Things 3: интуитивно понятное GTD

Недавно Дмитрий Давыдов написал статью, в которой рассказал о своём опыте использования таск-менеджера OmniFocus 3 для методики GTD. Я хочу рассказать про другой инструмент, который, по моему мнению, является практически идеальным воплощением GTD-методики. Я говорю про Things 3.

Cultured Code

История

Things — одна из немногих программ, заслуживших титул ветерана на платформах Apple. Первый релиз (альфа-версия) состоялся в 2007 году. Программа продолжает разрабатываться небольшой командой в Штутгарте.

Она не планирует расти и разрывать рынки, уходить в корпоративный сектор (насколько мне известно). Просто делает крутой продукт, чтобы люди могли быть более осознанными, меньше нервничали и получали удовольствие от жизни.

Команда разработчиков Cultured Code неоднократно получала награды от Apple за лучшее ПО на платформе.

Предупреждение: Things 3 доступен только для экосистемы Apple: macOS, iOS (iPhone и iPad), watchOS. Других возможностей работать с этим приложением нет (если не считать специальный email для добавления задач, но это не полноценная работа).

В этой заметке я буду рассказывать только про приложение для macOS, практически всё то же самое доступно для iPhone, а версия для iPad — копия своего брата с macOS, даже сочетания клавиш одинаковые.

Становимся продуктивными с Things: сбор информации

Самое главное, чему нужно научиться, — это выгружать все мимолётные задачи, которые приходят в голову, в программу. Things 3 позволяет сделать это разными способами. Чем проще способ добавления задачи, тем лучше, меньше отвлечения, быстрее возвращение к текущей задаче.

Самый простой способ добавить задачу — глобальные горячие клавиши, открывающие окно быстрого добавления задачи. В нём фокус уже установлен в поле ввода названия задачи: пишите название, нажимаете Enter — и бац, назойливая идея в Inbox, а вы вернулись к выполнению текущей задачи.

С помощью Tab можно добавить дополнительные атрибуты для задачи:

  • заметки;
  • дату выполнения;
  • теги;
  • дополнительные подзадачи;
  • дедлайн;
  • проект для задачи.

Если задача не срочная (не нужно сделать сегодня), я не заморачиваюсь с дополнительной информацией: название задачи + пару слов в заметки, и всё.

Добавить задачу можно из контекстного меню Share, например, в браузере Safari. После вызова команды “Add to things…” откроется то же окно быстрого добавления задачи, но в поле заметки будет скопирован адрес текущей страницы браузера. Это удобно, если вам что-то нужно сделать с информацией на странице, которую вы читаете. Я добавляю гайды себе в Things, чтобы потом выполнить их на работе или дома, когда пишу собственные проекты.

Существует специальный email, на который можно выслать задачу. Никогда не пользовался этой функциональностью, потому что вся моя работа всегда проходит на экосистеме Apple. Но, может быть, кому-то пригодится.

Задачи можно добавлять с помощью Siri и различных сервисов для интеграции, например, Zapier.

Некоторые приложения, такие как email-клиент Spark, тоже имеют интеграцию с Things: если пришло письмо, над которым нужно поработать, из контекстного меню Spark можно отправить его в Things с ссылкой на это письмо.

90% всех моих задач создано с помощью глобальных горячих клавиш.

Обработка

Когда разбирать Inbox, каждый решает сам. Я для себя выбрал утро воскресенья: когда могу с чашкой кофе потратить полчаса-час на планирование недели и месяца (в начале месяца — на планирование декады и так далее).

Чтобы задача ушла из Inbox, ей нужно назначить либо время выполнения, либо проект, либо область ответственности (Area), в которой она будет находиться.

Бывают задачи, которые я не хочу заносить в какой-либо проект или создавать проект «Другое» специально для таких задач, поэтому возможность просто назначить дату выполнения (и убрать задачу из Inbox) — важная часть моей системы планирования.

Задачи с временем выполнения отображаются на специальном экране «Планы» (Upcoming). Там же могут быть данные из вашего календаря, если вы разрешите Things 3 доступ к календарю.

Задачи без времени выполнения можно найти в разделе «В любое время» (Anytime). Туда я заглядываю очень редко, проекты и области ответственности для меня лучше подходят для планирования.

Для организации задач Things 3 предлагает использовать проекты (Project) и области ответственности (Area). Если коротко, то:

  • Проект — более двух задач, которые нужно выполнить, чтобы получить результат.
  • Область ответственности — «зонтик» над проектами, например, «работа», «деньги», «отношения» и так далее.

Вариантов построения своих областей ответственности огромное количество: кто-то использует Agile Results, кто-то строит на основе «работа/жизнь». Я выбрал что-то среднее и организовал по сферам, где чаще всего нужно моё вмешательство.

Благодаря быстрому поиску, задачи очень просто распределять по проектам и областям ответственности. Так же работают и теги: нескольких букв достаточно, чтобы найти нужное.

Одним из нововведений в третьей версии программы стала возможность добавления заголовков (Headings) в проекты. С их помощью становится визуально понятно, какие этапы ты должен пройти, чтобы достичь цели (выполнить проект).

Кроме того, когда начинаешь думать об этапах достижения цели, придумывать заголовки, задачи становятся яснее или возникают новые, о которых даже не думал, когда создавал проект. За это моё ♥️ команде Cultured Code.

Если задача не настолько большая, чтобы ради неё создавать проект, но несколько условий должны быть выполнены (что по правилам GTD автоматически трансформирует её в проект), в Things можно создать Чек-лист (Checkbox) из нескольких пунктов к выполнению.

Так Things упрощает некоторые концепции GTD, а заодно и жизнь пользователей этой программы. К примеру: есть задача купить определённый набор вещей для какой-то даты, можно создать проект и добавить туда несколько задач или одну задачу со списком. Мне нравится второй вариант, поэтому ещё одно ♥️ отравляется команде Cultured Code.

Прогноз и выполнение задач

После разбора задач самое время посмотреть на план недели, его можно найти в разделе «Планы». Команда разработчиков Things всегда отличалась вниманием к деталям, что проявляется в интерфейсе программы и функциях, которые в ней есть (что важно — которых нет).

В разделе планирования можно увидеть планы на ближайшую неделю, а следующим пунктом будет не следующая неделя, а остаток месяца. Зачем показывать каждую неделю, если можно сжать до месяца? Мне кажется, это крутая идея: видишь подробный план недели и всё остальное до конца месяца. Это не засоряет интерфейс программы, но даёт представления о планах, которые будут позже.

Планы на текущий день можно увидеть в разделе «Сегодня» (Today). Если нужно, задаче можно назначить время выполнения, и тогда в назначенное время придёт уведомление. Конкретное время для задачи я ставлю очень редко: только когда нужно, чтобы действие с моей стороны было выполнено в чёткие временные рамки. К примеру: не забыть забрать из офиса какие-то вещи, не забыть заскочить в аптеку после обеда.

В списке «Сегодня» задачи отсортированы по проектам или областям ответственности. Но если нужно дополнительное визуальное распределение, можно добавить их в список «Сегодня вечером» (This evening). Ещё одно ♥️ оправляется команде разработчиков.

Каждое утро я разбираю задачи по двум признакам:

  • смогу ли я сделать их в течение дня;
  • задачи на вечер.

Задачи на вечер — такие задачи, на которые нужно больше времени, выполнить которые в течение рабочего дня я не смогу. Получается сортировка: рабочие часы, после работы. Одна эта небольшая функция позволяет более гибко планировать день и видеть (в буквальном смысле), какие задачи ты выполняешь днём, а какие вечером.

Конечно, перекинуть задачу на вечер можно с помощью горячих клавиш. Вообще, практически всё, что касается созданиях и обработки задач, можно сделать с помощью горячих клавиш. Мышь не нужна (как и трекпад).

С прогнозом закончили, пора бы и выполнить пару задач! И тут возникает дилемма: если задача уже неактуальна, что с ней сделать? Удалить — тогда не будет возможности сделать анализ отвалившихся задач.

Разработчики Things и тут поработали на славу: задачу можно отменить (не каждый инструмент GTD даёт такую возможность). Отменить можно не только задачу, но и целый проект. Причём если в проекте закрыты не все задачи, Things спросит: «Стоит задачи выполнить или отменить?». Очень удобно.

Выполненные или отменённые задачи отправляются в специальное место «Журнал» (Logbook), где они разбиты по месяцам. Если вам нравится анализировать задачи, которые были сделаны или отменены, — вам туда. Я редко туда заглядываю, но за возможность это сделать хоть изредка — спасибо.

Что касается удалённых задач, они отправляются в раздел «Корзина» и там лежат общим скопом. Анализ задач таким способом не сделать.

Еженедельная проверка

Чтобы система не развалилась или не превратилась в бесконечный отпугивающий список задач, нужно делать еженедельную чистку.

Специальных инструментов в Things 3 для этого нет, но зато можно сделать свой вариант с помощью повторяющихся задач и чек-листов в них. Например, можно создать задачу, которая будет напоминать о необходимости сделать обзор целей и задач каждое воскресенье в 9 часов утра. В ней же будет чек-лист того, на что нужно обратить внимание, к примеру:

  • разобрать Inbox;
  • проверить проекты;
  • проверить области ответственности;
  • почистить ненужные задачи.

И так далее. Чем подробнее будут инструкции — тем лучше.

После обзора выброшенных неактуальных задач и создания новых проектов с классными идеями можно расслабиться и отдохнуть. У меня эта задача довольно примитивная — «Сделать ревью», а вот Сергей Капличный подошёл к обзору креативно.

Сергей Капличный

Я описал только базовую функциональность программы, за пределами статьи остались гибкая настройка повторения задач, теги, тёмная тема (даже две для iOS), синхронизация задач между устройствами, дедлайны и многое, многое другое. Оно может понадобиться, если хочется углубиться и использовать инструмент на 100%, а может и не понадобиться, если пользоваться только базовыми фишками.

Самое главное, что дают нам подобные инструменты, — возможность спланировать время на работу и отдых. Не забить каждую свободную минуту, как думают некоторые люди. Без отдыха мы не сможем ничего выполнить, и эти инструменты будут просто не нужны.

Things 3 — крутой инструмент как для любителей методологии GTD, так и для тех, кто не читал книг или статей и не хочет заморачиваться. Интерфейс программы настолько понятен, что можно использовать его даже без знания основ GTD. Хотя базовый гайд прочесть стоит.

Если вы ищите идеальный баланс простоты и гибкости, Things 3 — ваш выбор. И мой.

Если остались какие-то вопросы или замечания, пишите в комментариях, отвечу на всё, что смогу.

Если вы уже пользуетесь Things 3 или только планируете, заходите в наш Telegram-чат. Продуктивные советы и не только пишу в свой блог.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Firsanov

В Things полезно совместить идеологию GTD с подходом Максима Дорофеева. Если коротко:
1. Без даты в проектах/зонах ответственности оставляем задачи, которые нужно сделать на неделе (попадут в "В любое время")
2. Если задачу из проекта/зоны ответственности не нужно делать на текущей неделе, устанавливаем ей признак "Когда-нибудь" (попадут в "Когда-нибудь)
3. Дату устанавливаем только для задач, которые нужно сделать сегодня или в какой-то конкретный день (попадут в "Сегодня" или "Планы")
4. Самое важное — каждый день делаем обзор задач из списков на неделю ("В любое время"). Забираем из них в задачи на день, устанавливая текущую дату. Делаем. Раз в неделю (или если все задачи дня/недели выполнены) лезем в списки "Когда-нибудь" и набираем на ближайшую неделю. Далее ежедневно перекидываем в сегодняшние.

При таком подходе удобно разграничивать то, что нужно сделать сегодня, на неделе и вообще (когда-нибудь).

Если устанавливать все даты на сегодня, получится бесконечное полотно. Если всем задачам присваивать конкретные даты — действительность и рабочий хаос быстро поставят вас на место (будете заниматься постоянным переносом дат). Если не устанавливать дат вовсе и просто раскидывать из инбокса по проектам/зонам ответственности, в них быстро накопятся неподъемные объемы задач.

Еще полезно добавить тег "фокус" (или иное название), чтобы отмечать им задачи для выполнения прямо сейчас. С таким тегом удобно выделять 1-2-3 задачи из общего списка на сегодня, чтобы выводить на экран только их.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Спасибо. Попробую. Хотя у меня сейчас немного другой подход.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Вечный вопрос к такой статье: есть ли близкое по функциям решение для не-iOS/MacOS?

Ответить
Развернуть ветку
Danny Belchenko

http://notion.so Швейцарский нож :)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Notion очень крут (потому плюсанул), но GTD на нём надо всё жё "собирать", готового каркаса и средств он не даёт.

Ответить
Развернуть ветку
Danny Belchenko

Так поэтому и написал, что "швейцарский нож"

Ответить
Развернуть ветку
0xic2d

Мне не зашло. Он не умеет в системные нотификации, например. И таких мелочей для меня набралось многовато. Интересно, что из него получится через пару лет.

Ответить
Развернуть ветку
Danny Belchenko

ORLY? У меня умеет

Ответить
Развернуть ветку
0xic2d

А как? Я даже в поддержку писал и мне ответили что не умеет... есть какой-то хак?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

Notion

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Davydov

Более-менее похож на Things/OF3 для винды — Хаос-Контроль, но там есть целый вагон нюансов...

Ответить
Развернуть ветку
какой-то иван

ticktick?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Городилов

Any.Do Очень много платформ у него

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

Trello. Работает везде и на всём. Гораздо проще, более гибкий.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Прошу прощения, но Trello вообще не в тему тут. Разве только, если его с ног до головы обвесить power-up-ами.
Things крут тем, что даёт цельный GTD-механизм, а не ведро деталей.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

К сожалению - нет. По крайней мере я не нашел.
Т.е конечно есть: Wunderlist и Microsoft TO-DO, Todoist (самый богатый по функциональности) но, имо, они всё равно не дотягивают по UI/UX до Things.

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik

больше времени уйдет на заполнение планировщика, чем само решение задачи

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Это смотря, какие у вас задачи. Для простых достаточно за три секунды себе напоминание одной строчкой поставить и короткий статус, чтобы через неделю вспомнить, откуда продолжить.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Использовал things3 пару месяцев, но потом перешел на sorted3. По сути ооочень похожие программы, но в sorted можно выставлять не только дату, но и время для задач. Плюс очень удобная работа с их организацией.
Жаль только что кроме приложения для ios нет никаких клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

В Things 3 можно выставлять время выполнения задач а ещё дедлайн, если хочется смотреть на красный флаг и количество дней до дедлайна.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

В things можно добавить напоминание, а не назначить время когда нужно выполненить задачу, это немного разные вещи. Собсственно на скриншоте видно как это выглядит в sorted

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Да такого нет. Что-то похожее дают дедлайны, но там по дням.

Ответить
Развернуть ветку
ilya biloborodov

Это единственное приложение, которое я купил за деньги.
Конечно за версию для Mac жаба задавил. но кстати скачать можно бесплатно здесь и синхронизация работать будет https://macotor.com/produktivnost/things

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Мы (сообщество) всё же за лицензионный софт :) Например я, что бы не было больно сразу купить дорогую софтину, собираю каждый месяц по 5€ на цифровые покупки. Так вот и наскрёб на Things for macOS.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

В блоге у них написаны неплохие схемы использования https://culturedcode.com/things/blog/2018/02/hey-things/

Если речь идет про эти ссылки. Я чаще всего сохраняю ссылки на письма с которыми что-то нужно сделать (что бы не копировать письмо в программу).

Можно ссылки на задачи давать из других приложений: если планировать месяц или год в Notes, к примеру, и потом оттуда прямо на задачи линк кидать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Нет, такой возможности нет и не планируется (на сколько мне известно).

Можно экспортировать задачу в обычный текст и отправить кому-то, но это костыли.

Things 3 - персональный менеджер 😁

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Почему же? Добавление задачи - считанные секунды.

Ответить
Развернуть ветку
Харламка

Things — лучшее, что я встречал. Прошёл через Омнифокусы и прочие вандерлисты.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Бычко

Дорогой зараза. А так, да, один из лучших планировщиков. Сделали бы ещё версию для ведра…

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Дорогой, это правда. Но если посмотреть на конкурентов, то там цены не ниже, а иногда и выше. А все остальные - на подписке, что имо ещё хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Amba Huamba

Почитал комментарии к приложению, понял чего тут нет, и решил что как пользовался MLO (MyLifeOrganazed), так и буду - там есть всё что нужно. И под Android и под винду. Вот только под MAC - «в планах...» :(

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Sugakov
Автор

Какой функциональности тут нет? Интересно 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Maslov

Просто оставлю это тут, может кому-то будет полезно https://www.reddit.com/r/thingsapp/comments/ap4izw/rate_my_applescript_for_productivity_checking/

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда