Как инструмент комплаенс линии помогает выявлять мошенничество в компании

В этой статье мы рассмотрим один из эффективных инструментов комплаенс программы предприятия — комплаенс линию, а также поговорим о реальном кейсе экспертов NFP по раскрытию мошеннической схемы в отделе закупок.

В закладки

Сильная и прогрессивная комплаенс программа не обходится без такого инструмента, как комплаенс линия. Правильно встроенный сервис комплаенс линии в деятельность компании позволяет сотрудникам, клиентам, поставщикам и другим деловым партнерам сообщать о сомнительных инцидентах, с которыми они столкнулись в компании. Эта коммуникация помогает руководству и собственникам компании эффективно управлять бизнесом и предпринимать необходимые меры по выявлению и предотвращению недобросовестных действий, прежде чем они станут публично известными и повлекут за собой не только финансовые потери и штрафы, но и негативно скажутся на репутации компании.

Несмотря на очевидные преимущества для компании от использования сервиса комплаенс линии, значительную часть разговоров профессионального сообщества всё ещё составляет тема корреляции комплаенс линии с показателями и процессами в компании. Так, насыщенную дискуссию Конференции ECVC 2019 компании Navex Global (ведущий поставщик ПО по этике и комплаенс) сформировал вопрос о том, как соотносится количество заявлений о нарушениях, переданных на Комплаенс линию, с этичным ведением бизнеса компании и соответственно с её репутацией.

Существует заблуждение, что если на комплаенс линию не поступают обращения, то это означает, что в компании нет проблем и нарушений – это не так. Скорее в компании проведена неэффективная кампания по популяризации комплаенс линии и не сформирован положительный имидж этого инструмента для борьбы с недобросовестными действиями, в том числе с мошенничеством и коррупцией. Отсутствие заявлений говорит о том, что сотрудники сталкиваются либо с психологическими препятствиями при обращении на комплаенс линию, либо у них отсутствует понимание механизма работы этого инструмента.

Большое количество заявлений, напротив, свидетельствует о положительном имидже комплаенс линии и доверии сотрудников к компании, а также об эффективно выстроенном процессе на всех этапах работы, в том числе финальном – закрытие отчета с подтверждением или опровержением нарушения.

Об этом свидетельствуют и результаты исследования Университета Джорджа Вашингтона и Университета штата Юта, представленные в 2019 году. В рамках исследования было проанализировано более чем два миллиона отчетов более чем от тысячи компаний. Представители Navex Global отметили, что в ходе исследования была обнаружена четкая связь между внутренними системами отчетности для сообщений о нарушениях (комплаенс линия), эффективностью бизнеса и репутацией компании. Результаты исследования показали, что компании с большим объемом заявлений, поданных на комплаенс линию, встречаются в негативных сводках СМИ на 46% реже, чем компании, которые получают меньше заявлений на комплаенс линию. Так, компании с большим количеством заявлений выявляют и предотвращают недобросовестные действия до того, как они станут общественными и негативно повлияют на репутацию компании. Что немаловажно, это также способствует предотвращению финансовых потерь, крупных штрафов и государственного надзора.

Между тем, в бизнес-среде практически все компании уязвимы для экономических нарушений и злоупотреблений. Согласно отчёту 2018 года Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений, компании, которые внедрили у себя сервис комплаенс линии, гораздо чаще выявляют мошеннические действия и их убытки от мошеннических схем на 50% меньше по сравнению с организациями, в которых нет комплаенс линии. Заявления, которые поступают на комплаенс линию позволяют выявить годами работающие мошеннические схемы, устранить их и выстроить внутренние контроли в «слепой зоне», которые предоставляли возможность для недобросовестных действий.

Практический кейс по раскрытию корпоративного мошенничества в компании с помощью инструмента комплаенс линии

Согласно передовой международной практике, сервис Комплаенс линии предоставляется на аутсорсинг в обслуживание третьей стороной для обеспечения независимости полученных обращений. Компания, предоставляющая услуги аутсорсинга Комплаенс линии, является посредником доставки информации от заявителя к руководству компании-клиента и не принимает никаких мер в отношении обращения.

Так, экспертами NFP было принято обращение о существующей в Отделе закупок «откатной» системе. В результате экспертного расследования инцидента по телефонному номеру комплаенс линии был раскрыт кейс о мошеннической схеме, действующей в компании годами.

Все началось с того, что на глобальном уровне компании было принято решение об обновлении комплаенс программы и начали вводиться дополнительные инициативы для укрепления комплаенс системы. В тот момент комплаенс линия была реализована лишь в части представительств компании по миру, однако в российском представительстве инструмент не был внедрен в компании. Тогда от головной компании поступило указание на разработку и внедрение комплаенс линии. Представители компании обратились за помощью в реализации комплаенс линии к сторонним экспертам.

На первом этапе проекта экспертами был проведен глобальный анализ деятельности компании и ее аудитории. Были проанализированы структура компании, бизнес-процессы и функции, внутренние нормативные документы. Проведены интервью с держателями бизнес-процессов. Помимо прочего был проанализирован состав и численность персонала, а также пул основных контрагентов компании.

Это позволило разработать индивидуальный подход к реализации сервиса комплаенс линии. Основываясь на результатах анализа экспертами NFP были подобраны наиболее подходящие каналы связи (телефонный номер, онлайн-портал (форма обращения на веб-сервисе), электронная почта), которые позволили эффективно выстроить связь между сотрудниками, контрагентами и комплаенс службой. Были разработаны системообразующие документы, регламентирующие процессы комплаенс линии и отражающие ценности и стратегию компании (Политика Комплаенс линии, порядок приема и обработки обращений, расследование инцидентов и предоставление обратной связи и др.).

Немаловажную часть работы с персоналом компании составили тренинги, на которых были освещены как регламенты использования сервиса комплаенс линии, так и его значимость для компании и каждого сотрудника в отдельности. Важно донести до каждого сотрудника, что компания реализует различные инструменты для предотвращения нарушений, хищений и мошеннических действий, следуя принципам прозрачного ведения бизнеса и создавая на местах культуру этики. С помощью комплаенс линии сотрудники могут заявить о нарушении этических норм и корпоративных правил в отношении них или компании в целом, а также имеют возможность повлиять на предотвращение хищений, мошенничества и коррупции на уровне всей организации.

Для формирования культуры этичного ведения бизнеса эксперты NFP разработали тексты выступлений топ-менеджеров компании на корпоративных мероприятиях. В своих выступлениях руководство демонстрировало «Тон сверху», открыто заявляя о позиции в отношении недобросовестных действий и мерах, которые предприняты в компании по борьбе с ними.

Помимо прочего, сервис Комплаенс линии сопровождался популяризирующими мероприятиями, которые способствовали формированию доверия и положительного имиджа к сервису. Уже в первые полгода обслуживания Комплаенс линии эксперты сервиса получили ряд обращений, связанных с мошеннической деятельностью. Так, например, расследование одного из инцидентов, переданных на Комплаенс линию, раскрыло мошенническую схему, существующую в компании на протяжении пяти лет. Ряд сотрудников Отдела закупок состояли в мошенническом сговоре с поставщиками, который позволял одним получать «откаты» за заключение контрактов на суммы превышающие рыночные, а другим бонусы от подобных продаж. В результате расследования инцидента, была собрана доказательная база, подтверждающая мошенническую схему. Руководство компании приняло решение об увольнении сотрудников причастных к сговору, обновлении состава Отдела закупок и поиске новых поставщиков для заключения договоров поставок по рыночным ценам, которые принесут экономическую выгоду для компании.

Данное обращение на Комплаенс линию позволило не только раскрыть мошеннический сговор и предотвратить дальнейшие убытки от заключения не выгодных сделок, но и обнаружить зону риска в которой отсутствовали контроли и совершение мошенничества было возможным. Так эксперты NFP были привлечены к проекту по выстраиванию прозрачного и эффективного процесса закупочной деятельности в компании в соответствии с передовой практикой и разработаны внутренние контроли, позволяющие предотвратить подобные недобросовестные действия.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Кристина Степанова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 0, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 99714, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Dec 2019 16:21:35 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 99714, "author_id": 421763, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/99714\/get","add":"\/comments\/99714\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/99714"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
0

Спасибо за интересную статью, удивлен

Ответить
0

Благодарю, Максим! Действительно, инструмент Комплаенс линии бывает недооценивают, в то время, как Комплаенс линия приносит руководителям и собственникам ценную информацию о реальном состоянии дел в компании.

Ответить
0

Добрый день, Кристина, я в настоящее время я тружусь над вопросом мотивации персонала компании к предоставлению информации. Так как зачастую сотрудники компаний крайне не охотно желают делится информацией на первоначальном этапе, долго прислушиваются и присматриваются. Я же хочу создать эффективный инструмент мотивации для получения максимума информации уже в первые дни при начале работы комплаенс линии. Поэтому штудирую литературу в том числе и по психологии. Подскажите у Вас есть опыт в данном направлении или мысли? 

Ответить
0

Максим, добрый день.

Да, конечно. Внедрение инструмента Комплаенс линии сопровождается промо кампанией и формированием (или укреплением) культуры этичного ведения бизнеса. Без этого потенциал инструмента Комплаенс линии так и не будет раскрыт. 

Вы можете обратиться на сайт нашей компании NFP https://nfp2b.ru/services/ и по номеру телефона попросить наших администраторов связаться со мной. 

Ответить
0

Ок, спасибо

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJwcm9qZWN0SWQiOiI1ZTRmZjUxODYyOGE2YzcxNDUxNWY0ZGEiLCJpYXQiOjE1ODI1MzY0NDB9.AwBBnUWMy3RR1xtAoaXVr81WvqxdlD4C8CBpwFiONzw", "release": "3c305b26" } { "page_type": "default" }