Приложения аптек 2023: как пережить апокалипсис и стать лучше

Проверяем, справились ли аптеки с вызовами ковидной эпохи, и выясняем, что можно улучшить в их приложениях с точки зрения UX.

В этой статье:

В ныне далёком 2020 году в одной из наших статей мы спросили представителей фарминдустрии, какие коррективы вносит пандемия Covid-19 в деятельность аптек, и определили некоторые общие тренды индустрии:

  • Аптеки вынуждены были ускоренно переходить в онлайн и подстраивать пользовательский опыт под новый формат взаимодействия.
  • Эксперты индустрии предрекали стабильный рост спроса на онлайн-фарму и возможное падение среднего чека оффлайн-аптек после снятия ковидных ограничений.
  • Аптеки понимали, что нужно переносить реальную консультацию фармацевта в онлайн, но не знали, как сохранить при этом высокий уровень доверия покупателей.
  • Ожидался рост доли маркетплейсов в продажах лекарственных препаратов до 5-15%.
  • Для увеличения трафика предлагали два основных подхода: совмещение фарм- и фуд-ритейла (например, с помощью единых программ лояльности, как у «Магнита») и внедрение модели FMGC.

В этой статье посмотрим, стали ли тенденции воплотившейся в мобильных приложениях реальностью, удалось ли онлайн-аптекам преодолеть вызовы и эффективно трансформироваться. И, разумеется, куда без примеров: разберём приложения нескольких крупнейших аптечных сетей и ассоциаций.

Назад в будущее

Для наглядности дальнейшего обзора приложений сначала вспомним, как обстояли дела в фарм-индустрии в нашей контрольной точке, 2020 году.

Шла бог знает какая по счёту волна пандемии, активно развивался онлайн, сервисы доставки переживали свои золотые времена. Однако у аптек с цифровизацией не всё было гладко:

  • Онлайн-продажи были низкими и составляли 5-10%.
  • Доставка нерецептурных препаратов только-только появилась, и на неё наблюдался низкий спрос, а о том, чтобы вам прямо к порогу привезли рецептурные лекарства, даже речи не шло.
  • Люди не доверяли онлайн-консультациям из-за невозможности персонификации собеседника, а привычный формат общения голосом, лицом к лицу с фармацевтом оказался невозможным из-за ковидных ограничений.
  • Необходимо было придумать, чем привлекать пользователей в условиях растущей цифровой конкуренции: выделяться лишь наличием онлайн-магазина стало сложно. Многие считали выходом единые программы лояльности, как у Магнита, или продажу сопутствующих товаров. При этом нужно было соблюсти баланс: получить желаемый трафик, не размещая «на одной полке» несовместимые товары.
  • Присутствовала потребность в умной персонализации — создании в приложении подборок препаратов на основе просмотра и покупок, как, например, у Wildberries или Озона. Персонализация повышает лояльность и заинтересованность пользователя и, как следствие, увеличивает конверсию в заказ. Команда Retail Rocket ещё в 2018 году тестировала разные форматы персонализации: на разных страницах (главная, страница категории, корзина), с CTA-кнопками и без и т. д. Прирост конверсии в покупку был от 0,14% до 16,34%.

Ну как вы там, ковидные потомки

Несмотря на прошлые опасения, аптечные сети понемногу выходят на маркетплейсы, по данным RNC Pharma, доля онлайн-продаж аптек выросла до 16,5% к концу 2022, смягчились требования к аптекам для доставки безрецептурных препаратов. Также 1 марта этого года на рынке онлайн-фармы произошёл весомый сдвиг — в Москве, Московской и Белгородской областях стартовал эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств. Но пока что госорганы, компании и маркетплейсы прорабатывают детали практической реализации такой доставки: управление электронными рецептами, ПО для курьеров и так далее. Что получится — узнаем чуть позже. А сейчас остановимся на том, что нового появилось в приложениях аптек за эти пару лет.

Как поменялись приложения аптек в ответ на вызовы

Для сравнения мы выбрали несколько топовых аптечных сетей и ассоциаций:

  • Ригла
  • Планета Здоровья
  • 36,6
  • Apteka.ru
  • Еаптека
  • АСНА

Исследовать будем следующие фичи приложений:

  • Персонализация предложений. Узнаем, какие онлайн-аптеки приблизились к маркетплейсам, мастерам персонализации, и насколько.
  • Онлайн-консультация. Оценим качество реализации и «натуральность»: возможность прикреплять фото, видео или даже говорить голосом.
  • Доставка. Проверим удобство в случае с нерецептурными препаратами и возможность доставки на дом рецептурных.
  • Программа лояльности. Посмотрим, получилось ли у кого-то придумать интересную модель, которая помогает привлекать и удерживать клиентов.

Главный экран и возможности персонализации

На первый взгляд может показаться, что персонализация предложений лекарств — вещь спорная:

  • Она не всегда может быть уместна. Например, если пользователя регулярно покупает препараты определённой категории (допустим, при хроническом заболевании), то ему можно предлагать их сразу на главном экране или в корзине.
  • Лекарства требуют осторожности: у многих людей есть противопоказания. Поэтому в идеале персонализация должна идти в связке, по крайней мере, с консультацией фармацевта, а лучше — врача.

Поэтому аптеки используют эту фичу с осторожностью и в умеренных дозах. Например, когда мы разрабатывали приложение для «Риглы» и других аптек этой сети, решили показывать только самые нужные блоки. Так, индивидуальные подборки формируются после оформления нескольких заказов, а до этого на главном экране пользователю доступны рекомендации актуальных товаров, бестселлеров и выгодных предложений. Также мы реализовали блок с популярными товарами в пустой корзине.

У «Планеты Здоровья», «36,6» и «Apteka.ru» можно встретить подборки акционных и тематических товаров на главном экране и похожих — в корзине.

«АСНА» же решила оставить актуальные предложения только на главном.

«Еаптека», подобно «Ригле», помимо классических подборок реализовала блок с персональными предложениями. Их можно найти на главном экране и в корзине.

Итоговые оценки:

Онлайн-консультация

Пожалуй, это самый интересный пункт из всех. Онлайн-консультация фармацевта в приложении важна как пользователям, так и самим аптекам. Первым она помогает закрыть потребность в живом общении, которому покупатели больше доверяют, и получить быстрый ответ на вопрос. Для аптек же она выгодна увеличением среднего чека. Но несмотря на важность этой фичи, она есть не во всех приложениях топовых фарм-игроков.

Так, в приложениях «Планеты Здоровья» и «36,6» онлайн-чата нет в принципе. У «Apteka.ru» раздел консультации спрятан, и вместо чата — форма. У «АСНА» чат есть, но там не дают рекомендаций — только информацию о работе аптек. Также не совсем ясно, какую именно функцию выполняет форма в нижней части чата.

В приложении «Риглы» именно онлайн-консультации пока нет, однако есть возможность получить совет более привычным способом: на главном экране есть кнопка быстрого набора горячей линии. Также по запросу клиента мы реализовали новую для фарм-приложений фичу: интегрировали отдельное приложение с AR-помощницей феей Беллой. При клике на кнопку происходит переадресация на Rigla AR, где пользователь может получить подробную информацию о препарате, отмеченном знаком AR, наведя на него камеру.

Чат «Еаптеки» позволяет прикреплять файлы, а консультант отвечает быстро и помимо препаратов также любезно советует обратиться к врачу для постановки диагноза.

Итоговые оценки:

Доставка

Так как эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств начался недавно, аптеки пока не успели создать условия для её реализации. Однако сейчас тоже есть о чём поговорить.

В корзине «Риглы» пользователь сразу понимает, что получится заказать на дом, а какие товары необходимо будет забрать в аптеке. Чтобы акцентировать для пользователя, что препарат рецептурный, мы отметили его плашкой контрастного фиолетового цвета.

Также в профиле есть раздел с электронными рецептами, выписанными в ЕМИАС. Пока что он находится в разработке, но в скором времени заработает. Там будет возможность посмотреть до 10 рецептов, отфильтровать их по группам в зависимости от наличия льготы и увидеть статус реализации. Подробнее об этой фиче рассказали в кейсе на сайте.

При оформлении доставки можно сразу добавить несколько адресов (например, домашний и рабочий) и получить заказ там, где удобнее.

В приложениях других аптек из нашего списка возможности добавления рецептов пока нет. Что касается доставки, то у большинства всё стандартно: забрать препараты можно самовывозом из аптеки или заказать доставку курьером на удобные день и время. Однако есть несколько вещей, которые хотим отметить.

Не все аптеки сообщают пользователям о невозможности доставки рецептурных препаратов курьером ещё до начала оформления заказа — кроме «Риглы» предупреждение появляется только у «36,6».

Также у «Apteka.ru» и «АСНА» доступен только самовывоз — курьерской доставки нет.

В свою очередь, у «Планеты Здоровья» подкачал UX ввода адреса: при попытке изменения он сбивается на тот, что определяется по местоположению. Чтобы изменить, например, квартиру, нужно заново вводить адрес. Точность GPS низкая. В результате мы получаем фрустрированного пользователя и, скорее всего, закрытое приложение.

Оформление доставки в приложении «Планеты Здоровья»

«36,6» позаботилась о пользователях и сделала часовые интервалы для встречи курьера, а у «АСНА» для самовывоза на карте можно выбрать точку с лучшей ценой.

Итоговые оценки:

Программа лояльности

Здесь особых изменений с 2020-го не произошло: остались привычные пользователям бонусные баллы и процентные скидки, уровень которых растёт в зависимости от общей суммы покупок. Но наиболее интересными на фоне остальных нам кажутся программы лояльности «Риглы» и «Apteka.ru».

«Ригла» — это аптечная сеть, которой помимо бренда «Ригла» принадлежат также три других — Живика, Здравсити и Будь здоров. Именно поэтому удачным решением было сделать единую карту лояльности: получать и тратить бонусы можно в любой аптеке сети.

Клиенты «Apteka.ru», в свою очередь, могут копить «витаминки», которые можно получить как за заказы, так и за покупку товаров из соответствующей акции или приведённых друзей. Их можно потратить на покупки или пожертвовать в благотворительный фонд для детей-сирот «Катрен».

Итоговые оценки:

Ещё пара особенностей аптечных приложений

OTP Autofill (автозаполнение код-пароля из СМС)

У «Планеты Здоровья» и «АСНА» на этапе регистрации/входа эта фича не реализована. Но автоматическое распознавание одноразового кода из СМС — сегодня хороший тон, потому что все мы занятые и на счету каждая секунда. А ручной ввод может отнимать много времени по меркам пользователя: развернуть шторку уведомлений или переключиться на «Сообщения», запомнить код, вернуться в приложение, снова тапнуть на поле ввода, ввести код. Даже прочтение этого алгоритма выматывает, правда? А сам он отодвигает пользователя от целевого действия. Поэтому OTP Autofill — вовсе не мелочь, и лучше использовать её.

Мы в своих проектах реализуем эту фичу в 99% случаев, и поэтому для ускорения разработки создали плагин, который наряду с другими вошёл в SurfGear, наш сет библиотек для разработки на Flutter.

Ввод данных

А именно — даты рождения. В приложении «36,6» к нему есть замечания. Золотое правило неудачного юзабилити гласит: хочешь отпугнуть пользователя ещё до регистрации — предложи ему вводить дату рождения через календарь. Использование календаря оправдано там, где важно знать день недели конкретного дня (например, в планировщиках встреч). В случае с вводом даты рождения это неудачное решение: такой формат откладывает совершение пользователем целевого действия — заказ лекарств. Для поля с датой рождения лучше использовать соответствующую клавиатуру.

Поиск

В статье 2020 года мы анализировали путь пользователя к нужному препарату через категории каталога. Но сегодня минимальное количество людей действительно активно пользуются каталогом — около 60% покупателей сразу вбивают запрос во внутренний поиск. Именно поэтому важна его точность. Если человек вбивает в строку «парацетамол», то, скорее всего, именно этот препарат у него в приоритете. И это должно быть отражено в выдаче: первый товар — точное совпадение с запросом, а всё, что ниже, может, например, содержать аналогичное действующее вещество. Из 6 рассматриваемых аптек парацетамол был на первом месте только у 2: у «Риглы» и «Еаптеки».

При этом люди могут совершать ошибки и опечатки в названии препарата: около 55% поисковых запросов содержат их. И это тоже стоит учитывать. С выдачей по неточному запросу справились все приложения — это радует.

Подытожим

По совокупности четырёх параметров, первое место делят «Ригла» и «Еаптека». С точки зрения пользователя это, пожалуй, самые приятные и удобные приложения: есть персональные и общие подборки товаров, доступны несколько вариантов доставки, о невозможности доставить препарат курьером сообщается до начала оформления заказа.

Второе место занимают «Apteka.ru» и «36,6». У них есть зоны роста в части персонализации, реализации доставки и программы лояльности, онлайн-консультаций.

На третьей позиции — «Планета Здоровья» и «АСНА». Их мобильным продуктам есть куда расти: можно улучшить юзабилити, функцию онлайн-консультации и экран доставки.

В целом, у всех аптек есть общие точки роста. В первую очередь, это персонализация и консультация фармацевта. И они связаны между собой больше, чем может показаться. Например, во время глубинных интервью в рамках работы над приложением «Риглы» мы выяснили, что ЦА делится на две группы: те, кто приходят в приложение за чем-то конкретным, и люди с экстренной проблемой. Первые будут, скорее всего, будут искать препараты самостоятельно — для них мы сделали удобный поиск и тематические подборки, а второму сегменту может понадобиться помощь консультанта. И понимание аудитории, знание карты пути пользователя и «подстройка» приложения под разные группы ЦА и их потребности на каждом шаге — это тоже персонализация.

Вы в блоге Surf, с 2011 года мы разрабатываем мобильные и веб-решения для бизнеса. Если хотите заказать нам разработку приложения и сэкономить 60% бюджета, пишите на [email protected].

Рекомендуем почитать:

Medtech сервисы в России: как развиваются и причём тут мобильное приложение

Мобильное приложение аптеки: что нужно и не нужно пользователям

Цифровая трансформация аптек: дарк-сторы, карманные фармацевты и продвинутые бабушки

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Николай Краснов

задумка с приложением аптечной сети классная ,очень удобно так искать препараты ,оформлять заказ ,едиснвтенное проблематично с консультацией фармацевта ,но в целом думаю приложения будут совершенствоваться и в скором времени некоторые функции станут лучше

Ответить
Развернуть ветку
Николай Щербаков

скоро вообще ИИ будет заменять консультацию у фармацевта

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Отличное замечание, кстати! Мы сейчас как раз готовим материал о влиянии технологий будущего на бизнес-процессы. Советуем подписаться на наш блог, чтобы не пропустить :)

Ответить
Развернуть ветку
Owner91

Все круто. Жаль, что оформление заказа не всегда получается завершить)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

А где вы про UI тезисы увидели? В статье вроде как про UX речь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

Это две стороны одной монеты, но не одна и та же монета. Они работают совместно, но по-разному.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

А где вы разговор про UI в тексте нашли? Правда не вижу, хотя внимательно читала(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

Так, давайте попробуем резюмировать ваши комментарии: разделение на UX и UI бессмысленно, потому что это, по сути, одна и та же вещь.
Правильно понимаю? Если нет — скорректируйте, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

Как это нельзя, когда на самом деле можно?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

В таком случае здорово, что вы выговорились) Пускай никто ничего и не понял

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

Откуда такая уверенность? Очень опрометчивое заявление, особенно учитывая то, сколько внимания этому уделяется, и как просто повлиять на решения пользователей, перестроив этот самый Ui. Да даже незначительную его деталь. Для меня в этом есть доля дизайнерской магии, без которой в развитии цифрового продукта никуда)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

Придумывать — это про несуществующее. А в теме Ui более чем достаточно примеров того, о чем я написала выше. Не будь это так, тема не вызвала бы столько интереса у бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

Одному больному наплевать, второй при возможности выбрать и +/- одинаковых условиях доставки и ценах пойдёт туда, где удобнее и красивее, шрифт — разборчивый, и нужный аспирин (или препарат посерьёзнее, конкретного производителя) легко найти в меню.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

Умирающий позвонит в скорую) Или позвонит его близкий человек. В критическом состоянии мало кто пойдёт в интернет-аптеку. При этом заказать витамины и препараты «чтобы были» и «чтобы не нужно было ходить по аптекам и искать» — обычная ситуация. И тут человек выберет прилку в том числе по Юи / Юикс. Даже если он не знает таких слов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

)) Вы ушли в другое категории и другие "боли" людей. Но будь у мед. учреждений возможность уделять этому внимание, уверена, сильно больше людей могли бы ускорить процесс получения экстренной помощи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Камила

Из крайности в крайность и далеко от практики)

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда