Журнал (ошибок) вопросов

Журнал (ошибок) вопросов

Мы — дизайн-отдел в SVK.Digital. Решили поделиться опытом, как улучшить качество и ускорить работу на проектах с помощью анализа, типизации и устранения ошибок, возникающих при реализации.

Год назад мы начали вести журнал ошибок, в который записываем все проблемные места при работе над проектами.

Откуда появилась идея

Идею мы взяли из книги Рэя Далио «Принципы». Главная задача этого инструмента — выявить проблемы и их причины, проработать их и улучшить результат в будущих проектах за счет того, что эти проблемы уже не повторятся. Если сотрудник зафиксировал ошибку, ему ничего не грозит. Наказание или сильная критика приводят только к избеганию ответственности и замалчиванию проблем. Поэтому суть идеи — анализ, а не определение виноватого.

Также нас вдохновила книга Мэтью Сайеда «Принцип «Черного ящика», в которой на потрясающих по убедительности примерах автор доказывает, что ошибки — это путь к успеху. Конечно, при условии их внимательного анализа
и внедрении изменений в процессах.

Журнал (ошибок) вопросов

Почему журнал вопросов?

Мы назвали журнал «Журналом вопросов», чтобы снизить негативное влияние слова «ошибка». Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Или тот, кто делает, но не думает и не сталкивается с последствиями. Мы смотрим на ошибки как на возможность извлечь опыт.

Запись в журнале надежнее и нагляднее воспоминаний. На дизайн-планерках мы прорабатываем ошибки и думаем, как избежать их в будущем. Все в команде могут извлечь опыт и поучаствовать в обсуждении.

Задаемся вопросами:

  • Что произошло?
  • Почему?
  • Как нужно было поступить, чтобы этого не случилось?
  • Что нужно сделать, чтобы улучшить результат?
  • Как нужно было поступить, чтобы этого не случилось?
Журнал (ошибок) вопросов

Почему так важно зафиксировать ошибку?

Наша психика защищается от негативных переживаний и со временем вытесняет их. Мы с детства привыкли, что ошибка - это плохо. Чувствовать себя в чем-то неправым неприятно. Поэтому мы быстро забываем ошибку или не признаем, перекладываем ответственность на обстоятельства.
Если признать, обсудить и проанализировать ошибку, то можно заставить мозг запомнить ситуацию и принятое решение.

Как мы работаем с журналом

Для ведения журнала используем доску в Trello, где карточка – это ошибка,
в которой мы кратко описываем, что произошло. Добавляем ссылки на проект/ задачу/ скрин. Приглашаем в карточку ответственного. Если можно посчитать, то отмечаем, сколько времени ушло на исправление ошибки. Обязательно присваиваем карточке категорию.

Для экономии времени при ведении журнала создали в Trello шаблоны карточек с уже готовым содержанием и метками категорий.

Журнал (ошибок) вопросов

Например, приходит срочная задача, и исполнитель рассчитывает, что до него в макете коллеги соблюдали принятый регламент, и он уложится в обещанное время. Но в файле оказываются недоделки, которые требуют дополнительного времени на исправление. Исполнитель вносит в журнал ошибки, которые обнаружил и отмечает ответственного. Становится ясно, почему сроки сдвинулись. Не важно, чьи это ошибки, важно, их отметить, проработать, и донести до всех участников.

Фиксируем ошибки и на этапе передачи макетов в верстку. У фронтендеров возникают вопросы, почему выбрано именно такое решение или почему что-то не учли. Дизайнеры забирают на проработку эти вопросы, обсуждают и меняют регламенты, если необходимо. В результате дальнейший программинг ускоряется, а количество возвратов задач в доработки уменьшается.

Примеры ошибок в нашем журнале

1. Нарушен регламент работы в Figma

  • Не сделан компонент;

  • Не применяется Autolayout (AL);

  • Не привязан стиль текста/цвета;

  • Не соблюдается UI kit;

  • Не вынесен компонент в UI kit (оставлен в макете, вынесен не мастер-компонент);

  • Ошибка в компоненте;

  • В UI kit положен не-компонент;

  • Нет вариантов у связанных компонентов;

  • Компонент задублировался (такой же по оформлению, такой же по смыслу, для того же действия);

  • UI kit оформлен небрежно, трудно найти элемент.

Эти ошибки чаще совершают новички. Не понимают процесса, не имеют опыта для аккуратной и техничной работы. Поэтому у нас есть регламент командной работы в Figma, где мы описали правила работы в макете с учетом требований верстки и эффективности.

Журнал (ошибок) вопросов

Ошибка стиля (UI)

  • Стиль проекта/элемента не решает задачу;
  • Стиль текста выбран ошибочно (крупный/мелкий/блеклый);

  • Отступ нарушает правило близости (навигация и информационная иерархия затруднены);

  • Решение по стилю не принято стейкхолдерами.

Здесь поможет прокачка насмотренности, детальный брифинг клиента, защита мудбоарда перед началом работ и достаточное время на эскизный поиск.

Ошибка использования (UX)

  • Сложно взаимодействовать (понять/увидеть/применить);
  • Элемент не считывается, вводит в заблуждение.

Такие вопросы мы прорабатываем в user flow и тестируем готовые решения.

Ошибка сценариев

  • Не предусмотрен сценарий в макете;
  • Изменение сценария и/или новый сценарий влияет на сделанный макет

Когда мы получаем задачу от менеджера, то сначала её обдумываем и задаем вопросы. Менеджер отвечает сам или уходит за информацией к клиенту. Готовое решение ревьюит арт-директор.

Но иногда случается, что какой-то сценарий взаимодействия все равно упустили. Таких ошибок помогает избежать погружение в проект всех участников, еженедельные митинги команды и ведение проектной документации.

Несоответствие контенту

Элемент в макете не вмещает реальное количество контента.

Перед началом работ мы запрашиваем у клиента контент, который будет
на сайте. Однако, частая ситуация, что контент готовится не “до” дизайна,
а после завершения этапа разработки. Поэтому есть правило: показывать в UI kit все краевые состояния всех элементов.

Журнал (ошибок) вопросов

Переиспользование

  • Отрисован макет заново, вместо использования готового;
  • В верстке внесли изменения, а в макете продолжается использование неактуальных элементов и стилей;
  • Близкие по функции и оформлению элементы используются по-разному;
  • Сделанные ранее кейсы не используются;
  • Изобретается «велосипед»;
  • Проводится кастомизация для базовых компонентов (для проектов
    на фреймворке).

Правильно составленный UI kit и документация проекта, в которых легко разобраться дизайнеру, который прежде в проекте не участвовал.

Журнал (ошибок) вопросов

Технический баг

  • Явный баг (так быть не должно в принципе);

  • Поехал отступ/текст/цвет;
  • Слетели привязки к компонентам;
  • В макете оставлено несколько вариантов;
  • По весу макет перегружен (лишние слои, лишние страницы, крупный размер изображений).

Например, в адаптиве для мобильного разрешения используется стиль текста от десктопа – его просто забыли переназначить. Обычно такие ошибки появляются, когда исполнитель торопится, не внимателен. Глаз «замыливается», и не видит. На верстке эти недочеты выявляются, и нужно исправлять макет. Помогает такая проверка в Figma: Edit - Select all with same text properties

Журнал (ошибок) вопросов

Ошибка коммуникации

  • Неверно понял ТЗ;
  • Члены команды неправильно поняли друг друга;
  • Ошибка в терминологии (не верно назван элемент/функция/цель);
  • Перебои со связью дали неверное понимание задачи;
  • Ошибки из разряда «говорил одно, имел в виду другое».

Ошибки коммуникации эмоционально труднее всего фиксировать и прорабатывать. Часто они затрагивают не один отдел, а систему работы в целом. На исправление подхода требуется иногда много времени и сил. Помогает прокачка эмоционального интеллекта и софт скиллов. На эту тему есть книги и тренинги. Начать можно с книги Максима Ильяхова «Новые правила деловой переписки».

Многое зависит от того как мы общаемся по проекту. Вовремя ли назначили встречу. Насколько информативна обратная связь по проекту, насколько вся команда в курсе ситуации.

Это выходит за рамки ведения журнала, но понимание, что к результату привела именно ошибка коммуникации - шаг в верном направлении.

Журнал (ошибок) вопросов

Когда журнал может не сработать

Ошибки зависят от уровня исполнителя, от специфики проекта и наличия корректной информации. Журнал не сработает:

  • Если исполнители часто меняются и не заинтересованы вести какую-то историю. Мы сталкивались с тем, что журнал игнорировали люди, которые не хотели признавать ошибки. Или жалели на это время. У некоторых не было навыка описывать проблемы, в записях было трудно разобраться;

  • Или если нет ответственного, который следит за этим процессом и напоминает всем, чтобы не забывали вносить записи.

Такой журнал актуален скорее для постоянных команд, не для фрилансеров. Проработка ошибок обязательно должна происходить с правильной коммуникацией, чтобы ошибкой не страшно было делиться. Это просто сбор информации, из которой можно делать выводы.

Для поддержания рутины мониторинга ошибок наш арт-директор Таня ввела правило: к каждой планерке исполнитель заносит в журнал минимум 5 найденных ошибок. Это похоже на игру, но зато добавляет позитива. Такое микро-ретро в ленте.

Результаты фиксирования ошибок через 3 месяца:

  • обнаружили основные типы ошибок, их причины и способы решения;

  • сняли флер перфекционизма* при командной работе над проектом;

  • сфокусировались на улучшении процессов;
  • поняли слабые стороны каждого из исполнителей, чтобы помогать их прокачать.

Через полгода:

  • уменьшили количество типовых мелких ошибок;
  • подробно прописали регламент командной работы на основе полученной информации;

  • сделали гибкий шаблон UI kit для проектов;
  • увеличили скорость работы в дизайн-отделе;
  • собрали обратную связь от всех членов компании – фронты тоже ускорили свою работу.

Через год:

  • можем предотвратить серьезные ошибки, которые успели изучить из прошлого опыта;

  • свели потери времени на ведение журнала к минимуму, благодаря настройке шаблонов Trello и устранения большинства мелких ошибок;

  • клиенты стали хвалить дизайн-отдел за полную прозрачность процессов и понимание, на каком этапе находится проект;
  • проверили эффективность инструмента в отделе дизайна и можем его рекомендовать в другие отделы и вам.

Мы приняли тот простой факт, что ошибаются все, и результат тем лучше, чем лучше мы работаем над собой.

Автор статьи: Елена Снегирёва, UX/UI дизайнер SVK.Digital

77
Начать дискуссию