Почему сервисы доставки еды за 15 минут «сжимаются» один за другим Статьи редакции

Пока никто из них не смог победить правила экономики.

Источник: New York Family

Сервис бесплатной 15-минутной доставки Jokr стал «единорогом» всего за восемь месяцев работы, привлёк $430 млн и собирался запуститься во всех странах мира, но в апреле 2022 года ушёл из Европы, а в июне покинул США. А ведь годом раньше он обещал построить 100 дополнительных складов в одном только Нью-Йорке.

Другие платформы тоже переживают не лучшее время. В мае 2022 года гиганты быстрой доставки Gorillas и Getir уволили тысячи сотрудников и закрылись в крупных европейских городах. Стартап Gopuff с оценкой в $15 млрд прикрыл 76 из 500 распределительных центров. А Buyk от основателей «Самоката», Fridge No More и Zero Grocery обанкротились.

Понятно, откуда так много проектов. За последние два года венчурные инвесторы вложили в шесть из них почти $8 млрд, поэтому те быстро разрослись. Но сейчас совладельцам нужна прибыль, которую эти стартапы так и не научились генерировать. Издание Wired разбирается почему.

Клиентов легко привлечь, но трудно удержать

Привлечь первую волну клиентов не так уж и трудно — потребители всегда рады попробовать что-то новое. Но сервисы, возможно, слишком сильно радуются этим успехам, но не могут удержать людей.

Чтобы сделать это, нужно предложить клиенту очевидную выгоду — иначе зачем заказывать еду на дом, если можно сходить в магазин в соседнем подъезде. Приходится придумывать акционные предложения — некоторые раздают промокоды на $20 всем новым клиентам. Гарантии того, что это их задержит, нет, а риск уйти в минус есть.

Похожая история случилась со стартапом 1520 в 2021 году. Он предлагал бесплатную 15-минутную доставку без ограничений по минимальной сумме заказа. Его соосновательница Мария Данильцева заявляла, что у проекта «суперэффективная» бизнес-модель, но к концу 2021-го он остался без денег и закрылся.

Источник: 1520

Онлайн-продажи дороже офлайновых

На низкую маржинальность бизнеса жалуются даже сервисы, доставляющие товары в течение нескольких часов и дольше. Из $100, которые платформа получает от клиента, $70 покрывают стоимость самих товаров, а остальные $30 идут на текущие расходы: склады, холодильники, зарплаты работников и доставку.

По данным консалтинговой компании McKinsey, среднестатистический физический магазин в Северной Америке получает 4% прибыли с продаж в рознице и теряет 13% с каждого онлайн-заказа. Сервисы быстрой доставки в принципе теряют с каждого заказа, говорит профессор Гарвардской школы бизнеса Томас Айзенманн.

Нужны склады, но они стоят денег

Дарксторы, в которых собирают заказы, могли бы помочь компаниям оптимизировать расходы: например, они строятся так, чтобы не приходилось терять время на поиски нужных товаров.

Однако эти склады для начала нужно открыть, а потом ещё и обслуживать: оплачивать коммунальные счета, следить за запасами, чтобы всё нужное было в наличии. Чтобы это помогало экономить, нужно, чтобы спрос соответствовал затратам, которые не уменьшаются, пока сервис открывает новые точки.

За время пандемии спрос на заказ продуктов через интернет вырос вдвое, а популярность сервисов «мгновенной» доставки подскочила на 41%. Но устойчивые модели стартапов так и не выработались, к тому же, их ждёт испытание условиями экономической неопределенности.

Даже когда клиента не нужно привлекать, прибыли все равно нет

Сервисы быстрой доставки тратят деньги на перевозку каждого заказа. Когда человек привыкает, что ему могут привезти любую мелочь к порогу, он начинает совершать импульсивные покупки: например, заказывает только шоколадку за пару долларов. На её доставку компания потратит столько же, сколько ушло бы на целый пакет продуктов за $75.

В теории можно нагрузить курьера ещё несколькими заказами, но они есть не всегда, а ждать некогда — нужно уложиться в заявленные 15 минут.

До «Самоката» с «Лавкой» и по-американски: иммигранты превратили студенческую доставку Gopuff в фирму с оценкой $15 млрд Статьи редакции

Его запустили выходцы из России и Израиля на деньги со старой мебели и за восемь лет привлекли несколько миллиардов инвестиций и поглотили мелких доставщиков. Но станет ли Gopuff следующим Amazon, неизвестно: на складах мало места, прибыль есть не всегда, а число конкурентов растёт.

Основатели Gopuff: Рафаэль Илишаев и Якир Гола Philadelphia Magazine
0
74 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий С.

Пользовался самокатом с лавкой только с купонами на скидку(-20-30%), без скидок проще дойти до пятеры, магнита. Все равно до краснобелого идти.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chris Nite

Да, раньше было удобно и дешево.

Сейчас цены на еду взвинтили, заплати сервисный сбор сервиса (чего нах), заплати за доставку 100-300 рублей. Иногда дешевле самому до ресторана доехать и поесть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Илья

Вы про сервисы доставки еды, а тут про продуты

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Действительно, если ты используешь труд курьера, то окупить штучные доставки банана или шоколадки невозможно. Необходимо вводить минимальный лимит для бесплатной доставки, но тогда трудно конкурировать с основным соперником - магазином у дома, по цене
РФ и бывший СССР ещё в выгодном положении находятся, ну или азиатские мегаполисы, где полно многоэтажек и плотность населения огромная внутри городов. А в США или западной Европе, где смешанная, или вообще малоэтажная застройка, такие сервисы обречены, в отличии, от классической не мгновенной доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ложков

И ставится вопрос, а нафига вообще нужна 15-минутная доставка? Импульсивным товарищам? Остальные и часок подождут, если еда, и несколько, если продукты.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Archer Archer

Можно выходить только в качество и уникальность продуктов, как во вскувилле. Как мне кажется :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey Yanshin

В Самокате точно есть сумма минимального заказа. Думаю не всё так плохо как описано в статье

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

Их мигранты ссущие в коробки не могут спасти, а роботы тем более. Это не сборка процессора, тут низкооплачиваемый труд эффективней и дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Калин

согласен, лет через 50

Ответить
Развернуть ветку
Владислав 9999

Человечество о роботах мечтает уже лет 30-40.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Марс

роботы это выход. Они в Таллинне уже несколько лет пиццу доставляют. И не только. Милахи.

Ответить
Развернуть ветку
Demyan Belyakov

Жгли деньги инвесторов. А потом что то пошло не так.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Ну так по-идее так и планировалось изначально - вложить денег, получить рынок и приучить клиента и потом поднять цены до рентабельных. Желающих только стало дофига и из-за растущей конкуренции поднять цены не выходит, конкуренты рады работать в убыток. В итоге закроются и оставшиеся вернутся к изначальному плану.

Ответить
Развернуть ветку
markel

Пока не придумают, как доставлять вместе с продуктами алкоголь, затея выглядит провальной

Ответить
Развернуть ветку
Anton

В США доставляют алкоголь, сигареты и таблетки

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey Remizov

Не раскрыт кейс ozon: убытки есть, а закрываться не закрывается

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин

Так они все и пытаются выйти на модель Озона и спускать деньги инвесторов на кокс и блудниц

Ответить
Развернуть ветку
ChinaVoice

Не знаю, как это работает в других странах, могу рассказать на примере Китая. За 15 минут никто не обещает доставить. Доставка из разных магазинов/кафе будет отличаться по стоимости - от 0 до ~7 юаней, если нужна доставка из места, скажем, км в 15 от вас, то она может стоить и 100 юаней, но не факт, что курьеры ее подоберут. Можно заказывать любые продукты которые есть в магазине, включая алко и табак. Можно заказывать лекарства. Но и тут говорят, что сама доставка сервисам почти не приносит прибыль. Прибыль сервисы получают за счет дополнительных услуг: купоны (в Китае очень популярная тема), байкшеринг, реклама внутри приложения и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

Надо развивать инфраструктуру для доставок: дроны и прочие летательные аппараты, лифты для еды и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
am8am

Ну просто людям пока все это не особо как оказалось нужно. Без шоколадки к чаю можно обойтись, и морочиться ради ее заказа с приложением и встречей курьера часто не хочется. А что уж говорить о комплексных заказах.

В целом у яндекс лавки хоть какой-то шанс есть тк она практикует ондеманл доставку яндекс маркета — а там экономика другач а курьеры и прочее +- тоже самоею плюс апсейл.

Ответить
Развернуть ветку
loromeon

Вот если бы был аналог почтового ящика, только для еды...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg

не сохранит

Ответить
Развернуть ветку
David Shaner

Идея то отличная, но всю экономику портят кожанные мешки на великах, которым надо платить. Вот если бы сейчас кто-то начал доставлять только при помощи дронов - он бы победил.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванович

Дроны стоят дороже, чем рабы. И даже обслуживание дронов, скорее всего, дороже зарплаты.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Петр Иванов

Пользовался "Около" пока по подписке была бесплатная доставка. Потом сделали 99₽ - а потом сервис очень быстро закрылся.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда