{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кто и как развивает цифровые экосистемы в Казахстане или 5 супераппов на все случаи жизни

Протестировали Choco, Kcell, Kaspi.kz, Jusan и Aitu

Это блог студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы. Рассказываем про пользовательский опыт и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉🏻 Вступайте, чтобы быть в курсе

👉🏻 Заглядывайте к нам в Telegram

В Казахстан уехало более 1000 российских IT-специалистов, а часть крупных IT-компаний из-за санкций переводят туда бизнес: среди них команды InDriver, MNG Partners и другие. В стране действует технопарк Astana Hub, который предлагает иностранным компаниям налоговые льготы и инфраструктуру. Например, только в марте 2022 специалисты Astana Hub проконсультировали 600 зарубежных компаний по вопросам релокации. Приход крупных российских IT-структур окажет сильное влияние на развитие экосистемы Казахстана, считают участники рынка.

Мы уже 2 года следим за цифровыми экосистемами и супераппами и рассказываем о лучших практиках в Telegram-канале. В этой статье проанализировали казахстанские супераппы Choco, Kсell, Kaspi.kz, Jusan и Aitu, которые закрывают повседневные потребности пользователей: заказ еды, покупка товаров, визит к врачу, услуги связи и онлайн-банкинг. Рассказываем, как компании развивают супераппы и привлекают пользователей в Казахстане.

Choco объединяет все лайфстайл-услуги

Choco — суперапп, разработанный казахстанским холдингом Chocofamily. За 13 лет проект вырос из купонного сервиса в экосистему, которая объединяет различные направления: заказ еды, экспресс-доставку продуктов и товаров, телемедицину и мобильный кошелек.

Choco не поддерживает российские номера, для регистрации нужна местная SIM-карта. Набор сервисов в супераппе меняется в зависимости от выбранного города: больше всего услуг доступно в крупных городах Казахстана — Астане и Алматы.

Бронирование билетов. Chocotravel и Aviata предлагают купить авиа и ж/д билеты. Aviata — один из лидеров рынка в стране, сервис продает 20% всех авиа и ж/д билетов в Казахстане. Чтобы оплатить билеты нужна местная или зарубежная банковская карта, с российскими картами сервис не работает из-за санкций.

Доставка еды. Chocofood — аналог Яндекс Еды в Казахстане. Сервис определяет геолокацию пользователя и предлагает заказать еду с доставкой из ближайших ресторанов.

Большим барьером для приезжих и туристов является отсутствие наличной оплаты. В супераппе пользователь может оплатить заказ только банковской картой. При этом в отдельном приложении Chocofood возможна оплата наличными при получении заказа.

Экспресс-доставка. Choco Рядом — сервис экспресс-доставки продуктов и товаров первой необходимости, аналог Самоката в России. Пока у компании 7 складов в Алматы, до конца года Chocofamily планирует открыть еще 9, чтобы охватить все районы города. В компании считают, что Choco Рядом в перспективе станет одним из флагманских сервисов — сейчас, клиенты, которые хоть раз пользовались экспресс-доставкой, заказывают товары в среднем 4 раза в месяц.

Электронная медицина. Сhocolife развивает iDoctor.kz — сервис по поиску и записи к врачам в Казахстане. С его помощью пользователи могут быстро найти нужную клинику и врача, записаться на прием или получить онлайн-консультацию. У сервиса 2 млн уникальных пользователей, а каждый десятый житель Казахстана ищет врачей на iDoctor.kz. В супераппе сервиса пока нет, компания планирует добавить его в ближайшее время.

Мобильный кошелек. Покупки в офлайн-магазинах и заведениях партнеров клиенты Choco оплачивают через мобильный кошелек Рахмет и зарабатывают до 20% кешбэка. Для этого достаточно привязать к мобильному кошельку банковскую карту, а затем отсканировать QR-код через приложение.

Программа лояльности. В будущем Chocofamily планирует разработать и внедрить единую программу лояльности для всех сервисов — Choco Prime, по аналогии с Amazon Prime.

Kcell связал в экосистему мобильную связь, финтех и e-commerce

Kcell — казахстанский оператор мобильной связи. Компания работает под брендами activ и Kcell и в 2021 году выпустила два одноименных супераппа для абонентов своих брендов. Приложения идентичны по дизайну и функциональности.

Kcell связал в экосистему телеком, финтех, электронную коммерцию и развлекательные услуги. В супераппах можно выпустить банковскую карту, управлять тарифом, покупать технику и оформлять подписки на сервисы.

Мобильная связь. Ядро супераппа, по итогам 1 квартала 2022 года абонентская база компании составила 7,9 млн человек. Пользователи супераппа управляют тарифом, подключают дополнительные опции и оплачивают услуги с баланса мобильного телефона. 60% клиентов Kcell оплачивают с мобильного баланса сразу несколько сервисов.

Магазин. Обычно в телеком-приложениях подменяют раздел магазина виджетом, который открывает сайт в WebView. Когда пользователь скрывает такую форму, контент пропадает и корзину надо собирать заново. Поэтому пользователь все равно уходит из приложения, чтобы оформить заказ на сайте.

Kcell избежал этой ошибки — магазин полноценно работает в приложении. Во время тестов почти треть посетителей магазина шли в приложение и подключали разные тарифы и услуги. А треть мобильной аудитории, которая раньше только проверяла баланс, начала пользоваться новым интернет-магазином Kcell.

Но есть и проблемы — например, если пользователь добавил товары в корзину, а потом отвлекся и свернул приложение, Kcell разлогинивает его и просит авторизоваться заново.

Онлайн-банкинг. В 2021 году Kcell помог запустить первый необанк в Казахстане — OGO Банк. Выпустить карту могут только резиденты Казахстана, являющиеся абонентами Kcell и activ.

Пользователь оплачивает картой услуги и товары в интернете и в розничных магазинах через Apple Pay и Samsung Pay. И получает за все операции кешбэк OGO Бонусами. Ими можно оплатить услуги внутри приложений, поделиться с другими абонентами, пополнить баланс мобильного телефона или карту.

Kcell хочет стать полностью цифровым оператором и диверсифицировать бизнес за счет разных сервисов. По итогам 2021 года Kcell смог повысить индекс клиентской лояльности на 35% за счет разработки цифровых инструментов.

Kaspi.kz — цифровая экосистема на базе розничного банка

Kaspi.kz — суперапп по типу Тинькофф, которым ежемесячно пользуются 11 млн человек. В Kaspi.kz входит маркетплейс, BNPL-сервис, банковские услуги и система онлайн платежей, сервис покупки билетов и госуслуги.

Маркетплейс. Маркетплейс Kaspi.kz дает возможность сравнивать цены на товар у разных продавцов, выбрать подходящий вариант, при желании оформить покупку в рассрочку или в кредит.

Покупка билетов. В Kaspi Travel пользователи ищут авиа и ж/д билеты и оплачивают их в приложении. Сервис появился в 3 квартале 2020 года и за год вырос в 50 раз. По итогам 1 квартала 2022 года через Kaspi Travel было продано 2,1 млн билетов.

Цифровые документы. В апреле 2022 года Kaspi.kz запустил сервис «Цифровые документы». Он расширяет пользовательский путь в экосистеме, делает государственные услуги удобнее и доступнее.

Пользователь заходит в раздел «Госуслуги» и выбирает «Цифровые Документы». Далее авторизуется через Egov.kz — аналог российских «Госуслуг» и вводит одноразовый пароль из сообщения. Kaspi.kz подгружает цифровые документы из государственной базы данных и хранит паспорт, сертификат о вакцинации, водительское удостоверение, свидетельство о рождении ребенка.

С помощью цифровых документов пользователь регистрируется на авиарейсы, передвигается на поезде внутри страны и получает другие услуги. Цифровые копии также заменят оригиналы, если турист потерял паспорт или забыл дома.

Jusan привлекает аудиторию за счет маркетплейса

Cуперапп экосистемы Jusan объединяет банковские продукты, инвестиции, автострахование, сервис для бронирования билетов и отелей, услуги мобильного оператора и крупный маркетплейс. Основная аудитория супераппа — пользователи от 25 до 40 лет. За год Jusan установил 1 млн пользователей. Активная аудитория — 500 тысяч.

Банковские услуги. Пользователи выпускают карту Jusan Pay, пополняют ее в приложении и зарабатывают бонусы за оплату товаров и услуг. В супераппе Jusan также можно оформить кредит, рефинансировать займ или открыть депозит.

Страховые услуги. Клиенты Jusan могут застраховать авто и имущество, оформить страховку от несчастного случая или для выезда за границу.

Путешествия. Пользователи ищут и бронируют в приложении авиа и ж/д билеты. Если пользователь передумал, он сможет быстро оформить возврат.

Маркетплейс. Jusan привлекает аудиторию за счет маркетплейса. Купить товары могут любые пользователи — не обязательно клиенты банка. Они начинают активно использовать суперапп, понимают, что покупки с картой Jusan выгоднее и становятся клиентами банка. В маркетплейсе можно заказать 200 тысяч товаров и услуг, оформить рассрочку, заказать доставку на дом и оплатить все это картой любого банка.

Aitu — соцсеть с мобильным кошельком и партнерскими сервисами

Aitu — экосистема, которую развивает казахстанская компания BTS Digital. Компания объединила в супераппе мессенджер, звонки, бесплатную музыку, видеохостинг, игры, мобильный кошелек, кешбэк и партнерские сервисы.

Партнерские сервисы. Aitu добавляет сервисы партнеров в виде миниаппов и группирует по категориям. Но часть сервисов открывается в WebView, причем некоторые страницы не адаптированы для смартфона. У Aitu нет единой учетной записи — в каждом сервисе нужно регистрироваться отдельно.

Мобильный Кошелек. Aitu Кошелек—сервис платежей и переводов внутри Aitu. С его помощью пользователи оплачивают мобильную связь, интернет, телевидение и другие услуги. Но безопасность сервиса вызывает вопросы: например, у Aitu Кошелька нет двухфакторной авторизации. Если пользователь забудет пин-код от кошелька, приложение предлагает ему перезайти и придумать новый пароль. Есть проблемы и с оплатой — пользователи могут оплатить не все услуги.

Поиск скидок. Aitu Кешбэк — сервис по поиску скидок. Пользователи сравнивают цены товаров в разных магазинах, покупают их в офлайне, а потом загружают чеки и зарабатывают кешбэк в приложении.

Мессенджер. Пользователи общаются между собой в чатах, интерфейс которых напоминает Telegram-каналы. Но чаты по интересам выглядят как набор бессвязных сообщений, не похоже, чтобы этот раздел был востребован.

По оценкам BTS Digital, супераппом пользуется 2,5 млн человек. У Aitu широкая функциональность и много сервисов, но часть из них работает некорректно.

Спасибо за внимание!

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К

Там оценки низкие не только из-за проблем с приложением, но и из-за одних высказываний основателя )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К

Там на него накинулись за немного вырванную из контекста фразу, но прошлые его грешки подтверждают его любовь к империи чуть севернее Казахстана) Загуглите, про Рамиля Мухоряпова.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда