Как-то ранее уже писал, что множество книг про принципы Apple, Google, Airbnb, Tesla и прочих Масков весело читать, но что-то действительно полезное и применимое для себя оттуда нереально вынести. Вторую Airbnb или Apple уже никто не построит.И постоянно радуюсь историям небольших стартапов, которые куда ближе к реальному миру.Наткнулся на офигительнейшую историю, как французский SaaS-сервис маркетинга ресторанов Zenchef дошёл до 2500 клиентов.Старт, нет продукта, продают основателиВзяли полный список ресторанов из справочника и обошли их ногами.350 ресторанов Парижа за полгода.Один из шести владельцев ресторанов просил демо.После переключились на телефонные продажи. Отточили питч, и конверсия стала 40%.Алгоритм продажи выглядел как cold-called → prepared the diagnosis → did the demos → onboarded clients.20 попыток на одного клиента. Большинство соглашений от клиентов были между 15 и 20 попытками.Наём продавцовКак добились 35% конверсии из демо в продажу. Формула демо: диагностика, вопросы, построение социальной связи с клиентом. Описать возможности роста бизнеса клиента, рассказать лучшие практики, полезные для клиента, что делают конкуренты. Демо продукта, исходя из того, что срезонировало у клиента. Если всё оказалось верным — лид сам покупает, а не вы ему продаёте. 80% времени говорит лид, только 20% продавец.Принцип: rely on your method, not their talent. Построение чёткой методологии оказалась полезнее найма очень дорогих продавцов.Для уменьшения отвала клиентов сделали таблицу из 200 критериев, до которых клиент или должен сам допереть, или Customer Success Team должны помочь. Стало очевидно, что их клиенты хотят не SaaS-фичи, а хотят SaaS-решение проблемы. У их среднего клиента нет отдела маркетинга. Их средний клиент проводит больше времени на кухне, чем перед компьютером. Но он понимает, что хочет больше клиентов. После года работы продавцов по полной воронке продаж стало видно, что у разных продавцов получаются разные вещи (демо, холодные звонки, поддержка). Только после этого стало ясно, в какие команды нужно выделить людей.Создание оргструктурыBiz dev: поиск контактов, проспектинг, холодные звонки.Sales: демо.Customer Success: онбординг, поддержка и допродажа. После появления такой структуры важно было правильно считать CAC (Customer Acquisition Cost) по всем каналам вместе. У Zenchef окупал CAC в €650 за шесть месяцев.Только после этого они запустили маркетинг, чтобы расширить количество лидов. Но классическая PPC-стратегия для них не работала. Люди банально такое не гуглили.Стали искать компании, с которыми связаны все рестораны. Оказалось, что у 70% из них поставщиком были магазины Metro.Партнёрство с Metro стало давать 400–500 дополнительных лидов в месяц. К сожалению, в статье умалчивается, как они получили такое партнёрство.Международное развитиеПосле такого насыщения решили выходить на другие рынки, где были свои особенности продаж. Во Франции 80% ресторанов принадлежали независимым владельцам, которые не разбирались в технологиях.В Англии в основном были сети, где всё хорошо с маркетингом. В Испании рынок похож на французский, и Metro помогла с партнёрством Zenchef и там. Исходя из этого, менялись материалы продавца. В Англии они были более технически-маркетинговыми, в Испании обходились без них.
Спасибо! Действительно, отличный кейс.
- cold-called → prepared the diagnosis → did the demos → onboarded clients
- rely on your method, not their talent
- Biz dev
- Customer Acquisition Cost
- Customer Success Team
Ебашил бы сразу статью на английском.
Спасибо, в следующий раз так и сделаю.
Прочитал, сравнил со своим опытом ресторанного сервиса и пошёл в стену головой стучаться. Чтоб в следующий раз думала тщательнЕЕ.