Дивный новый цифровой мир

Что будет с цифровой трансформацией в России после ухода иностранных поставщиков — выводы на основе исследования Naumen

В сентябре 2021 года российский ИТ-вендор Naumen, разработчик программных решений для цифровой трансформации организаций и органов власти, исследовал уровень цифровой зрелости компаний в России. В опросе приняли участие эксперты, отвечающие за общий менеджмент, развитие, цифровую трансформацию и информационные технологии в 139 организациях из 17 отраслей экономики.

Проанализировав результаты опроса, аналитики Naumen отвечают на следующие вопросы:

  • Каким был уровень цифровой трансформации российского бизнеса до наступления кризиса на рынке программного обеспечения?
  • Насколько велика зависимость от ИТ-вендоров, ушедших с рынка?
  • Каким образом может измениться вектор приоритетов российского бизнеса в вопросах цифровизации в текущих условиях?

Содержание статьи:

Компания Naumen выкладывает свои исследования и экспертные материалы в Telegram-канал «Охотники за цифровизацией».

Стадия активной цифровизации процессов

Термин «цифровая трансформация» (сокращенно — ЦТ) не имеет под собой единого принятого в бизнес-среде варианта толкования. Если обратиться к общемировой практике, цифровой трансформацией чаще всего называют комплексные процессы изменений. О ЦТ могут говорить кардинальная перестройка организации, отрасли или экономики, а также принятие решений компьютером на основании заданных человеком правил. Если речь идет об изменении отдельного бизнес-процесса или операции при помощи цифровых технологий, то это скорее информатизация или цифровизация.

В ходе исследования экспертам предложили оценить этап ЦТ в своей организации, а также уровень цифровой зрелости по двум шкалам.

Дивный новый цифровой мир

Поскольку через оценку этапа цифровой трансформации можно определить наличие стратегии в компании и степень реализации цифровых инициатив, она позволяет с большей точностью предсказать уровень ЦТ.

Во время опроса большинство респондентов (74%) ответили, что их компания приближается к финальному этапу ЦТ — имеет стратегию, а цифровые инициативы находятся на разных этапах реализации. Следующий по популярности ответ (14%) — второй этап, подразумевающий внедрение отдельных проектов при отсутствии какой-либо стратегии цифровизации.

Дивный новый цифровой мир

Во время исследования эксперты также оценили «цифровую зрелость» компании по 10-балльной шкале. Под термином, как правило, понимают совокупность оцифрованных операций и интеграцию ключевых для организации бизнес-процессов в цифровую среду.

Каждая вторая компания (48%) по результатам опроса имела высокую цифровую зрелость — на 7 и более баллов. В свою очередь, организаций с низкой цифровой зрелостью (получивших менее 5 баллов) оказалось только 15%.

Дивный новый цифровой мир

Трудности самооценки

Сопоставление результатов оценки этапа ЦТ и цифровой зрелости показало, что многие отрасли недооценивают или переоценивают второй показатель. Компании добывающей промышленности и энергетики считают свой уровень цифровой зрелости средним, при этом почти у всех компаний этого сектора разработана и реализуется цифровая стратегия, что соответствует последнему этапу трансформации.

Обратная ситуация наблюдается в организациях сектора государственного управления — у большинства нет стратегий и реализуются только отдельные проекты (второй этап ЦТ из пяти), но при этом достаточно высокая оценка цифровой зрелости.

Одна из причин неверной оценки ЦТ — отсутствие единого понимания терминологии. При проведении исследования мы столкнулись с многообразием трактовок понятия «цифровая трансформация». Большинство опрошенных Naumen экспертов соглашается, что термин подразумевает изменение чего-либо за счет внедрения технологий, но мнения об объекте цифровизации расходятся. Треть респондентов объектом считает бизнес или производственные процессы. Другими популярными ответами были бизнес-модель и производство. Некоторые опрошенные называли цифровой трансформацией частичную роботизацию или полный переход к безлюдным технологиям.

77% опрошенных руководителей и ИТ-экспертов признались в нехватке компетенций в области цифровизации.

Цели и способы достижения цифровой трансформации

Опрошенные компании ставят перед цифровой трансформацией разные цели. Большинство ожидает от нее повышения эффективности процессов (78%) и увеличение производительности труда (73%). Помимо этого бизнес воспринимает трансформацию как инструмент «рыночных войн»: часть респондентов (70%) полагает, что ЦТ может повысить конкурентоспособность компании, а также помочь адаптироваться к внешним изменениям (60%).

Реже всего организации упоминают цифровую трансформацию в контексте повышения маржинальности продуктов и услуг (37%) и увеличения капитализации (30%).

Дивный новый цифровой мир

В ходе опроса компания Naumen выяснила, какие цифровые технологии выбирает бизнес для достижения поставленных целей.

Роботизированная автоматизация проектов (RPA) — технология, которая внедрена в наибольшем количестве опрошенных компаний (52%), при этом каждая четвертая организация в 2021 году планировала использовать ее у себя в ближайшем будущем. Небольшая доля «в планах» связана с уже большим покрытием данного решения. Технология RPA достаточно универсальна — применяется во всех бизнес- и производственных процессах.

Работа с Big Data проводится в 49% опрошенных компаний. В планах на внедрение технология была у еще 29% организаций. Подавляющее большинство респондентов отметило, что использует решения с «большими данными» в управлении производственными процессами.

Компьютерное зрение и видеоаналитику согласно опросу используют 48% компаний. 22% респондентов в 2021 году заявляли о планах внедрить технологию у себя в компании. Наиболее распространенные сферы применения компьютерного зрения и видеоаналитики — охрана труда, промышленная безопасность, логистика.

Биометрические сервисы и ИИ (включая ML, NLP и распознавание речи) используют 43% и 39% респондентов соответственно. В прошлом году на повестке 20% компаний стояло внедрение технологий искусственного интеллекта, а у 11% — биометрии. Биометрические решения часто используют в системах безопасности и контроле доступа. Искусственный интеллект применяют активнее всего в следующих областях: сервисах, работе с клиентами, чат-ботах, производственных процессах, для управления бэк-офисом.

Некоторые технологии, вроде робототехники и беспилотного транспорта, имеют ограниченные возможности для применения, поэтому они оказались внедрены только в 30% и 28% компаний. Low-code платформы редко упоминали во время опроса (25%) по другой причине: многие респонденты не знают термина и даже не предполагают, что технология применяется у них в организации.

Многие руководители и ИТ-эксперты не знают, что такое low-code и применяется ли эта технология в их компаниях.

Во время опроса респонденты отмечали, что используют решения с low-code чаще всего при создании своих сервисов и продуктов, а также в системах управления; робототехника активно применяется в производстве и логистике; а беспилотные машины — на месторождениях и в труднодоступных или опасных зонах. Больше 60% опрошенных экспертов в свою очередь заявило об отсутствии планов по внедрению этих технологий в компаниях.

На основании анализа текущей ситуации на софтверном рынке можно предположить, что low-code платформы приобретут большую популярность как решения для быстрого и недорогого импортозамещения.

Дивный новый цифровой мир
Дивный новый цифровой мир

Ситуация вокруг облачных решений

Российские компании уже широко используют облачные сервисы и SaaS-платформы (50%) в своей деятельности. Технологии чаще всего применяются для хранения баз данных и организации корпоративной инфраструктуры. О планах внедрения облачных решений во время опроса сообщили только 15% опрошенных компаний. Причина низкого процента заключается в опасениях, связанных с использованием сервисов: эксперты отмечают риски взлома систем.

Следует учитывать, что отношение бизнеса к облачным решениям может измениться на фоне текущих событий. Российские компании вынуждены экстренно переносить процессы с иностранных SaaS-сервисов и ЦОДов на местные, поскольку заграничные ИТ-компании отказывают российским пользователям в своих услугах.

Бизнес выбирает локальные облачные системы из-за высокой скорости их разворачивания и относительной доступности в сравнении с разработкой in-house решений. Еще один фактор в пользу тренда — дефицит серверного оборудования на рынке РФ.

При реализации сценария активного перехода российских компаний на местные SaaS-сервисы и ЦОДы Россия может стать одной из самых «облачных» стран в мире.

Барьеры на пути цифровой трансформации бизнеса

Компании сталкиваются с разными барьерами на пути цифровой трансформации. Чаще всего респонденты указывали на нехватку квалифицированных кадров, а также компетенций и знаний у команд.

Среди прочих причин, тормозящих ЦТ, звучали риски низкого возврата инвестиций, а также недостаточное количество предложений от поставщиков ИТ-решений.

Дивный новый цифровой мир

Знание рынка и доминирование иностранных ИТ-брендов

Среди поставщиков недавних и текущих цифровых решений опрошенные компании чаще всего называли SAP, 1С, Siemens, КРОК и Microsoft. Из этого списка три компании являются иностранными ИТ-вендорами и на данный момент не работают в России.

Российские компании часто выбирали для внедрения ИТ-решения международных брендов, поскольку последние отвечали важным для бизнеса критериям, а именно — имели наиболее полный портфель цифровых решений (29%) с высокой технологической зрелостью (67%), а также успешные проекты не только в РФ, но и за рубежом (23%).

Помимо этого иностранные ИТ-бренды широко продвигались с помощью рекламных и PR-инструментов и были на слуху в отличие от локальных игроков: 36% опрошенных компаний заявили о недостаточном количестве отечественных разработок на рынке, что на самом деле не соответствует реальной картине. Массовый уход иностранных ИТ-брендов из России весной 2022 года изменил ситуацию. Тренд на вынужденное быстрое импортозамещение позволил многим российским игрокам ИТ-индустрии выйти из тени мировых ИТ-брендов и рассказать о своих продуктах на онлайн- и офлайн-площадках, а также в СМИ.

Внутренняя разработка в условиях ухода иностранных ИТ-вендоров

К разработке цифровых решений собственными силами прибегает не очень много компаний. Только 13% экспертов во время опроса сказали, что будут реализовывать большинство цифровых инициатив с помощью внутренних ресурсов. Еще 17% опрошенных наоборот планируют исключительно приобретение готовых ИТ-продуктов.

Тем не менее, большое количество компаний (70%) планировали действовать по ситуации: для части проектов привлекать сторонних поставщиков и интеграторов, для другой — обойтись собственными силами. В нынешних условиях вероятно увеличение доли организаций, развивающих внутреннюю разработку, поскольку получение статуса ИТ-компании открывает доступ к различным льготам от государства.

Дивный новый цифровой мир

Бюджет на импортозамещение

Во второй половине 2021 года практически каждая четвертая компания (21%) планировала потратить на цифровую трансформацию свыше 500 млн руб. Еще столько же компаний заложили от 10 до 50 млн руб.

В текущей ситуации часть этих средств пойдет на цели импортозамещения. Большинство компаний уже столкнулись с необходимостью миграции с иностранных на российские облачные сервисы и ЦОДы. Далее организации будут замещать установленные in-house заграничные ИТ-системы.

Дивный новый цифровой мир

Выводы аналитиков, сделанные на основе исследования

  • У большинства организаций, участвовавших в опросе, разработана стратегия ЦТ, но проекты находятся на разных стадиях реализации. В связи с событиями начала 2022 года компаниям, вероятно, придется пересмотреть уже разработанные стратегии и расставить приоритеты по-другому.
  • Представители некоторых отраслей недооценивают или переоценивают уровень цифровой зрелости, поскольку часто неправильно трактуют термин.
  • Большинство опрошенных ожидает от ЦТ повышения эффективности процессов и увеличения производительности труда.
  • Самые широко используемые технологии в компаниях в 2021 году — решения с Big Data, RPA, компьютерное зрение и видеоаналитика.
  • Исходя из ситуации на рынке ПО можно предположить, что российские облачные решения и low-code платформы получат распространение в бизнесе как вариант для быстрого и недорогого импортозамещения.
  • Главные проблемы в реализации проектов цифровой трансформации — это нехватка квалифицированных кадров, компетенций и знаний у команд, а также опасения по поводу рисков низкого возврата инвестиций.
  • Во второй половине 2021 года каждая третья опрошенная компания знала лишь ограниченное количество местных ИТ-игроков. Сейчас ситуация меняется.
  • Вероятно увеличение доли организаций, развивающих внутреннюю разработку, поскольку статус ИТ-компании становится привлекательным из-за действующих льгот от государства.
  • Во второй половине 2021 года наиболее часто закладываемые бюджеты для ЦТ — свыше 500 млн руб. и от 10 до 50 млн руб. Часть средств пойдет на нужды импортозамещения.

Читайте исследования и экспертные материалы компании Naumen в Telegram-канале «Охотники за цифровизацией».

6
1 комментарий

"Главные проблемы в реализации проектов — это нехватка квалифицированных кадров"
И не только в ИТ.

1
Ответить