Как мы продавали телефон в Smart Price

Хочу рассказать о проекте, где реализовано сразу три идеи организации онлайн-сервиса. Помните акции про «принеси старый, забери новый»? Рассказываю, как работает эта схема и заинтересованность всех участников процесса.

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, рассказывает о товарном маркетплейсе для покупки подержанных телефонов SmartPrice.

Когда слышишь название Smart Price, сразу приходит ассоциация с CarPrice. Эти сервисы основали одни и те же люди: Артем Большаков и Александр Черняк. Так что над названием, скорее всего, думали не долго :)

SmartPrice представляет из себя каталог, где покупатели могут выбрать себе телефон. Все мобильные устройства были ранее использованы другими людьми, а компания просто их выкупила.

Кто-то уже и с XS Max наигрался и сдал по trade-in. Интересно на что поменяли? Smart Price
Кто-то уже и с XS Max наигрался и сдал по trade-in. Интересно на что поменяли? Smart Price

Работает принцип классического маркетплейса, где происходит встреча продавца и покупателя. С той разницей, что товар выкупается у владельца сперва магазином-партнёром, затем продаётся в Smart Price, а уже после этого продаётся новому владельцу, различные гарантии Smart Price берет на себя.

Схема сложная, но за счёт партнёров проект сильно экономит на маркетинге - продвигать нужно только витрину для покупателей, а продавцы сами придут в магазин-партнёр за новым телефоном, заодно отдадут старый в зачёт скидки. В общем, принцип, примерно как при покупке авто, только б/у автомобиль продаёт не сам салон, а отдельный проект. Таким образом, решается самая больная проблема для маркетплейса - вопрос курицы и яйца. Это когда непонятно кого сперва привлекать: продавцов или покупателей.

Гарантии, цена и качество

Стоимость на половину ниже рыночной, гарантии в три месяца. Звучит очень круто и вызывает множество вопросов. Если схема такая рабочая, то почему еще не расплодились кучи аналогов? Если телефоны рабочие, неужели владельцам не было выгоднее перепродать на прямую, а не отдавать за бесценок?

Налетай, торопись, покупай живопись Smart Price
Налетай, торопись, покупай живопись Smart Price

Я зашел в их группу в ВК посмотреть, что же говорят люди, купившие телефон в этом проекте.

Под каждым постом много комментариев - что уже хороший знак. Но посыл их двоякий. Кто-то хвастается тем, что урвал iPhone за 6к, а кто-то что после покупки ему встал ремонт в такую же сумму. Соотношение цены и качества явно устраивает не всех.

Сервис заявляет, что проверяет телефон по 26 параметрам. А при продаже все телефоны делятся на три категории “как новый”, “отличный”, “хороший”. Но так как компания говорит, что все телефоны в рабочем состоянии, становится непонятно, чем кроме внешнего вида, могут отличаться эти телефоны.

Вообще, я полностью за все эти идеи повторного использования. Дольше жизнь вещи - меньше мусора, в конце концов. У моей помощницы есть iPhone 6s, 2 года, все работает и без царапин, но подвергался вскрытию. Пробовала продать через Авито - устала переписываться с псевдо-покупателями, так и оставила при себе. Решили, в качестве эксперимента, попробовать продать его напрямую в Smart Price.

На сайте о выкупе мобилок ничего нет. Решили поискать приложение. В поиске вышло приложение Smart Price, но к моему удивлению не для купли продажи, а для проверки iPhone. Видимо оно используется менеджерами магазинов при принятии телефона в trade-in. Решили и свой проверить.

Приложение проверяет заявленные 26 параметров и выдает отчет о проверке. Телефон коллеги прошел все проверки. Предполагаю, что его в Smart Price стали бы продавать в категории “как новый”. Да, все функции работают, но 2 года пользования никуда не деть. И сколько он так еще проработает не известно...

Продать телефон не удалось. Оставили заявку на обратный звонок. Менеджер рассказал, что возможен только trade-in и для этого нужно подъехать к ним в офис или обратиться к партнерам. Так мы узнали, что можно всё-таки, сдать телефон напрямую, но на сайте этой информации нет.

Поставщики и экономия на рекламе

Не трудно представить сколько таких же как моя коллега, желающих избавиться от старого смартфона. Но работать с каждым индивидуально, давать рекламу, чтобы обеспечить крупный поток подержанных телефонов - довольно трудозатратно и дорого.

И вот здесь появляется ещё один интересный подход Smart Price. Наверняка вы встречались в магазинах смартфонов с программой trade in? Сдаете свои телефон, получаете скидку на покупку нового. Кто задумывался, куда отправляются дальше эти телефоны?

Ответ очевиден Евросеть
Ответ очевиден Евросеть

Магазин получает свой процент от стоимости телефона, по которой его будут продавать в Smart Price. А компания, благодаря этому, заполнила свой каталог большим количеством телефонов и вышла на крупный товарооборот.

Зачем Smart Price нужны были инвесторы

В 2017 году Smart Price запускался на средства инвесторов. В этом году отчитался о том, что вышел на окупаемость.

Многие меня спрашивают, зачем привлекать инвестиции. Можно как-то расти потихоньку, самим. Smart Price смогли прокачать сервис за два года. Без инвестиции на это ушло бы лет 10. То есть сделать можно и без инвесторов, но ценность привлечения в том, что давая долю инвестору и снижая свою долю в процентном соотношении, ты увеличиваешь капитализацию компании и получаешь актив бОльшей стоимости в абсолютных значениях.

У Smart Price это получилось, потому что сначала они делали тесты, пробовали на конкретных моделях, свели unit-экономику, нашли рабочую схему, а деньги инвесторов помогли ее масштабировать: увеличить количество регионов, расширить каталог и т.д.

Техническую сторону создания маркетплейса сегодня я освещать не буду, всё достаточно тривиально - обычный сайт-каталог, обычное приложение, проверяющее работу устройства. Очередное доказательство того, что проект успешен, когда сходится бизнес-модель, а не напичкан сложными техническими решениями "чтоб было".

99
Начать дискуссию