинфекцию.

Bolt Franchise — предложение для партнеров

В конце года Bolt запустил франшизу Bolt Franchise. В регионах, куда компания еще не добралась, она предоставила местным предпринимателям свои технологии, маркетинг, поддержку клиентов, найм водителей и курьеров. Например, партнеры Bolt в Мексике работают в нескольких городах и выдерживают конкуренцию глобальных игроков рынка.

При развитии трех линеек продуктов, охвате в 40 стран и 200 городов, Bolt масштабировался, ориентируясь на количество заказов и ROI. В одних странах, чтобы получить лицензию, уходило больше года, а в других пользователи ждали продукты, и сервисы быстро набирали аудиторию. Компания учитывала особенности местных рынков и покрывала город за городом.

Bolt Drive — каршеринг

В мае 2021 появился каршеринг Bolt Drive. Помимо обычных автомобилей, в нем есть электромобили и микроавтобусы. Пользователь выбирает раздел Bolt Drive в приложении Bolt и бронирует ближайший автомобиль. У него 15 минут, чтобы начать движение. По окончании поездки автомобиль нужно припарковать в пределах указанной зоны. Стоимость поездки зависит от выбранной модели автомобиля, продолжительности и расстояния. Для всех моделей установлена максимальная почасовая и дневная цена.

Bolt Market — доставка еды за 15 минут

В сентябре в приложении Bolt Food появился сервис 15-минутной доставки еды Bolt Market. Он стартовал в Таллине. Пользователь выбирает и заказывает продукты в приложении. Сотрудники даркстора собирают заказ и передают курьеру для доставки.

Сейчас сервисы Bolt находятся в отдельных приложениях. Bolt планирует увеличить количество инвестиций и стать супераппом.

Что будет дальше

В Европе и Африке живет 1 млрд человек. В Африке население растет на десятки миллионов в год. В городах остается меньше места для автомобилей: личный автомобиль для каждого человека — не лучшее решение. За последние 10 лет появилась сеть из автомобилей и легких видов транспорта, которые можно арендовать.

Bolt создает будущее, в котором каждый человек получает нужное транспортное средство — автомобиль, электромобиль, электросамокат, велосипед или общественный транспорт. Чтобы не покупать машину, не оплачивать парковочное место и не стоять в пробках.

Компания измеряет прогресс миссии по проценту от всех поездок в городе, которые жители совершают через приложения для такси. Сейчас это 4-5% в городах с наилучшим покрытием. Bolt хочет увеличить долю до 30-50%.

Bolt не считает, что дроны или беспилотные автомобили — это ближайшее будущее. Поэтому, пока Uber тратит $2 млрд на разработку беспилотных автомобилей, Bolt инвестирует в собственное производство электросамокатов и в проекты по защите экологии.

Спасибо за внимание!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Natasha Ivanova

Слушайте, какая классная история! Я даже и не знала, что скайп родом из Эстонии)) И ещё очень поражают масштабы, до которых компания разрослась — они и в Европе, и в Африке уже. Уменя вот как раз по Африке вопрос — как там люди оплачивают услуги? Я знаю из отчета Chainalysis, что в Африке очень распространены криптовалютные транзакции и оплата проудктов/услуг криптой (т.к. нацвалюты очень обесценены). Как дела у Bolt с криптовалютами в качестве оплаты?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лена Головач

Как-то мне в линкедине пришло приглашение на собеседование от болта. Ответил там и параллельно отписал на почту. Тишина. Спустя полгода пишут на почту, что получили мой отклик, давайте общаться. Ответил в тот же день в течение часа: "Давайте". Опять тишина на полтора месяца. Потом получаю письмо - "Извините, ушла в отпуск, теперь вернулась, укажите время для созвона". Больше решил не продолжать вести диалог)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Tovkach

ааххахаа типичные эстонцы

Ответить
Развернуть ветку
Станислав А

И снова этот сладостный пи*деж про эстонский скайп.))
Из большой группы программистов скайпа двое из эстонии. Это все, что нужно знать. Про норвегосов, шведов, датчан лучше не вспоминать)

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

У Bolt самая худшая служба поддержки ever, даже когда списывают деньги несколько раз за поездку, будешь потом дни тратить на объяснение и просьбы, и пока ты это делаешь - «оператор покинул чат», - «здравствуйте, повторите ваш вопрос» - да прочитай ты переписку выше - оператор покинул чат

Ответить
Развернуть ветку
Atomic Attack

И что?

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Ivanova

ну, как минимум, история вдохновляет))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Медведь

Обычное дешёвое приложение по выматыванию людей трудящихся в нём.

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Вы про госуслуги?

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Для российского издания ни словом не упомянуть Яндекс это нормально? Сквозит неуважением.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Tovkach

Яндекс Такси только в России умеет в хоть какой-то сервис. Во всех остальных странах - это когда к тебе приезжает прокуренная тачка с пузатым водителем, и везет тебя как дрова.
Болт - красавчики во всех странах, никаких нареканий

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

Ну стоит сказать, что Финляндия, Эстония, Литва и до недавнего Латвия также имеют приложения Яндекса. Правда название другое - Yango

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Tovkach

Но сервис там полное говно
Яндексом пользуются в основном русские туристы, которые по незнанию думают что он там такой же как в России
На южном кавказе та же история

Ответить
Развернуть ветку
Lemoon Exchange

С другой стороны это доп заказы для водителей.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Фактулин

Автотранспортная дирекция Латвии приняла решение аннулировать лицензию Yandex Taxi и заблокировать приложение Yandex Go. Представители Yandex собираются оспорить это решение. По словам министра предпринимательства и инфотехнологий Андреса Суття, в Эстонии тоже рано или поздно запретят Yandex Taxi.

"Мы предложили Евросоюзу, чтобы в список попавших под санкции компаний добавили и Yandex. Сейчас мы ждем обратную связь, будет ли это поддержано. И в зависимости от того, каким будет решение на уровне ЕС, мы рассмотрим дополнительные возможности на основе законодательства Эстонии", - сказал в интервью радионовостям министр предпринимательства и инфотехнологий Андрес Сутть.

По его словам, если говорить о том, насколько реальную опасность представляет работа фирмы Yandex с точки зрения государства, то здесь есть два аспекта.

"Первый, находится ли руководитель фирмы в санкционном списке. Во-вторых, как сказал Департамент защиты данных, на этой платформе движется очень много данных частных лиц и нет прозрачности, как эти данные используются", - пояснил Сутть.

При этом министр пока не готов назвать дату, когда работа Yandex Taxi в Эстонии будет прекращена.

"Точную дату я вам сказать не могу, но мы продолжаем анализировать, какие юридические возможности есть в законодательстве Эстонии. Когда станет ясно, какое решение будет принято на уровне Евросоюза, тогда и мы сможем сделать наши шаги", - сказал Сутть.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null