Автоматизировать — нельзя действовать по старинке

Автоматизировать — нельзя действовать по старинке

В сложной экономической обстановке умение находить, нанимать и удерживать ценных сотрудников может стать для бизнеса конкурентным преимуществом. И для того чтобы сделать процессы подбора и онбординга эффективнее, HR-специалисты используют автоматизированные системы.

Современный рынок HRM-систем очень разнообразный: есть возможность подобрать продукт по интерфейсу, опциям и функциям. Приобрести готовую систему, которая сделает процесс найма эффективнее, или создать свою – этот выбор каждая компания оставляет за собой. Преимущества и недостатки есть у всех. В этой статье речь пойдет о разработке собственного продукта, который удовлетворяет потребностям конкретного бизнеса. HR-специалисты IT-компании SimbirSoft Ирина и Юлия поделятся своим опытом, рассказывая, почему решили разработать систему для себя, с какими трудностями столкнулись и каких результатов добились.

Предыстория появления системы, или Почему мы не выбрали готовое решение

Начиналось все весьма стандартно: Redmine, большое количество Google-документов, история взаимодействия с кандидатом и сотрудником не велась — словом, не было никакой автоматизации… Но у нас была десктопная внутренняя система для ведения базы сотрудников. В октябре 2015 года ее решили доработать и подключили к проекту senior-разработчиков. В результате система начала быстро развиваться, появилось много новых функций, стала видна история взаимодействия с кандидатами и сотрудниками. Назвали ее Make Talents.

К 2017 году система выполняла свои изначальные задачи, но по мере роста бизнеса потребовались новые функции, а команда разработки перешла на коммерческие проекты. В системе стали появляться баги, её качество стало снижаться. И у нас даже возникли мысли, чтобы заменить ее готовым продуктом, но на тот момент не было системы, которая бы соответствовала всем нашим потребностям.

Готовые решения были, как правило, с очень узким набором функций: только по подбору или по аналитике. У других не было возможности предоставить облачное решение. Третьи были рассчитаны максимум на 1200 сотрудников, а у нас уже в то время компания насчитывала 1000 человек и имелись глобальные планы по росту.


Помимо Make Talents, мы развивали и другие внутренние сервисы — для подбора команд, оценки проектов и пр. К 2020 году мы объединили их в направление внутренней разработки. Проект получил «второе дыхание» и новую постоянную команду. Сейчас процессы выстроены: релиз один раз в 2 месяца, daily и прочее. В результате мы имеем систему, которая практически полностью удовлетворяет потребностям компании в решении задач, связанных с поиском и управлением персоналом.

Общий вид системы
Общий вид системы

Какие задачи позволяет решить система

Расскажем, какие процессы нам удалось автоматизировать и тем самым добиться прозрачности.

Начнем с заявки на подбор специалистов в штат. С появлением HRM-системы нанимающий менеджер (руководитель направления) может самостоятельно создавать заявки на найм, указывать в ней требования, необходимое количество сотрудников и другие важные при поиске кандидата нюансы. Например, степень владения конкретной технологией или иностранным языком.

<p>Форма заявки на подбор сотрудника </p>

Форма заявки на подбор сотрудника

Далее руководитель группы подбора персонала распределяет созданные заявки по рекрутерам. Об этом им приходит уведомление, что позволяет оперативно взять в работу вакансию.

На HR-доске рекрутер может просматривать вакансии, с которыми он работает. Здесь же информацию о статусах задач по своим потребностям видит и нанимающий менеджер. Он видит сколько кандидатов и на каком этапе найма они находятся. Также статусы на HR-доске позволяют «не потерять» соискателей и своевременно предоставить обратную связь.

HR доска
HR доска

Наверное, основная и самая «вкусная» опция HRM-системы – база кандидатов, которая собирается с согласия соискателей (Примечание. Информация о кандидате хранится в базе в течение срока, указанного в согласии). С помощью парсера, о котором мы поговорим ниже, в разделе автоматизации, можно вносить кандидатов в нашу систему парой кликов. В базе данных может одновременно находиться несколько десятков тысяч человек. Найти нужного сотрудника помогают фильтры: по городам, периоду, когда проходило взаимодействие, технологии и др.

Форма фильтра
Форма фильтра

При коммуникации с кандидатами доступно много опций для разных задач, например, закрепить соискателя за конкретной открытой вакансией. Это дает возможность в дальнейшем найти его по установленному статусу: «Резерв», «Отказ кандидата», «Отказ с нашей стороны» и т.д. В профиль может вноситься информация, которая помогает при работе с ним: контактные данные, желаемая должность, уровень владения английским, город (поскольку у нас в штате есть распределенные специалисты со всей страны).

Профиль сотрудника
Профиль сотрудника

HRM-система позволяет нам фиксировать все этапы работы с кандидатом. С помощью специальных карточек можно прикреплять результаты первичного телефонного интервью, технического и итогового собеседования. Информация собрана в одном месте, и мы легко можем проследить всю историю взаимодействия со специалистом. С помощью системы нам удалось автоматизировать процессы отправки оффера, памятки новому сотруднику, а также оповещение заинтересованных лиц о выходе специалиста. Раньше эти действия занимали много времени, сейчас достаточно внести информацию и нажать пару клавиш.

Автоматизированная система полезна не только на этапе найма, но и при дальнейшем взаимодействии с сотрудником. Например, наши менеджеры по адаптации оформляют найм именно в ней, тем самым открывают новому сотруднику доступы к внутренним ресурсам. Здесь же создается испытательный срок, куда менторы вносят отзывы о новых сотрудниках, а специалисты по адаптации фиксируют результаты бесед с ними. Подробнее о процессах онбординга мы рассказывали в прошлой статье.

Этапы работы с сотрудником
Этапы работы с сотрудником

По завершении испытательного срока к взаимодействию со специалистом подключается менеджер по персоналу. При этом работа продолжается в этой же системе: в ней можно фиксировать все факты общения с сотрудником, его достижения, договоренности и прочее. Увольнение проводится здесь же. После этого бывшему коллеге закрываются все доступы к внутренним ресурсам, с его согласия он получает статус «соискатель».

Отдельно стоит выделить раздел «График отпусков». Специалист может самостоятельно внести данные в систему. При этом он видит даты отпуска коллег, что помогает избежать пересечений.

График отпусков
График отпусков

В отличие от многих других готовых систем, в нашей HRM-системе есть возможность назначить каждому пользователю определенные права. Так мы можем не беспокоиться об «утечке» персональных данных. Например, роль ответственного за найм предусматривает доступ к техническому интервью, но не даёт возможность увидеть сведения о размере заработной платы. Руководители направлений могут просматривать всю информацию о своем сотруднике и т.д. Перечень видов доступа довольно обширен и разнообразен.

Ирина, рекрутер SimbirSoft

Как мы повысили эффективность и скорость HR-процессов с помощью их автоматизации

Автоматизация сыграла огромную роль в оптимизации работы HR-команды. Что же удалось сделать?

Самое полезное для рекрутера – это парсер профиля человека с разных источников. Наши разработчики написали плагин, который позволяет буквально за пару кликов создать профиль кандидата в нашей HRM-системе. При этом он автоматически заполняет контактные данные из резюме и прикрепляет оригинал. Использовать этот плагин можно с согласия человека на самых популярных ресурсах (в установленных законодательством и ресурсами пределах).

Ещё одна из фишек – это автоматическая отправка тестовых заданий кандидатам. Также можно устанавливать сроки, вкладывать документы и назначать ответственных. Выполненное задание автоматически появляется в системе.

Следующая возможность, которая позволила ощутимо оптимизировать ресурсы на найм сотрудников – автоматическая отправка сообщений в мессенджерах и на электронную почту. Раньше рекрутеры тратили много времени при оформлении оффера кандидату вручную. Нужно было оформить письмо специалисту, уведомить всех заинтересованных лиц, внести данные в нескольких документах, а потом все тоже самое, когда кандидат принимал или отклонял предложение.

Автоматизация этих процессов сократила время оформления до 5-10 минут. Теперь достаточно внести всю информацию и условия оффера в форму системы и отправить ее. Письма получают кандидат и заинтересованные лица. Чтобы все узнали о выходе нового сотрудника, теперь тоже достаточно несколько кликов.

Аналитика стала неотъемлемой частью работы HR-специалиста. Мы стараемся считать если не все, то многое, и в этом нам также помогает HRM-система. В разделе «Отчеты» можно получить разные данные по воронке найма, количеству выходов, срокам закрытия вакансии, эффективности того или иного рекрутера и пр.

<p>Отчет "Эффективность найма" </p>

Отчет "Эффективность найма"

Хочется также выделить отчет по внутренней реферальной программе «Приведи друга». Здесь можно увидеть, какой кандидат пришел с ее помощью, кто его рекомендовал и статус по прохождению испытательного срока.

Что дальше?

Но и это еще не все! Впереди у нас амбициозные планы по развитию системы. Мы понимаем, что чем более автоматизирован процесс работы с кандидатами, тем он эффективнее. И здесь нет предела совершенству. Например, в планах настроить уведомление о месте и времени собеседования, которое автоматически будет приходить соискателю.

Понимаем необходимость продумать и работу с внешними откликами, которые приходят в компанию в большом количестве. Сейчас рекрутеры вносят информацию вручную, и работа с ними занимает очень много времени… Отклики приходят с различных источников: сайт компании, социальные сети, рекомендации, таргетированная реклама и прочее. Важно понимать, какие из них более эффективные и популярные, а для этого необходимо настроить отчеты и аналитику.

В этой статье мы постарались кратко рассказать о нашей системе. Это история, которая, возможно, только началась. Быть может, кого-то еще она вдохновит на создание собственной системы. А мы всегда готовы помочь вам в этом и поделиться своей экспертизой.

Больше кейсов и полезных материалов в наших соцсетях — ВК и Telegram для владельцев продуктов и ИТ-управленцев.

2525
5 комментариев

Подскажите, пожалуйста, используете ли вы какую-либо систему для корпоративного взаимодействия? Аналог RedMine, например.

Ответить

Добрый день. Да, конечно, используем

Ответить