{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Яндекс убьет Bookmate?

В 2022 году владельцы нежно любимой мною электронной библиотеки Bookmate были признаны иноагентами, и “так совпало”, что Яндекс купил сервис (как технологию, а не юрлицо).

Я - абсолютная целевая аудитория всего, что связано с книгами и могу аргументированно обсуждать “бумага” или “цифра”, и чем отличаются книжные магазины друг от друга. В Bookmate у меня около 1500 книг, 31 полка и более 8000 цитат. И конечно, я очень напряглась от новостей про Яндекс и Bookmate.

Как будет происходить переход? Сколько будет стоить подписка? Не сломается ли чего (полки, книги, цитаты)? Ждать ли теперь слива информации о том, какие книги я читаю, по аналогии со сливом данных Яндекс.Еда?

А вдруг я зря волнуюсь, и будет magic - единая экосистема, читаешь книгу - тебе рекомендуют музыку на фон или фильм по книге? И вообще - Яндекс же постоянно пишет статьи и на конференциях рассказывают про важность клиентского пути и пользовательского опыта, знают про всякие работы с возражениями, и как все сделать хорошо, но….

Для ключевой ЦА сделали худший оффер

Как Яндекс анонсировал появление Букмейта? “В Плюсе появился Букмейт!” “Отличные новости!” “Книжная опция!”. Всего 100 рублей в месяц.

Теперь переведем с пиар-языка на пользовательский.

Кому и как предложили Букмейт по факту?

  • Пользователи Яндекс.Плюс, которые не пользовались аудиокнигами - для них это действительно выглядит как дополнительный и НОВЫЙ (прикольный) продукт. “Всего 100 рублей! Круто!”
  • Пользователи Яндекс.Плюс, которые пользовались аудиокнигами - у них ОТОБРАЛИ часть продукта (аудиокниги) и сказали, “ачетакова” - теперь вы можете не только аудиокниги слушать, но еще и читать! Прикиньте! + 100 рублей в месяц. То есть отобрали то, что было, и радостно предложили выкупить это обратно.
  • Пользователи Bookmate (как бы корневая аудитория продукта “Книги”, которые платили за библиотеку) - вы можете получить доступ к библиотеке, только купив ВЕСЬ пакет Яндекс.Плюс. То есть не 100 рублей, не стоимость вашей подписки, а за 400 рублей в месяц. “Ачетакова”, ведь вы получаете не только книги (эти ваши скучные), а еще много классного контента!! Российские сериалы, е..я, гребля, пирожки! И все это за каких-то 400 рублей в месяц! “Мультивселенная развлечений!”

То есть вместо того, чтобы максимально нежно перевести к себе новую аудиторию (пользователи Bookmate, которые не пользователи продуктов Яндекса), чтобы потом их соблазнительно и скидками заманить на тестирование других продуктов, Яндекс “продает” Букмейт своим текущим пользователям. А у пользователей Bookmate - отбирает сервис (берет в заложники) и требует выкуп, насильно (и формально) увеличивая количество пользователей Яндекс.Плюса.

Бесшовный перевод аудитории. Зачем? Ложь и ghosting!

Как выглядела коммуникации пользователям Bookmate о переходе к Яндексу?

Никак.

Не было ни сообщений внутри приложения, ни по почте. Даже поддержка отвечала (да, я человек тревожный, и написала в поддержку), что все будет ок.

(ответ службы поддержки Bookmate от 30.11.22)

Из браузерной версии Bookmate просто выкинуло. И появился вход с Яндекс.ID (которого у меня нет, например).

Поддержка? Поддержка Bookmate больше не отвечает на имейлы, поддержка Букмейт в чате не отвечает более двух суток (почитав комментарии, как все поломалось у других пользователей, я заранее решила уточнить, а ЧТО случится с цитатами. Это все-таки не книжку скачать, это затраченные мною лично сотни человеко-часов).

Букмейт - это вам не Bookmate

Допустим, вам продают то, что вы раньше покупали в 4 раза дешевле, допустим, вам для этого еще надо потрудиться (ID какой-то завести), допустим, вы даже готовы рискнуть тем, что ваши цитаты про посадку огурцов на растущую Луну попадут в публичный доступ, но….

По факту вам продали даже не кота в мешке. А левую переднюю лапу, хвост и усы.

Общее количество книг в Букмейте сократилось в СЕМЬ раз.

“Переехавшие” уже писали в комментах, что лишились половины библиотеки

Пропали комиксы.

А еще - урезали функционал - теперь нельзя, внимание! Скопировать сохраненные цитаты.

Картинка со звуком

Ну то есть читал ты, например, “кирпичик” Канемана или Сапольски в 900 страниц и сохранял важные мысли, друзьям избранное отправлял, например. Или, наоборот, читал 10 “водянистых” книг на одну тему, и сохранял себе цитаты, чтобы сделать единый нормальный конспект.

А теперь - низззя, книга “под стеклом”, любуйся на нее как на картину или фильм. Watch don’t touch. Видимо, кто-то считает, что люди именно так “потребляют” “контент формата “книги” - открывают цитаты и просто любуются на них.

(У MyBook такая же история с цитатами почему-то, что наводит меня на грустные мысли, что придется возвращаться к формату десятилетней давности и искать нужные книги в других источниках, закачивать в Kindle, и в нем уже спокойно работать с цитатами. Kindle вообще все цитаты единым файлом на почту отсылал).

Что игнорирует “ачетакова”-менеджмент Яндекса

Книги - особый “контент”.

Те, кто любит читать и читает много, выбирает книги не по принципу дешево и развлекательно, а по принципу: большой выбор, удобно, возможность работать с текстом (цитаты, конспекты).

Часть таких людей скорее заплатит за нормальную библиотеку, чем будет тратить время на поиск нужных книг в разных местах. И заплатит в зависимости от количества и качества фактически читаемых КНИГ (и удобств), а не в зависимости от других “контент-продуктов” “мультивселенной развлечений” типа “Мажора в Сочи”.

Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса предлагает различные продукты (книги, аудиокниги, музыка, кино) словно это взаимозаменяемые вещи?

Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса считает, что книги - это элемент исключительно развлечения?

Есть читатели, которые не заплатят ни рубля за “Сумерки” и откровения Омара Курбана, а те, кто заплатят тысячи за возможность собрать полки с учебниками и лучшими произведениями для детей, и подписаться на тех, кто обновляет полки с интересными книгами.

Что в итоге? Убьет или как?

В итоге радуется только часть аудитории - которая УЖЕ пользователи Яндекс.Плюса, которым 100 рублей за книги в мешке (не разбираясь) уже кайф, и которые не будут читать много, так как у них много другого развлекательного “контента”.

Ключевую аудиторию продукта “книги” - лишили части библиотеки, полностью игнорирует поддержка, лишили книг, лишили функционала, и еще и продают это в 4 раза дороже. Оффер мечты, не иначе.

В итоге - кто-то докупит Букмейт за 100 рублей, но не будет особо читать (тк они привыкли пользоваться другим контентом), кто-то из пользователей старого Bookmate, кто готов платить за книги - уйдет к конкурентам (с нормальным ассортиментом и функционалом) или к пиратам. Потому что когда читатель ищет, он находит; и пиратский текст визуально не отличается от лицензионного (в отличие от видео-формата).

Количество пользователей будет низким, показатели пользования продуктом - низкими, в Букмейт не будут вкладывать деньги (читай, покупать новые книги), и…

Обсуждение метрик Яндекс.Плюса после добавления Букмейта

…отвечая на вопрос в заголовке статьи - нет, Яндекс не убьет Букмейт. Он уже его убил, расчленил и положил в багажник.

А через некоторое время будет ходить со “следователями” в поисках виноватых, как печально известный Кабанов, убивший собственную жену.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Юлия Васина

Слушала себе книгу, прослушала половину и здравствуйте! Сегодня я её открыть не могу, должна 100 руб заплатить.

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

Аналогичная история. Рутрекер рулит, Флибуста тоже.
Принципиально не хочу доплачивать Яндексу.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

nnmclub.to тоже

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда