Автоматизация бизнеса: киоск самообслуживания или персонал, что выгоднее?

Автоматизация бизнеса: киоск самообслуживания или персонал, что выгоднее?

Оцениваем затраты на администраторов/сотрудников на ресепшене и сравниваем их с ценами на киоски, издержками на запуск решения, облачное ПО и определяем сроки окупаемости

В предыдущей статье мы рассказывали об автоматизации фитнес-клубов — как единичных, так и франшизных сетей с применением киосков самообслуживания. Сегодня на основании полученных комментариев и запросов хотим рассказать больше о финансовой стороне решения и реальных экономических преимуществах. Расчеты актуальны для оценки затрат на автоматизацию любого бизнеса — салонов красоты, парикмахерских, барбершопов, ресторанов и фаст-фуд, парков развлечений, аквапарков, спортивно-досуговых центров, клиник, медицинских центров и т. д.

Предлагаем в качестве кейса ситуацию, где в заведении открыто две или три вакансии рецепциониста, при этом в долгосрочной перспективе крайне желательно сократить издержки и объединить рабочие обязанности администратора, кассира и сотрудника на ресепшене в одном человеке.

Затраты на персонал

Из данных на сайтах вакансий и примерной оценки реальной зарплаты по таким городам как Новосибирск и Екатеринбург, рецепционист в среднем получает 30 000 ₽ в месяц.

Зарплата 360 000 ₽ в год.

Налог 47% на сотрудника (ПФ, ФСС, ФОМС, НДФЛ) — 169 200 ₽ в год.

Итого 529 200 ₽ на одного рецепциониста каждый год.

Не забываем, что это человек, а значит по закону необходимо предоставлять отпуск, больничный. Бывают личные обстоятельства и какие-то внешние факторы, влияющие на эффективность. Помним про расходы на хозяйственные нужды. Существуют различные методики оценки вышеописанных затрат. Мы возьмем их равными 20% от уровня заработной платы. Итого такие затраты составят 72 000 ₽.

Итоговые затраты на 1 сотрудника ~600 000 ₽ в год

Если мы автоматизируем рабочее место кассира в более крупном городе, средняя заработная плата в нем равняется 50 000 ₽ в месяц.

Затраты на такого сотрудника составят ~1 000 000 ₽ в год

Затраты на киоск

Рассматриваем пример наличного и безналичного киоска высокого ценового диапазона. Цены взяты из открытых источников на сайтах производителей оборудования, примерны и могут изменяться в зависимости от курса доллара. Мы выступаем в качестве разработчиков ПО и рассматриваем кейс от лица стороннего владельца бизнеса.

Безналичный киоск

Автоматизация бизнеса: киоск самообслуживания или персонал, что выгоднее?

Средняя цена на подобные киоски — 175 000 ₽, только POS-терминал (как правило, выдается рядом банков бесплатно, только оплата услуг эквайринга, преимущество для небольшого бизнеса, никаких инкассаций), яркий экран для высококачественного мультимедиа-контента.

Киоск с поддержкой наличности

Автоматизация бизнеса: киоск самообслуживания или персонал, что выгоднее?

Примерная цена на подобные киоски ~300 000 ₽, при том, что комплектация оборудования включает прием банковских карт и рециркуляцию наличности, а также сканер штрихкодов.

Другие потенциальные затраты на киоск

Любое техническое устройство требует периодического обслуживания. Если бизнес-сеть имеет в своем штате инженерного специалиста или пользуется услугами аутсорсинга, киоск самообслуживания будет обслуживаться в рамках заключенного договора и не потребуется дополнительных затрат.

Если устанавливается киоск, поддерживающий работу с наличностью, потребуются инкассаторские услуги, однако, они в любом случае есть и при наличии кассового узла, поэтому здесь также не потребуется дополнительных затрат.

Затраты на запуск

Примерная стоимость пусконаладочных работ на рынке производителей ПО для киосков — 100 000 ₽, они складываются из работы по интеграции с системой, также добавляем затраты на ПО. Итоговая стоимость при запуске одной точки равняется ~130 000 ₽.

Сроки окупаемости в сравнении с сотрудником

При затратах 600 000 ₽ на одного рецепциониста каждый год и учете всех затрат на киоск в год — на оборудование, пусконаладочные работы, облачное ПО, техническое обслуживание и поддержание работы, чековую бумагу:

Безналичный киоск со всеми издержками

~320 000 ₽ — 6,4 месяца

Наличный киоск со всеми издержками

~480 000 ₽ — 9,6 месяцев

Не забываем, что для крупного города где сотрудник стоит 1 000 000 ₽ сроки окупаемости еще меньше — 4,5 и 5,7 месяцев соответственно.

Напомним, что специально выбраны как можно более дорогие модели киосков, представленные на рынке. Также не учитываются затраты при увольнении, наборе и обучении новых сотрудников.

Дорогой аппарат, использующийся как телевизор?

Как видим из приведенных расчетов, цена на киоск не так высока в сравнении с наймом сотрудников. На рынке оборудования в России и СНГ есть из чего выбрать и даже самая дорогая и полнофункциональная модель не будет дороже одного годового рецепциониста. В более крупных и дорогих городах зарплата выше, а значит сроки окупаемости киоска будут еще меньше.

Если фитнес-клуб оборудован электронными замками на кабинках, киоск может быть модифицирован для выдачи RFID-карт, которые будут использованы для доступа на территорию и к персональной кабинке. В таком случае сотрудники исключаются из процесса выдачи ключей.

Установка киоска не означает моментальный перенос всех бизнес-процессов в обход сотрудников. Определенное время требуется на переориентацию или как минимум привлечение внимания к устройству, на данном этапе нужно взаимодействие киоска с персоналом.

При этом владельцами киосков постепенно внедряются некоторые ограничительные меры по операциям с сотрудниками. Например, прием всей оплаты только через киоск, никакого участия персонала, активация скидочных купонов только в режиме самообслуживания и т. д.

1515
1 комментарий

Я далёк от бизнеса, но полностью убрать администраторов фитнес-центра невозможно, всё равно кому-то надо следить хотя бы за работой этих терминалов, за порядком и банально открывать\закрывать фитнес-центр с утра и вечером, следить за исправностью снарядов, закупать туалетку, т.е. полностью сделать центр автономным невозможно.

Нам в любом случае понадобится сотрудник, которому надо платить з\п. и эта профессия, как правило, совмещена с продажей абонементов и т.д. С вводом терминала этот сотрудник просто перестанет продавать абонементы, но его з\п вряд ли сократиться.

Также терминалы могут навредить, многим проще поговорить с человеком лично, чем сё сделать через терминал (я не говорю про всех). Но а если терминал не заменит человека (см. выше), то сэкономить ничего не получится, а продажи могут сократиться....

Можете дать свои комментарии?

2
Ответить