No-code инструменты: мини-срез рынка в цифрах и мнениях

За годы работы на рынке России и СНГ, мы собрали огромную базу активных пользователей, реализовали десятки тысяч сценариев внедрения no-code в процессы стартапов, малого и большого бизнеса. Изучили наших клиентов и тех, кто ими так и не стал. И решили выяснить: какое место no-code занял в стеке решения проблем бизнеса, причины его выбора или не выбора.

Немного контекста

Мы занимаемся разработкой no-code конструктора Albato — он помогает настраивать интеграции сервисов и автоматизировать рутинные процессы. В сентябре этого года мы проводили опрос среди компаний, использующих no-code инструменты и пользователей нашего сервиса, чтобы подтвердить несколько гипотез и получше узнать запросы рынка. Нам удалось собрать ответы 200+ компаний, а также получить комментарии от достаточно крупных игроков — команд Zerocoder, Code Breakers, Алгоритмики, Next Level Agency, RocketSales.

Несмотря на то, что уже многие компании активно используют no-code и low-code инструменты, (про Tilda, Notion или Miro вы точно слышали) исследований на эту тему достаточно мало. Поэтому хотим поделиться выводами, которые получили на основе проведенного опроса.

Ключевые выводы

  • Наиболее популярная задача, которая решается с помощью no-code — это автоматизация процессов в маркетинге. В основном, из-за возрастающего количества сервисов, с которыми работает маркетолог и необходимости анализировать все большее количество данных.

  • Основные причины отказа от классической разработки в пользу no-code решений — это высокие затраты, скорость разработки или недовольство соотношением расходов и полученного результата. Комбинация no-code и классической разработки может стать оптимальным решением для бизнеса.

  • Задачи автоматизации процессов сейчас чаще всего являются дополнительной обязанностью специалистов. Однако компании начинают уделять этому вопросу все больше внимания, вторым по популярности вариантом является наличие выделенной роли под процессы автоматизации.
  • Среди преимуществ no-code выделяют удобство использования, скорость внедрения и наличие готовых шаблонов/решений
  • Основным недостатком называют ограниченный функционал

Аудитория: кого мы спросили?

Большую часть опрошенной аудитории составляли специалисты из компаний размером до 50 человек. В выборку попали руководители отделов, владельцы бизнеса, аналитики, менеджеры проектов, специалисты по маркетингу, сотрудники отдела продаж и разработчики.

No-code инструменты: мини-срез рынка в цифрах и мнениях

Задачи: что решают с помощью no-code?

Если говорить в общем, то самым популярным сценарием использования no-code стала автоматизация как отдельных бизнес-процессов, так и целых отделов.

<p>В опроснике можно было выбрать несколько вариантов, поэтому сумма итоговых процентов превышает 100%</p>

В опроснике можно было выбрать несколько вариантов, поэтому сумма итоговых процентов превышает 100%

Чаще всего с помощью технологий и инструментов «без кода» автоматизируют маркетинг — более половины всех опрошенных указывают лидогенерацию, работу с рассылками и воронками продаж.

Мы предположили, что для этого есть две основных причины:

  • количество сервисов, которыми пользуется маркетинговый специалист, в среднем, варьируется от 5 и до бесконечности
  • необходимость собирать аналитику по большому количеству данных из множества сервисов (это подтверждается и результатами исследования, 24% используют no-code для построения отчетов и аналитики)

Автоматизация в этом случае помогает сократить время, которое сотрудники тратят на перенос данных из системы в систему и сократить фактор «человеческой ошибки» при сборе аналитики. Что, в свою очередь, помогает сэкономить маркетинговый бюджет.

Отчасти, это подтвердилось ответами — мы просили участников опроса также дать оценку факторам, которые побудили начать искать решение для автоматизации.

Наиболее высокие оценки получили следующие:

  • Появление потребности собирать данные для анализа и улучшения результатов
  • Процессы стали бесконтрольными, требовалась оптимизация
  • Выросло количество используемых сервисов, требовалась синхронизация команд

Ну и реже, no-code технологии используют в автоматизации торговли (26%), а также для проверки гипотез.

В команде Next Level Agency на наши вопросы о том, какие инструменты используют в работе и какую основную «боль» закрывает no-code получили такой ответ:

Используем Tilda, K50, Power BI. Снижаем зависимость от программистов, при нормальном уровне автоматизации процессов.

Георгий Терновский Partner, Next Level Agency

No-code VS Классическая разработка в задачах автоматизации

Мы также интересовались, есть ли в компаниях, использующих no-code, собственный отдел разработки, либо практика сотрудничества со студиями и внешними разработчиками.

Картина сложилась следующая:

  • Половина компаний не имеют собственного отдела разработки
  • Другая половина либо обращается к разработчикам на аутсорс при необходимости, либо имеет своих программистов в штате.
<p>Есть ли у вас в компании программисты?</p>

Есть ли у вас в компании программисты?

Вот например, каким комментарием поделилась команда интегратора RocketSales:

Отдел разработки есть. Решение применять ли в задаче ноу-код или классическую разработку принимает эксперт, работающий с запросом. Но приоритет всегда в сторону реализации через ноу-код сервисы или готовые решения.

Илья Харитонов - Директор производства RocketSales.ru

Тут мы решили уточнить: что заставляет компании у которых есть ресурсы разработки и выделенный бюджет, использовать no-code?

Тут в целом интересно то, что наличие своего отдела разработки и бюджета не становится для компаний поводом отказываться от no-code решений. Основная причина — Time To Market. No-code инструменты уже рассматриваются как как реальная альтернатива, позволяющая сделать необходимое решение быстро, при этом имея сопоставимый уровень качества.

Чтобы поглубже разобраться в причинах, мы попросили оценить по 10-балльной шкале, какие факторы имели наибольшее влияние в отказе от «хардкода».

<p>Почему перешли на no-code инструмент?</p>

Почему перешли на no-code инструмент?

Всем на самом деле знаком этот заветный «треугольник выбора» — быстро, дешево и качественно. И в большинстве случаев, выбрать все сразу не получится — в чем-то придется уступить. Особенно тяжелой ситуация становится, когда итоговый результат слишком далек от ожиданий, и недовольство заказчика только усугубляется сроками ожидания.

Проблемы тут известны: зачастую аутсорсинговые компании берут проекты, которые просто не проходят через юнит-экономику и заказчик это не совсем понимает. Приходится чем-то жертвовать. А инхаус разработка постоянно под давлением бизнеса и сроков. Но в таком случае, комбинация no-code и классической разработки как раз может стать оптимальным решением для бизнеса во многих аспектах.

Например, когда для оптимизации рутинных задач используется no-code, а над более сложными и высокоуровневыми работают программисты. Это одновременно снижает стоимость, позволяет ускорить процессы и не тратить драгоценное время разработчиков на базовые задачи. В таком тандеме также появляется возможность закладывать более объективные сроки и понимать реальную стоимость, с сопоставимым качеством.

Как в целом обстоят дела с автоматизацией в компаниях?

Почти в половине случаев (45%) задачи автоматизации возлагаются дополнительно на одного из сотрудников в команде. Чуть больше четверти компаний (26%) отводят эту роль отдельному человеку. Также 17% опрошенных компаний отдают процессы автоматизации на аутсорс.

No-code инструменты: мини-срез рынка в цифрах и мнениях

Вновь поделимся комментариями от команд Next Level Agency и Алгоритмики. Мы спрашивали есть ли в их команде/компании сотрудник, отвечающий за автоматизацию и почему пришли именно к такому решению.

По каждому блоку есть специалист. Аналитик по Power Bi , специалист по контексту по К50, дизайнер по Тильде. Раньше это были бы те же люди, но к каждому по несколько программистов.

Next Level Agency

Есть выделенная команда автоматизации продаж, отвечающая за техническую настройку всех сервисов и связки их - CRM, телефония, букинги, лэндинги и пр. Для более быстрого роста, необходим фокус и выделенные компетенции.

Алгоритмика

Кто уже работает с no-code: на что обращают внимание

Нам также было интересно узнать, какие факторы являются определяющими при сравнении различных no-code решений. Мы предлагали дать оценку следующим факторам:

  • Не устраивало соотношение цена/результат
  • Не устраивала тех. поддержка
  • Высокая цена
  • Сокращение бюджета на ПО
  • Ни одна из ситуаций

Выводами в этой секции особо похвастаться не сможем, самые высокие оценки собрал последний вариант. Так что будем рады, если уже проходили через процесс выбора и поделитесь своими мыслями в комментариях.

Заменит ли no-code классическую разработку?

Нас также интересовало, какие недостатки и преимущества видят пользователи no-code платформ по сравнению с обычной разработкой — на этот вопросы мы попросили пользователей ответить развернуто. Мы также спросили, сможет ли no-code заменить классическую разработку. Так как ответы на эти вопросы во многом дублировали друг друга по смыслу ( в да/скорее да — указывали преимущества, в нет/скорее нет — недостатки), то мы решили показать распределение ответов, с самыми часто встречающимися комментариями.

No-code инструменты: мини-срез рынка в цифрах и мнениях

А еще, мы обратились к командам онлайн-университетов Zerocoder и Code Breakers, поскольку компании, занимающаяся обучением специалистов внимательно следят за потребностями рынка и во многом видят намечающиеся тренды. Мы задали им несколько вопросов и получили ответы от Анны Радзиевской, основательницы Code Breakers и Кирилла Пшинника, CEO университета Zerocoder

Как изменился спрос на рынке? Растет ли популярность инструментов, какими темпами?

Кирилл: Вдвое выросла заинтересованность в образовательные продукты по ноукоду. По выручке мы растем кратно — октябрь 2022 года показывает втрое лучше результаты, чем октябрь 2021.

Анна: В России, до 2020 года, в принципе не было рынка no-code как такового — не было концепции и понимания, что такое «разработка без кода», и какого уровня продукты можно создавать. С началом пандемии у людей произошла смена парадигмы, нужно было быстро переходить в онлайн, менять бизнес-модель, тестить гипотезы в очень сжатые сроки и классические методы разработки не могли предложить данного решения. Это было одним из бустов для развития no-code в России и СНГ.

Но даже при наличии у no-code множества преимуществ, скорость его распространения была не такой высокой. Основными сдерживающими факторами были недоверие и неинформированность людей про no-code, а также отсутствие специалистов, кто владел бы такой разработкой. Мы в Code Breakers как раз и занимались формированием рынка и подготовкой no-code специалистов, ведь спрос со стороны бизнеса рос с огромной скоростью. А вот выполнять заказы было некому, т.е. не выполнялось условия supply/demand.

Какие основные препятствия на пути распространения и внедрения no-code технологий?

Кирилл: Скепсис со стороны классической разработки и недостаточный уровень знания о no-code среди тех, кому он мог бы потенциально облегчить работу. Поэтому у нас есть две важные задачи: подружить разработчиков и ноукодеров и широко делиться кейсами о том, какие задачи бизнеса может решать no-code. Санкции не стали преградой для использования сервисов, часть зарубежных по-прежнему работают (плюс есть open source), отечественные решения активно развиваются.

Анна: Я считаю, что наиболее «сдерживающие» 3 фактора:

  • низкая информированность людей о таком методе разработки
  • пока еще высокое недоверие
  • недостаточность специалистов, кто владеет no-code

Это довольно нормальные вещи для нового рынка, который дизраптит существующий, ведь мы пока что находимся только в самом начале развития no-code.

С точки зрения мощности самих no-code инструментов, я считаю, что фаундеры таких платформ довольно быстро продвигаются в этом направлении и расширяют функционал и мощность с огромной скоростью. В особенности, если посмотреть сколько инвестиционных сделок было проведено за последние годы в данной сфере, то видно курс развития.

Каким видите будущее no-code?

Кирилл: Он кратно расширит возможности бизнеса (как крупного, так и малого) по взаимодействию с клиентами, HR-функционалу и запуску новых проектов. Сейчас ноукодеры — это фрилансеры, работающие преимущественно проектно. Но уже заметно, как IT-бизнес нанимает к себе в штат специалистов с no-code в стеке. Мы ожидаем, что в России западный тренд повторится и адаптируется под реалии рынка и запросы бизнеса.

Также no-code станет подспорьем для уже имеющихся специальностей, возможно, в скором времени команды будут искать продактов или маркетологов, владеющих такими инструментами.

Технический прогноз: no-code постепенно будет выходить за пределы мобильной разработки и затронет другие инструменты.

Анна: Я думаю, что мы идем туда, где использование no-code будет как excel-табличка, то есть интегрировано в basic навыки любого человека. Также 80% бизнесов не нужно будет использовать разработку, все можно будет сделать без кода или максимум, применяя low-code. Классические разработчики будут также нужны, но разрабатываемые ими продукты будут уже намного более узконаправленные, как: разработка no-code платформ, инфраструктурные проекты, технологические, блокчейн и т.д. А все базовые бизнес-процессы будут точно создаваться без привлечения разработки.

Вместо заключения

Мы действительно верим в большой потенциал no-code во многих вопросах и надеемся, что этим исследованием смогли подсветить то, какое место он занимает в процессах современного бизнеса.

Если будут вопросы — готовы ответить в комментариях!

4040 показов
4.8K4.8K открытий
55 репостов
21 комментарий

как программист, начинаю предвкушать несладкое будущее в области разработки

Ответить

Почему же? Напротив, представьте сколько no-code сервисов еще предстоит разработать, а это как раз работа программиста)

Ответить

Да будущее светлое) Мне кажется странно полноценно противопоставлять nocode и хардкод. Это две сосуществующих способа решения задач, со своими плюсами и минусами. Но не вытесняющие друг друга.

Ответить

мне одному кажется, что аккаунт с одним позитивным комментарием, который хвалит статью выглядит максимально подозрительно

Ответить

Хорошо что регистрация не сегодня)

Ответить

Почему?

Ответить

Хороший аккаунт и материал интересный.

Ответить