С роботом наперегонки: как технологии меняют логистику

Логистическая отрасль в России пока слабо и недостаточно автоматизирована. Это связано как с ее консерватизмом в плане использования современных технологий, так и с недостаточно развитым рынком.

Тем не менее спрос на системы автоматизации в целом и роботизации в частности планомерно растет, как и количество стартапов, готовых разрабатывать и предлагать отраслевым клиентам новые продукты.

Поговорим о том, как оптимизировать с помощью RPA-технологий логистические цепочки, какие операции стоит роботизировать в первую очередь, с чего начинать «передачу дел» роботу и как быстро может окупиться его запуск.

Преимущества роботов

Во-первых, RPA снижает риски внезапного окончания срока действия документов и уменьшает стоимость перевозки грузов. В том числе за счет сокращения временных затрат и трудоемкости выполняемых операций.

Во-вторых, программные роботы – это недорого. Их стоимость начинается в среднем от 500 тысяч рублей в год. Грубо говоря, это годовая зарплата начинающего низкооплачиваемого специалиста. Но вложения в цифрового «сотрудника» окупятся гораздо быстрее.

В-третьих, они умеют делать тоже, что и человек, но в разы быстрее, без выходных, отпусков, больничных и ошибок. Робота можно нагрузить десятком процессов, главное – разнести их по времени. К примеру, с утра он контролирует списки транспортных единиц, в обед предоставляет информацию таможенным службам, вечером проверяет актуальность сертификатов и деклараций, а ночью формирует отчеты для менеджеров и руководителей. То есть по производительности один робот заменяет от трех до восьми человек.

Роботы - надежные помощники, а не конкуренты
Роботы - надежные помощники, а не конкуренты

А в случае появления новых задач и изменения бизнес-процессов, достаточно изменить роботу скрипт, в то время как обычным сотрудникам в подобной ситуации потребуется дополнительное обучение.

Кому нужны роботы?

  • Крупным перевозчикам, компаниям-импортерам и экспортерам с большой номенклатурой. Используя RPA-технологии, они смогут автоматизировать процессы по учету товаров, машин и грузов, а также вести мониторинг их местоположения и возможных задержек в пути.
  • Небольшим и средним игрокам логистического рынка. Им роботизация поможет сократить временные затраты на работу с excel-таблицами.

Чем робот может быть полезен?

В логистике можно автоматизировать самые разные процессы. Разберем самые важные и актуальные для большинства компаний.

Ведение учета транспортных средств. Программный робот автоматически выгружает из корпоративной информационной системы excel-файл с номерами машин, ищет их во внешних системах, обнаруживает причины задержек в пути следования, формирует акты по каждой фуре и выгружает также в виде exсel-файлов. Это в разы сокращает человеческие трудозатраты и ускоряет весь процесс в целом.

Подготовка и предоставление информации в таможенную службу. При больших объемах перевозок документооборот и нагрузка на специалистов возрастают кратно и лучше доверить этот процесс роботу. Он сформирует различные пакеты документов для перемещения грузов через транспортные хабы используя системы распознавания с технологией нейросетей. Подготовка и сверка проводится заранее, пока груз едет на таможню. Кроме того, действия робота легко адаптировать под изменяемые форматы тех же накладных, спецификаций, деклараций, ведомостей и т.п.

В целом, RPA может упростить переход на электронный документооборот, которому сейчас уделяется много внимания как со стороны Минтранса России, так и участников рынка.

Обновление сертификатов и деклараций. Регулярно проверяя номенклатурные базы данных, робот будет отслеживать актуальность деклараций и сертификатов, вовремя уведомлять специалистов, отвечающих за них и запускать процесс обновления. Это позволит избавиться от риска просроченных документов и задержек грузов на таможне.

Формирование отчетов. Робот поможет стандартизировать обычные отчеты и, в случае необходимости, сформировать из них кастомный документ. Обычному сотруднику на выполнение такой задачи потребуется в среднем один день, роботу – 10 минут. Помимо экономии времени компания получает расширенные возможности для бизнес-аналитики без серьезных финансовых вложений.

С чего начать?

Прежде всего, необходимо обозначить цели и провести комплексный бизнес-анализ существующих процессов.

На этом этапе рекомендую обратиться к интеграторам. Они помогут оценить можно ли алгоритмизировать выбранный процесс, какие операции он включает в себя, сколько требуется на него времени и финансов. Если выяснится, что процесс может быть короче и проще, стоить дешевле и содержать меньше рисков, то специалисты из команды интегратора сформируют сценарии для робота, настроят и запустят его в работу.

Далее нужно будет провести контрольный замер метрик. Он поможет оценить первый эффект автоматизации и в случае необходимости внести коррективы в алгоритмы.

Расценивайте RPA как первый шаг к более масштабной автоматизации. Логистическую цепочку можно и нужно автоматизировать по частям. Упрощение и роботизация даже одного элемента ускоряет работу всего процесса в целом.

А о том, как мы внедряем программных роботов в собственные процессы, рассказали тут.

Егор Говорков, менеджер по продукту компании Konica Minolta Business Solutions Russia.

1010
17 комментариев

Интересно, а как сами логисты оценивают такую автоматизацию? Они не против таких роботизированных программ?

1
Ответить

Они же логисты, значит логически оценивают))))

3
Ответить

Очень больной вопрос. Касается не только логистов, но всех сотрудников, завязанных на операционную деятельность.

Каждый человек жаждет перемен, но упорно им сопротивляется. (c)

Самое сложное, по нашей практике - убедить исполнителей на местах, что автоматизация им нужна для повышения их же эффективности, а не для того, чтобы от них избавиться.

По опыту, многое зависит от софт-скиллов (простите за англицизм) Аналитика/PM/Руководителя, которым предстоит корректно донести идею автоматизации до эксперта. По сути, продать идею сотруднику.
В ином случае следует ожидать отторжения. ¯\_(ツ)_/¯

1
Ответить

Казалось, что логистика консервативная отрасль - но вот технологии уже и здесь

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

так можно сказать про любую инновацию. Жили-работали без этого и все нормально было

2
Ответить

Отрасль, действительно, очень консервативная. Всё зависит от того, насколько прогрессивна команда логистов и насколько проведена/возможна оптимизация процессов. Очевидно, что если каждый случай в практике _уникален_, никакие роботы здесь не помогут. Им попросту нечего будет передавать.

А если компания задумывается о стандартизации процессов, о сокращении операционных затрат, о повышении эффективности своих трудовых ресурсов, обязательно найдётся зона для быстрой/локальной (RPA) или долгой/централизованной (LMS и т.п.) автоматизации.

С нашей точки зрения, склонность к автоматизации должна быть частью культурного кода любой современной компании.

1
Ответить