Medtech сервисы в России: как развиваются и причём тут мобильное приложение

Медтех сейчас — одна из самых востребованных отраслей. Рассказываем, какие сервисы сегодня особенно популярны и почему.

Surf более 12 лет работает с мобильными технологиями. Мы создали приложения для Риглы, Магнита, KFC и других.

💼 Рассказываем об этом в кейсах.

Медтех-сервисы показали небывалый рост в период пандемии. Но и сейчас их развитие не останавливается. В сравнении с зарубежным рынком, в России медицинские сервисы развиваются немного медленнее. Но тем не менее за первый квартал 2022 года отечественный MedTech уверенно рос:

  • общая выручка 35 самых крупных медтех-компаний страны составила 6,4 млрд руб. (+90% за год);
  • самую большую долю рынка (79,49%) занимает телемедицина с выручкой 5,1 млрд руб. (+78,19%);
  • быстрее всего рос сегмент платформ и разработки ПО — на 274,6%;
  • самый высокий качественный рост показал сегмент исследований (+271%).

Во многом стремительный рост отрасли связан с параллельным ростом диджитала: всё больше сервисов и услуг переходит в мобильный формат. Этот процесс коснулся и медицины. Пользователи привыкли получать информацию в одно касание — через смартфон. И медицинские услуги — не исключение. Мы, как разработчики мобильных приложений, сегодня видим стремительный рост спроса на мобильные медтех-сервисы со стороны наших клиентов.

Об особенностях российского медтеха и поговорим в этой статье, а также разберём, как мобильные технологии помогут этому сегменту рынка увеличить число пользователей.

О чём в этой статье:

Что такое медтех, и куда он растёт

Медтех (от «medicine» и «technology») — это общее название технологичных сервисов в медицинской сфере, созданных для повышения качества жизни, более точной диагностики, контроля и профилактики болезней.

Телемедицина — это дистанционное оказание медицинских услуг. Бывает в двух форматах: «врач-пациент» — когда врач консультирует и контролирует состояние пациента; и «врач-врач» — когда медицинские работники коммуницируют друг с другом. Возможен рост количества ролей в сервисах: «врач-клиника», «пациент-клиника», а также прирост новых сущностей, таких как страховые компании и клиники обслуживания по ДМС.

Среднегодовой темп роста мирового рынка медицинских технологий на период 2017-2022 гг.

Источник: <a href="https://www.statista.com/statistics/1098235/global-medtech-market-cagr-outlook-by-region/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">statista.com</a>
Источник: statista.com

Причин такого динамичного роста несколько.

Во всём мире:

  • пандемия коронавируса — многие опасаются лишний раз ходить по больницам и, в принципе, выходить из дома;
  • удалённый формат работы — переход на хоум офис позволяет работать из любой, самой отдаленной, точки страны (или мира), и при этом дистанционно пользоваться медицинскими услугами топовых врачей;
  • растущий интерес к ментальному здоровью и превентивной медицине.

В России:

  • плюс к общим тенденциям: импортозамещение зарубежных медтех-сервисов.

Куда будет расти MedTech рынок

Эксперты как из медицины, так и из IT прогнозируют и дальнейшее развитие медтеха. Ближайшие прогнозы доходят до концепции «больницы без стен», когда физические помещения больниц будут включать в себя отделения неотложной помощи, интенсивной терапии и процедурные кабинеты. То есть это будут места, где выполняются сложные процедуры (например, трансплантация органов). В то время как вся остальная медицинская помощь будет оказана «на местах»: в реабилитационных клиниках, хосписах, торговых центрах (вспомним организацию массовой вакцинации), на рабочих местах и дома.

На российском рынке уже охвачена и стабильно развивается отрасль медтех-ритейла: сейчас почти у каждой крупной аптеки есть свой сайт и приложение, через которое можно оформить покупку. Не отстают и клиники: по ОМС и ДМС работает ряд клиник, в которых доступны онлайн-консультации с врачами (Клиника Онлайн, клиника Пирогова) и агрегаторы (Онлайн Доктор и Яндекс.Здоровье).

Российское MedTech-сообщество прогнозирует несколько ключевых трендов отрасли, которые будут способствовать ещё более широкому распространению медтех-решений.

Со стороны пользователей:

  • рост интереса к приложениям и сервисам;
  • расширение цифровых контактов с врачами;
  • рост интереса к вопросам ментального здоровья;
  • повышение интереса к превентивной медицине.

Со стороны участников рынка:

  • цифровизация консервативных участников рынка;
  • использование возможностей мобильных приложений;
  • внедрение технических инноваций.

Ниже рассмотрим менее распространённые, а значит, перспективные для бизнеса, отрасли медтеха.

Какие бывают медтех-сервисы

Все медтех-сервисы можно разбить на несколько групп.

Самые популярные сферы медтеха для инвесторов. Источник: <a href="https://webiomed.ru/blog/obzor-rossiiskikh-investitsii-v-tsifrovoe-zdravookhranenie/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">webiomed.ru</a>
Самые популярные сферы медтеха для инвесторов. Источник: webiomed.ru

Сервисы для пациентов

На них приходится более половины российских инвестиций в медтех. «Сервисы для пациентов» — это простые и удобные платформы для записи к доктору или приложения для отслеживания своего состояния и покупки лекарств. В большинстве крупных городов есть онлайн-сервисы для записи к врачу. Например, в Москве популярен mosgorzdrav.ru. Записаться ко врачу можно и через сайты больниц и поликлиник, Госуслуги, сайты муниципалитетов (mos.ru, екатеринбург.рф), ЕМИАС. В целом, этот сегмент медтех-услуг в России широко распространён.

Обычно достаточно вбить номер своего полиса, дату рождения, выбрать нужного врача и время приёма. Сервис DocDoc от «СберЗдоровье» помогает выбрать специалиста из частной клиники.

Особняком в этом сегменте стоят аптечные агрегаторы и непосредственно онлайн-аптеки. Например, на apteka.ru можно сравнить цены на лекарства и заказать их. Все крупные аптечные сети: «Ригла», «Планета Здоровья» и «Горздрав» уже обзавелись собственными мобильными приложениями, и сделали из них крупные каналы продаж.

Medtech сервисы в России: как развиваются и причём тут мобильное приложение

Подробнее о том, как Surf разработал мобильное приложение для аптечной сети «Ригла», читайте на нашем сайте.

Одна из актуальных фич, которую внедряют в своих мобильных приложениях аптеки — это продажа рецептурных препаратов. Получить электронный рецепт можно в самом приложении.

Как работает электронный рецепт:

  • В ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) пользователь выбирает рецепт и аптечную сеть, где этот рецепт можно реализовать.
  • При выборе аптеки всплывает диалоговое окно с предложением открыть сайт или мобильное приложение.
  • Если у пользователя установлено приложение этой аптеки, то он перенаправляется в него, а если нет — на сайт.
  • Пользователь заходит на сайт или в приложение, и там отображаются данные о доступных рецептах (до 10 штук).
  • Пользователь получает список препаратов, соответствующих его рецепту. Товары, купленные по электронному рецепту, доступны к доставке курьером или самовывозом.

Причём тут мобильное приложение? Мобильное здравоохранение является растущим трендом, причём во всём мире. В некоторых странах приложения вносят ощутимый вклад в профилактику, лечение и контроль ряда хронических заболеваний.

Пользователи привыкли получать услуги и покупать товары через мобильный интерфейс. Приложение позволяет выстроить процесс так, что клиент получает нужный сервис или товар буквально в пару кликов. Многие проекты, которые начинали с сайтов, добавили и мобильный канал продвижения. Например, записаться к врачу можно одинаково удобно, как через веб, так и через приложение.

Медицинское страхование

Включает в себя получение полисов ОМС и ДМС, обслуживание частных и корпоративных клиентов. Один из самых заметных российских стартапов в этой области — BestDoctor. Сервис замыкает на себе все вопросы, связанные со здоровьем. Компании страхуют своих сотрудников через «единое окно», а сервис подбирает клиники, врачей и необходимые услуги. В мобильном приложении можно получить онлайн-консультацию, хранить информацию, вызвать скорую и записаться к врачу.

Еще один проект — «Капитал МС». Через приложение открывается полноценный личный кабинет, где можно получить справки и полисы от медучреждений без бумажной волокиты.

Эксперты предполагают, что до конца 2022 года и далее будет происходить трансформация сферы медицинского страхования. Перемены повлекут за собой появление новых частно-государственных партнёрств, в частности, в сфере ДМС. В СберЗдоровье считают, что платить за «классический» ДМС довольно дорого, учитывая, что на практике люди пользуются им всего несколько раз в год.

Медтех-бизнес начинает создавать и предлагать специальные пакеты медицинских услуг, в рамках которых каждого сотрудника ведёт назначенный медицинский советник. Специалист подбирает индивидуальный план консультаций с врачами, помогает записаться к врачу и на анализы, консультирует по вопросам квот и вычетов. Все его действия нацелены на то, чтобы сотрудник получил быструю и качественную медицинскую помощь с минимальными затратами для компании. Такие комбинированные пакеты в среднем в 2–2,5 раза дешевле классического ДМС. Мобильное приложение позволяет реализовать такие сервисы через разделение ролей: пользователь получает доступ именно к тем услугам, которые он оплатил.

Причём тут мобильное приложение? Чаще всего такие сервисы работают через веб-версию и мобильное приложение. Последнее — удобнее, так как позволяет пользователю прямо из клиники согласовать со страховой компанией дополнительные обследования или анализы.

Системы поддержки принятия врачебных решений

СППВР (системы поддержки принятия врачебных решений) созданы для помощи докторам. К ним относятся электронные справочники, системы проверки безопасности терапии, контроля выполнения стандартов, скрининга лекарственных назначений. Они агрегируют общую информацию из надёжных источников и помогают врачам принимать решения в спорных случаях.

Существуют и сервисы с обратной логикой: когда пользователь сам вбивает свои симптомы в специальный чекер, а тот при помощи алгоритмов, основанных на большой базе исследований и реальной врачебной практики выдаёт возможный диагноз.

Такие сервисы работают на вероятностной модели: логика выдаваемых решений идентична логике работы врача при постановке диагноза. Вероятности рассчитаны на основании реальных клинических решений сотен врачей. К тому же, сводится к минимуму и человеческий фактор: врач не всегда успевает изучать новые теоретические и практические наработки коллег. У сервиса такой проблемы нет: его база постоянно растёт, так как специалисты постоянно изучают новые клинические случаи и увеличивают количество определяемых заболеваний. Система не заменяет полностью врача, а помогает ему. У таких алгоритмов есть все шансы в будущем стать рабочим инструментом медицинских работников.

Пример системы поддержки принятия врачебных решений в формате мобильного приложения
Пример системы поддержки принятия врачебных решений в формате мобильного приложения

Причём тут мобильное приложение? Системы поддержки принятия врачебных решений можно реализовать в удобном формате мобильного приложения (и у Surf есть такие проекты в портфолио). Такой вид коммуникации привычен пользователям и докторам, ведь вся нужная информация всегда под рукой, а при необходимости её можно отредактировать или дополнить. Приложения-помощники для врачей — ни в коем случае не замена специалистов, а скорее подручный инструмент, который помогает доктору ускорить и оцифровать рутинную часть работы. Система поддержки принятия решений:

  • подсказывает возможные диагнозы;
  • запрашивает у пользователя дополнительную информацию для того, чтобы врач качественно подготовился к консультации;
  • напоминает врачу, какие данные нужно узнать у пользователя;
  • помогает с выбором рекомендаций для пациента.

Самоконтроль и полезные помощники

Приложения-помощники стали неотъемлемой частью жизни для многих пользователей. С ними можно легко побороть вредные привычки, выработать полезные, вести календарь самочувствия. Сюда же относятся приложения для фитнес-трекеров и умных часов (Apple и Samsung Health). Этот сегмент характеризуется синхронизацией с персональными устройствами и биометрическими девайсами. Не только с фитнес-браслетами и часами, но и с гаджетами с возможностью замера глюкозы и отслеживания активности и сна. Например, приложение Sleep Cycle — умный виртуальный будильник, который отслеживает особенности сна и будит в самую быструю фазу, как если бы человек, отдохнув, легко проснулся сам.

Причём тут мобильное приложение? Приложения-помощники удобны тем, что в них можно реализовать сбор всей нужной для анализа информации: фазы и продолжительность сна, показатели физической активности, шагомер. К тому же, можно настроить пуш-уведомления для напоминаний и мотивации пользователя. Со стороны владельца тоже есть масса плюсов: помощник всегда под рукой и им можно гибко управлять, используя кастомизированные настройки.

Даже на примере личного опыта каждый сегодня видит рост цифровых медицинских услуг: от простой покупки нужного препарата в онлайн-аптеке до чат-консультации с лечащим врачом. Как показывают исследования, этот рынок будет расти и его неизменно будет сопровождать диджитал. Медицинские сервисы можно легко «упаковать» в мобильное приложение. Это оценили компании, с помощью приложений внедряющие услуги для пациентов, и пользователи, у которых все нужные и привычные сервисы находятся в одной привычной среде — смартфоне.

88
11
Начать дискуссию