Курьерная конкуренция: как технологии меняют массовый наем

За последние пять лет спрос на курьеров вырос в 11 раз, подсчитали аналитики «Авито Работа» и Salary Index. Сервисы доставки еды, маркетплейсы, агрегаторы и логистические компании вынуждены конкурировать за сотрудников. На помощь участникам рынка приходит HR-tech. Как автоматизация рекрутинговых процессов меняет массовый найм – в нашем материале.

Курьерная конкуренция: как технологии меняют массовый наем

Курьерный рост

За шесть месяцев 2022 года спрос на услуги курьеров в России у работодателей вырос на 65%, при этом в некоторых регионах он был значительно выше. Так, в Омской области рост составил 86%, а в Красноярском крае — 79%, следует из результатов исследования центра «Зарплата.ру».

Несмотря на то что россияне в целом охотно идут в доставку (каждый шестой развозил заказы, а каждый десятый готов попробовать себя в этой профессии), курьеров не хватает. Количество кандидатов на эту вакансию не закрывает потребности растущего рынка сервисов доставки.

Дело, в том числе, и в большой текучке кадров. Курьеры зачастую относятся к своей работе как к временной, совмещают ее с учебой или другой занятостью.

Эксперты также связывают дефицит курьеров и с миграционным оттоком. По данным Росстата, с января по август 2022 года он составил 62,5 тысячи человек. В то время как порядка половины курьеров (44%) — это трудовые мигранты, говорится в исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики.

Сказывается и демографический провал 1990-х годов. Работу курьером выбирают в основном молодые люди — от 18 до 34 лет, а количество сотрудников в этом возрасте сокращается. Так, с 2010 года численность занятых в возрасте до 30 лет уменьшилась на треть, или на 6 млн человек.

Трудности с поиском курьеров возникают у компаний в особенности в горячие периоды, например перед новогодними праздниками, когда заказов становится больше.

Рекрутинг на автомате

Чтобы выиграть конкуренцию за курьеров с другими ретейлерами и агрегаторами, компании развивают свои службы заботы о курьерах — организовывают бесплатное питание, оплачивают страховку от несчастных случаев, автоматизируют процесс их найма и работы.

Цифровые технологии, предполагающие выстраивание необходимых процессов в едином окне, помогают компаниям экономить время от отклика на вакансию до оформления соискателя, сокращают или совсем исключают ручной труд рекрутеров и повышают эффективность найма сотрудников.

Так, внедрение рекрутинговой системы полного цикла Skillaz помогло Х5 Доставке (отвечает за развитие сервисов онлайн-доставки из торговых сетей и дарксторов Х5 Group) , которая имеет представительства в 60 городах России, масштабировать процесс подбора курьеров, нанимать в 5 раз быстрее и 6 раз больше сотрудников. В начале 2022 года X5 Доставка запустила пилотный проект по набору курьеров и во время тестового периода обеспечивала весь процесс в ручном режиме. Рекрутеры размещали вакансии на сайтах, собирали отклики, валидировали их, передавали данные службе внутренней проверки, ждали, пока курьер пришлет документы для трудоустройства, заключали договор. Это занимало много времени, а в массовом найме каждый день на счету. Десятки служб доставки постоянно ищут курьеров, и люди, как правило, устраиваются туда, откуда быстрее позвонили и предложили работу. Skillaz перенес весь процесс подбора персонала на единую платформу.

Благодаря интеграции с сайтами по поиску сотрудников вакансии публикуются автоматически, а все отклики собираются в системе. Рекрутер больше не тратит время на публикацию вакансии на множестве площадок, на поиск и сбор откликов и резюме, перенос этих данных в систему. Вместо этого все отклики сразу попадают в систему и направляются специалистам кол-центра, которые созваниваются с кандидатами для первичной оценки прямо из Skillaz. Это возможно благодаря интеграции с телефонией. Все звонки можно осуществлять из системы, а записи разговоров сохраняются — рекрутер всегда может к ним обратиться.

Рекрутеры — люди, они могут забыть что-то, не занести данные в базу, не позвонить соискателю. Skillaz автоматизировала переход курьера с этапа на этап. То есть теперь, когда речь идет о том, чтобы напомнить курьеру об интервью или следующем шаге, человеческий фактор уже не играет большую роль. Skillaz отправит нужные нотификации ответственным специалистам и кандидатам.

Также благодаря интеграции с мессенджерами рекрутер может прямо из Skillaz общаться с курьерами в удобном для них канале. При этом вся история переписки также сохранится, и при необходимости ее можно посмотреть.

После того как кандидат прошел собеседование, он переходит на этап внутренней проверки. Skillaz автоматически отправляет соответствующим ответственным задачу провести кандидата по своим этапам.

Курьер, подтвердив офферту, загружает мобильное приложение Х5, где может увидеть заказы на доставку, сделать отметки об их статусе и о своем маршруте. Благодаря интеграции Skillaz с приложением Х5 в него автоматически переносятся все данные о новом сотруднике, что удобно для соискателя — не нужно дублировать информацию о себе, заново загружать документы и отвечать на вопросы, уже заданные рекрутером и сотрудниками кол-центра. Это повышает лояльность к новому работодателю.

На основе базы данных Skillaz выгружает всю аналитику, связанную с процессом найма. Руководитель видит узкие места процессов, получает возможность оценивать эффективность различных источников привлечения курьеров, время нахождения курьера в рекрутинговой воронке, оценивать скорость найма и на основе всех данных принимать решения, что и как изменить в процессах.

Процесс автоматизации найма курьеров и настройки HR-процессов занял четыре месяца, что достаточно быстро для внедрения технологических решений в процесс рекрутмента. Обычно на подобный проект требуется не менее полугода.

Больше курьеров, хороших и разных

После переноса процесса рекрутмента на единую платформу X5 Доставка получила возможность привлекать в шесть раз больше курьеров, при сохранении количества рекрутеров. При этом в 5 раз сократилась длительность найма - до 1-2 дней.

Так, с начала внедрения цифрового решения в Х5 Доставку было принято - заменить на “привлечено” свыше 6 500 новых курьеров и сборщиков.

Доходы ретейлеров, маркетплейсов и агрегаторов напрямую связаны с количеством занятых в их службах курьеров, дефицит кадров грозит увеличением сроков доставки, снижением количества заявок и упущенной прибылью. Россияне больше не запасают продукты впрок, привыкли пользоваться экспресс-доставкой и, несколько раз не получив свой заказ в срок, могут обратиться к услугам другой компании. А значит, конкуренция за курьеров будет расти, а автоматизация работы курьеров и их найма и внедрение новых технологий в эту сферу станут в ближайшие годы новыми трендами на рынке доставки.

11
1 комментарий

"Эксперты также связывают дефицит курьеров и с миграционным оттоком. По данным Росстата, с января по август 2022 года он составил 62,5 тысячи человек. В то время как порядка половины курьеров (44%) — это трудовые мигранты"-ну теперь понятно почему их не так много ,не будь этого оттока проблемы не существовало бы