Check client - проверка надёжности покупателей в интернет-магазине

Некоторое время назад я писал об идее сделать отзывник, работающий «в обратную сторону», где отзывы пишутсяне о компаниях, а о клиентах. Спустя примерно полгода я случайно наткнулся на российский сервис Check Client, который как раз реализовал подобную идею. Сегодня я хочу рассказать о нюансах его работы, а заодно подумать вместе с вами где эта логика будет ещё применима.

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о сервисе отзывов о клиентах Check Client.

Зачем нужны «обратные отзывники»?

Существует куча сайтов, на которых клиенты пишут отзывы о компаниях – думаю, вы сами знаете хотя бы парочку подобных и наверняка даже ими пользовались. Увы, для бизнеса есть и обратная сторона проблемы: понять, насколько адекватен потенциальный клиент и можно ли ему доверять, без подобного сервиса не так легко. Именно эту боль призван закрывать Check Client, реализовавший такую механику для магазинов при оплате наложенным платежом.

В чём суть Check Client?

Несмотря на то, что сегодня при покупке в интернет-магазинах все обычно платят вперёд, есть магазины, где присутствует возможность оплаты наложенным платежом. При подобном раскладе ИМ отправляет товар, ещё не получив оплаты с покупателя. В случае, если клиент не выкупит товар, перед магазином встаёт сразу целый ряд расходов:

  • Логистика – перевозка туда и обратно осуществляется за счёт компании;
  • Работа сотрудников – время, затраченное менеджером и иными специалистами на обработку заказа не вернуть;
  • Работа над заказом – не меньше времени требуется на упаковку, распаковку и переупаковку.

Список можно продолжать дальше – или посмотреть на сайте Check Client, ведь именно в этом заключается их УТП: подключаясь к системе, интернет-магазин может проверить клиента на вшивость благонадёжность и узнать историю его взаимодействия с другими интернет-магазинами.

Как работает Check Client?

Представим интернет-магазин и клиента, который оформляет заказ наложкой. У магазина есть два варианта: отправить по стандартной схеме, рискуя лишними тратами, описанными выше, либо заранее пробить клиента через Check Client.

Интернет-магазин передаёт в Check Client номер телефона без каких-либо персональных данных. Вся сверка проводится только по номеру телефона: не привязанный к какому-либо имени, адресу или почте телефон ПД не является, поэтому сервис закон о персональных данных не нарушает.

Check Client проверяет телефон по базе и выдаёт информацию о благонадёжности клиента магазину. Насколько я понял, существует три категории клиентов: благонадёжные, если у них более 60% покупок оплачены, лица «пограничной надёжности» при 50-60% выкупленных заказов и неблагонадёжные, если процент выкупа ниже 50%. На сайте приведена статистика, согласно которой около 85% клиентов попадают в первую категорию, во вторую – порядка 12-13%, и лишь 2-3% относятся к третьей. Причём сюда относятся не только те, что щепетильно выбирают и возвращают, но и мошенники и прочие личности, создающие дополнительные накладные расходы.

В рамках отдельных тарифов можно получать рекомендации от специалистов Check Client о том, как лучше выстроить диалог взаимодействия с клиентом, если он попал во вторую или третью группу. По-моему, это прерогатива руководителя отдела продаж, но если магазин небольшой, и отдела продаж, как такового, в нём нет, подобная услуга действительно может быть востребованной.

Откуда берётся база клиентов у Check Client?

Данные по невыкупу заказов собираются через транспортные компании и компании, занимающиеся т. н. «дополнительными» услугами для интернет-магазинов – всех, кто видят трафик туда и обратно. Например, при пересыле товара обратно в ИМ его видит условный СДЕК, поэтому обратный пересыл фиксируется как возврат. Такая информация от всех «сдеков» генерируется в Чек Клиенте: насколько я понимаю, между ними существует определённая партнёрская программа, и часть оплаты услуг Check Client от интернет-магазина уходит СДЕКу.

Сам Check Client говорит, что они пробивают клиента по стоимости от 3 рублей. Скорее всего, такая цифра действительна при дорогом тарифе: чем меньше проверок, тем каждая дороже.

Сведения по возвратам агрегируются в Check Client, и с их помощью можно увидеть, насколько вообще часто человек покупает в Интернете, а заодно – статистику по его благонадёжности. Механика сервиса в агрегации и сборе статистики – это даже не маркетплейс в классическом понимании, а агрегатор транзакций, поставляющий клиентам статистическую информацию. Я не раз писал в своих предыдущих статьях о подобных проектах, и Check Client – как раз яркий пример того, как люди смогли на этом зарабатывать.

Check Client уверяет, что их продукт позволяет снизить уменьшить процент невыкупа на 5%. С моей, обывательской точки зрения, 5% — это уж очень маленький показатель. Наверное, он закладывается в то, что к благонадёжным относятся те, кто выкупает только 60% посылок: я бы наверное добавил ещё один уровень «сверхблагонадёжности» от 80% и выше, показывающий, что вот этот клиент уж точно выкупит. Хотя продактам сервиса, пожалуй, виднее.

Если вы пользуетесь этим сервисом, пожалуйста, напишите в комментариях: мне очень интересно, как всё это происходит с точки зрения интернет-магазина. Возможно, вам есть что сказать о Check Client, исходя из собственного опыта!

В каких сферах применима эта механика?

Вернёмся к нашей стартаперской истории и подумаем, как эту идею можно примерить на себя в той или иной смежной сфере.

Check Client базируется на наложенных платежах, но, как по мне, точно такая же проблема может быть и при продажах по предоплате. Если клиент оплатил товар и вернул его, интернет-магазин обязан по закону вернуть ему деньги – без учёта комиссионных, которые в лучшем случае составят только процент от банка, а как максимум – всё то, что я описывал выше: доставка, её возврат, услуги специалистов и пр. Проблемы те же самые, так что я даже удивился, что ребята ориентируются на наложенный платёж. Наверное, «пробивки» по номеру телефону можно сделать и для всех остальных типов оплаты.

Что касается интеграции, менеджер базового интернет-магазина может сделать всё вручную. Раскрученный ИМ с большим числом клиентов, покупок и доставок, может обращаться к API сервиса и получать сведения о статусе благонадёжности клиента обратно в свою црм-ку.

Check Client для условных сантехников

Ещё мне пришла в голову идея сделать аналог Check Client в сфере услуг: если вы планировали делать в ней какой-нибудь агрегатор или смежный сервис, возможно, она вам подойдёт, особенно, если запускать на коробочном решении для агрегатора услуг.

Суть следующая: с одной стороны ваш стартап, с другой – исполнители. Банальный пример – водопроводчики. Частных мастеров трогать не будем: собирать базу от них достаточно сложно, а вот с компаний, у которых обычно есть crm-ка, в которой обычно выставляется статус сделки и можно добавить ещё один параметр благонадёжности.

Когда клиент закрывает сделку с успешным или не очень статусом, он может сделать пометку о благонадёжности. Если совсем фантазировать, можно добавить подробные комментарии: «очень сильно прожимал по деньгам», «не согласился на оговоренную сумму» и пр. Некоторая неадекватность со стороны клиентов всегда присутствует, и её можно измерять. И выставлять ей оценку, которая затем улетает в сервис-аналог Check Client по API. Так собирается база (опять же, обезличенная – в виде номера телефона) по количеству заказов от клиента, которые партнёры обработали и оценили. Если 60% сделок завершились хорошо, значит, и клиент хороший, если до 50% – то не очень, а если очень много пометок о ложных вызовах, неадекватном торге и т. д., к этому номеру телефона привязывается статус слабой благонадёжности.

Добавлю, что эти компании сами же и являются клиентами: явного деления на исполнителей и заказчиков нет, ими являются такие же компании сервисных услуг, которые хотят проверить человека через систему. Сферы можно сюда подключать разные, не только по сантехнике – сравнивать показатели благонадёжности и продавать их компаниям. Заплатить три рубля и понять, стоит ли отправлять клиенту мастера, на мой взгляд, куда лучше, чем зря тратить время (=деньги).

На что обратить внимание?

Всегда нужно отталкиваться от ключа, который используется в идее. В обоих случаях ключом является номер телефона, который, увы, можно поменять, а тогда информация по клиенту будет неактуальной. Однако вряд ли такая погрешность будет превышать даже 10% (а на мой взгляд – ещё ниже), так что проблем возникнуть не должно.

Берите идею на заметку: возможно, эту идею запустит когда-то и сам Check Client, но пока он этого не сделал, такой сервис можете запустить вы. Скорее всего, раскручивать его стоит среди компаний в сфере b2c-продаж: в b2b другая парадигма, и подобная идея там будет не так актуальна.

Ещё можно обратить внимание на мой канал про разработку стартапов :)

Check client - проверка надёжности покупателей в интернет-магазине
1111
22 комментария

Номер телефона - это ПД, никакой обезличенности нет.
Отказ в предоставлении услуг "потому что мы так решили по нашим базам, по каким не скажем" - оспаривается в суде. Как и повышении ценника от обычного прайса.
Сейчас определять благонадежность может определять те компании которым разрешило государство (банки как пример).
Всем остальным ГК РФ не дает такого права.

P.S. Ошибку в заголовке исправьте

6
Ответить

Спасибо. Бревна в глазу не заметил.

По поводу ПД получил комментарий своего юриста, что просто 11 цифр не попадают под ПД.

По повышению цен и отказу - это хороший вопрос, хотел получить комментарийсервиса что они рекомендуют, если клиент в зоне риска, но не получил

Ответить

Думается отзывы квартиросъёмщиков и квартиросдатчиков полетят гораздо лучше, чем все остальное. Вполне возможно, что это все уже реализовано.

2
Ответить

Пользуемся сервисом в одном нашем проекте, где нужно через ML высчитать вероятность выкупа пользователем товара.

Сервис хороший и смело его оплачиваем, но есть но - увы процентов 60-70 (во всяком случае у нас!) имеют нейтральный рейтинг, то есть сервис про них не знает

При этом деньги за такую проверку списываются)

1
Ответить

спасибо, всегда интересен опыт изнутри. Можете ответить на вопрос выше - что рекомендует в консультационном пакете сервис, если клиент неблагонадёжен?

Ответить

Количество покупок, разве не является гарантией надежности?

1
Ответить

100 заказал и 99 вернул - это одно
2 заказал 1 вернул - другое
Хотя оба купили по 1-му товару

Ответить