{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

С роботом наперегонки: как технологии меняют логистику

Логистическая отрасль в России пока слабо и недостаточно автоматизирована. Это связано как с ее консерватизмом в плане использования современных технологий, так и с недостаточно развитым рынком.

Тем не менее спрос на системы автоматизации в целом и роботизации в частности планомерно растет, как и количество стартапов, готовых разрабатывать и предлагать отраслевым клиентам новые продукты.

Поговорим о том, как оптимизировать с помощью RPA-технологий логистические цепочки, какие операции стоит роботизировать в первую очередь, с чего начинать «передачу дел» роботу и как быстро может окупиться его запуск.

Преимущества роботов

Во-первых, RPA снижает риски внезапного окончания срока действия документов и уменьшает стоимость перевозки грузов. В том числе за счет сокращения временных затрат и трудоемкости выполняемых операций.

Во-вторых, программные роботы – это недорого. Их стоимость начинается в среднем от 500 тысяч рублей в год. Грубо говоря, это годовая зарплата начинающего низкооплачиваемого специалиста. Но вложения в цифрового «сотрудника» окупятся гораздо быстрее.

В-третьих, они умеют делать тоже, что и человек, но в разы быстрее, без выходных, отпусков, больничных и ошибок. Робота можно нагрузить десятком процессов, главное – разнести их по времени. К примеру, с утра он контролирует списки транспортных единиц, в обед предоставляет информацию таможенным службам, вечером проверяет актуальность сертификатов и деклараций, а ночью формирует отчеты для менеджеров и руководителей. То есть по производительности один робот заменяет от трех до восьми человек.

Роботы - надежные помощники, а не конкуренты

А в случае появления новых задач и изменения бизнес-процессов, достаточно изменить роботу скрипт, в то время как обычным сотрудникам в подобной ситуации потребуется дополнительное обучение.

Кому нужны роботы?

  • Крупным перевозчикам, компаниям-импортерам и экспортерам с большой номенклатурой. Используя RPA-технологии, они смогут автоматизировать процессы по учету товаров, машин и грузов, а также вести мониторинг их местоположения и возможных задержек в пути.
  • Небольшим и средним игрокам логистического рынка. Им роботизация поможет сократить временные затраты на работу с excel-таблицами.

Чем робот может быть полезен?

В логистике можно автоматизировать самые разные процессы. Разберем самые важные и актуальные для большинства компаний.

Ведение учета транспортных средств. Программный робот автоматически выгружает из корпоративной информационной системы excel-файл с номерами машин, ищет их во внешних системах, обнаруживает причины задержек в пути следования, формирует акты по каждой фуре и выгружает также в виде exсel-файлов. Это в разы сокращает человеческие трудозатраты и ускоряет весь процесс в целом.

Подготовка и предоставление информации в таможенную службу. При больших объемах перевозок документооборот и нагрузка на специалистов возрастают кратно и лучше доверить этот процесс роботу. Он сформирует различные пакеты документов для перемещения грузов через транспортные хабы используя системы распознавания с технологией нейросетей. Подготовка и сверка проводится заранее, пока груз едет на таможню. Кроме того, действия робота легко адаптировать под изменяемые форматы тех же накладных, спецификаций, деклараций, ведомостей и т.п.

В целом, RPA может упростить переход на электронный документооборот, которому сейчас уделяется много внимания как со стороны Минтранса России, так и участников рынка.

Обновление сертификатов и деклараций. Регулярно проверяя номенклатурные базы данных, робот будет отслеживать актуальность деклараций и сертификатов, вовремя уведомлять специалистов, отвечающих за них и запускать процесс обновления. Это позволит избавиться от риска просроченных документов и задержек грузов на таможне.

Формирование отчетов. Робот поможет стандартизировать обычные отчеты и, в случае необходимости, сформировать из них кастомный документ. Обычному сотруднику на выполнение такой задачи потребуется в среднем один день, роботу – 10 минут. Помимо экономии времени компания получает расширенные возможности для бизнес-аналитики без серьезных финансовых вложений.

С чего начать?

Прежде всего, необходимо обозначить цели и провести комплексный бизнес-анализ существующих процессов.

На этом этапе рекомендую обратиться к интеграторам. Они помогут оценить можно ли алгоритмизировать выбранный процесс, какие операции он включает в себя, сколько требуется на него времени и финансов. Если выяснится, что процесс может быть короче и проще, стоить дешевле и содержать меньше рисков, то специалисты из команды интегратора сформируют сценарии для робота, настроят и запустят его в работу.

Далее нужно будет провести контрольный замер метрик. Он поможет оценить первый эффект автоматизации и в случае необходимости внести коррективы в алгоритмы.

Расценивайте RPA как первый шаг к более масштабной автоматизации. Логистическую цепочку можно и нужно автоматизировать по частям. Упрощение и роботизация даже одного элемента ускоряет работу всего процесса в целом.

А о том, как мы внедряем программных роботов в собственные процессы, рассказали тут.

Егор Говорков, менеджер по продукту компании Konica Minolta Business Solutions Russia.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Henry OStriker

Интересно, а как сами логисты оценивают такую автоматизацию? Они не против таких роботизированных программ?

Ответить
Развернуть ветку
Murfan

Они же логисты, значит логически оценивают))))

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Очень больной вопрос. Касается не только логистов, но всех сотрудников, завязанных на операционную деятельность.

Каждый человек жаждет перемен, но упорно им сопротивляется. (c)

Самое сложное, по нашей практике - убедить исполнителей на местах, что автоматизация им нужна для повышения их же эффективности, а не для того, чтобы от них избавиться.

По опыту, многое зависит от софт-скиллов (простите за англицизм) Аналитика/PM/Руководителя, которым предстоит корректно донести идею автоматизации до эксперта. По сути, продать идею сотруднику.
В ином случае следует ожидать отторжения. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Василий Суворов

Казалось, что логистика консервативная отрасль - но вот технологии уже и здесь

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Светлана Романович

так можно сказать про любую инновацию. Жили-работали без этого и все нормально было

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Отрасль, действительно, очень консервативная. Всё зависит от того, насколько прогрессивна команда логистов и насколько проведена/возможна оптимизация процессов. Очевидно, что если каждый случай в практике _уникален_, никакие роботы здесь не помогут. Им попросту нечего будет передавать.

А если компания задумывается о стандартизации процессов, о сокращении операционных затрат, о повышении эффективности своих трудовых ресурсов, обязательно найдётся зона для быстрой/локальной (RPA) или долгой/централизованной (LMS и т.п.) автоматизации.

С нашей точки зрения, склонность к автоматизации должна быть частью культурного кода любой современной компании.

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Очень интересно, хотя и роботизированность всего немного пугает в плане понимания рынка труда будущего и своего места в нём...

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

А есть данные, сколько в среднем времени удается сэкономить? Например, на отчет раньше надо было столько-то времени и действий с документами, а сейчас всего лишь столько? Насколько растет эффективность людей и фокус на других важных задачах, которые программному роботу пока не доверишь?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Любая оценка здесь будет средней температурой по больнице. Но, полагаясь на комплекс параметров, можно прикинуть эффект.

В идеале поручить роботу регулярно повторяющийся процесс. Так удастся получить наиболее интересные результаты. Например, если у логиста есть задача по подготовке ежедневного отчёта, который съедает у него час времени, после роботизации можно ожидать ускорение выполнения задачи до 5 минут трудозатрат оператора (запустить робота, проверить выходной файл). Это экономия 5 рабочих часов в неделю, или 20 часов в месяц, или 240 часов в год.
Это время - невосполнимый ресурс для решения других задач.

И да, верно, фокус специалиста не смещается на неприятную рутину. Пока робот делает отчёт, эксперт может, например, заняться планированием будущих отгрузок.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Отчеты - это, конечно, самая рутинная рутина)) Я думаю, не только логисты могут порадоваться такой автоматизации и ускорению работы. Бухгалтерам, например, она тоже очень облегчит жизнь. Вопрос в том, насколько люди в принципе готовы к таким нововведениям.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Понятно, что процессы ускоряются и уменьшаются ошибки в оформлении документации, а каковы финансовые преимущества для компании? Насколько могут вырасти выручка и сократиться расходы? Может у вас есть пример успешного кейса с такими данными?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Выручка растёт органически при росте компании, прямой связи с роботизацией здесь нет. Но, при масштабировании бизнеса и росте нагрузки на логистическую службу с помощью роботизации можно сдерживать рост штата экспертов и сокращать операционные затраты, что ведёт к повышению прибыльности компании.

Есть яркий пример. Компания - перевозчик (название не раскрываю в силу подписанного NDA). В парке порядка 1000 транспортных единиц. Каждое утро сотрудники получают от контрольных точек информацию о текущей физической локации транспортных единиц в XLS. Исходя из этой информации прогнозируется перемещение транспортных единиц и фиксируется текущее время перемещения. Такой, своего рода, итерационный трекинг. Вариант с GPS не рассматривается в силу специфики транспорта. До автоматизации этой работой занимался отдел логистов из 24 человек, каждый из которых обрабатывал по 50 транспортных единиц. В итоге, на этой задаче остался 1 оператор и 1 робот.

В деньгах этот кейс можно оценить, если принять, что годовой ФОТ 24 сотрудников составлял примерно 14 млн рублей.
Соответственно, до автоматизации эта задача обходилась компании в 14 млн рублей в год, после автоматизации - порядка 1-1,5 млн рублей в год (включая ФОТ оператора + расходы на RPA)

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Цифра впечатляет, конечно. Мы не логисты, но тоже есть над чем подумать с такими финансовыми результатами от внедрения RPA.
Спасибо за развёрнутый ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

Такой же вопрос. Не становится ли проблемой сопротивление персонала при внедрении такой роботизации? Приживается ли она, в принципе?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Зависит от метода донесения. Если нести идею мягко, показывать хорошие примеры и плавно погружать сотрудников, RPA быстро становится значимым инструментом в руках экспертов.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

то есть работа идет сначала с какими-то лидерами мнений, а за ними и остальные сотрудники компании подтягиваются? Или это скорее принудительное обучение всех сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Работа с лидерами мнений - один из качественных подходов. В идеале, работать с сотрудниками с разных направлений:
1. Распоряжение по компании/отделу и личный пример руководителя
2. Персональные беседы аналитиков/РП с экспертами
3. Централизованные тренинги от IT для сотрудников
4. Мастер-классы и вдохновляющие сессии от лидеров мнений/энтузиастов в компании

По личному опыту, передача опыта лидерами мнений очень хороший инструмент в продвижении любой автоматизации.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда