Итоги 2019 года для облачных сервисов

77% рос­сий­ско­го круп­но­го биз­не­са го­товы к пе­рехо­ду на об­лачные тех­но­логии, выручка отечественных IaaS-провайдеров выросла на 56%, а производители SaaS поставили рекорд по росту выручки за последние пять лет.

Рынок облачных сервисов стремительно развивается, следуя международным тенденциям, захватывая новые рынки и выпуская новые продукты. 2019 год заканчивается, и пора подвести «облачные» итоги российского бизнеса.

Еще несколько лет назад ИТ и телеком двинулись в сторону облачных сервисов, завидя в них перспективу наиболее развивающегося сегмента. Успеть занять место под солнцем хотят многие известные игроки, однако в долгосрочной перспективе на рынке останется только несколько лидеров. Период слияний, поглощений и объединений уже начался.

Слияние, поглощения, объединения

Например, в январе этого года МТС купил провайдера “ИТ-Град” предоставляющего облачные услуги крупным компаниям. Покупка дала МТС фору и вывела в ТОП рынка.

В январе совет директоров “Ростелеком” одобрил покупку второго после провайдера лидера на рынке ЦОД — компании DataLine. DataLine — один из крупнейших игроков, оказывающих услуги по виртуализации и размещению оборудования.Поглощение усилит позицию “Ростелекома” в сегменте облачного провайдинга, увеличит его клиентскую базу и может привести к монополизации.

Стратегическое партнерство вместо конкуренции — такой путь выбрали Mail.ru Group и IBS, подписав договор о совместной разработке облачной платформы. Создание enterprise-решения и объединение опыта обеих компаний может дать им неплохое преимущество на рынке.

Новые технологии в облаках

Инновационные технологии захватывают и облачные сервисы: искусственный интеллект, Big Data, интернет вещей, инструменты для кибербезопасности, нейросети.

Так, облачную платформу для хранения данных с IoT-устройств представил “СБКлауд” в сентябре. Клиентам компании доступны средства для непрерывного мониторинга телеметрии с датчиков, машинного обучения и аналитики.

Первое в России распознавание лиц в облаке запустил Ivideon. Все больше функций, ранее доступных только на оборудовании заказчиков, можно арендовать. Ivideon Faces распознает пол, эмоции, фиксирует время посещения и посылает уведомления по настроенным параметрам.

Суперкомпьютерами в 2019 похвастали сразу два крупных игрока: Сбербанк и МТС. Детище SberCloud по имени “Кристофари” стал самым мощным отечественным суперкомпьютером. Для заказчиков это возможность значительно сократить расходы на использование алгоритмов ИИ и нейронных сетей, воспользовавшись созданными технологиями, — которые, к тому же, достигнут целей в разы быстрее.

Кибербезопасность

Мнение о ненадежности хранения данных в “облаках” уже давно перешло в разряд мифов. Но это не повод расслабляться — с переходом крупного и среднего бизнеса в облака безопасности должно уделяться первостепенное значение. И провайдеры активно этим занимаются.

“Ростелеком” тестирует облачный сервис защиты передачи данных с квантовым шифрованием. Компания придерживается мнения, что для эффективной работы информационной системы необходимо двойное или тройное резервирование данных в в географически разнесенных дата-центрах. Я поддерживаю такую политику — для биллинга Forward Telecom мы используем те же инструменты защиты и намерены усилить безопасность хранения и передачи данных в 2020 году. “Ростелеком” осенью этого же года запустил “Виртуальный ЦОД” со встроенной защитой от киберугроз. Поставщикам облачных сервисов приходится быть гибкими и предлагать комплексные решения для клиентов, и такая стратегия продуктивна — заказчики уже привыкли получать услуги в режиме “одного окна”.

За защиту данных борется и МТС совместно с “Лабораторией Касперского”, выпустив в марте услугу для безопасности данных в публичном облаке. Думаю, спрос на специализированные антивирусные решения для облачной инфраструктуры будет расти.

Новые рынки

Освоение облачными поставщиками новых рынков — это прощупывание почвы, стремление первыми занять нишу и предоставлять клиентам как можно больше услуг. На рынок облачного гейминга в этом году вышли сразу два оператора связи — Билайн и Tele2. Уже скоро будет решена проблема запуска игр с “тяжелой “ графикой на компьютерах с ограниченными характеристиками. Tele2 приурочил выпуск облачных игр к запуску пилотной сети 5G. Хороший пример, как с помощью облаков привлекать и конечных потребителей, а не только B2B.

МТС на этом не остановился - в 2019 году оператор выпустил еще два облачных сервиса. Первый - объектное хранилище для больших данных, второй - для защиты персональных данных медицинских организаций. Это сервис отражает еще одну заметную тенденцию рынка - участие и поддержка государственных проектов, особенно учитывая стратегию отечественной цифровизации.

Активное наступление на новые рынки начал Mail.ru Group, запустив PaaS-сервис и платформу для создания частного облака Mail.ru Private Cloud. Рынок BI-решений действительно очень перспективен и показывает стабильный рост. Компания также вывела на международный рынок облачную замену жесткого диска “Диск-о”, адаптировав его на 7 языков. Сотрудничество с иностранными поставщиками и анонс продуктов на международной арене, на мой взгляд, означает, что мы способны догнать зарубежный рынок облачных сервисов и создавать конкурентоспособные разработки.

Агрегация

Сбор информации в едином месте для возможности выбора - еще одно направление облачных сервисов, и в этом году “Мегафон” запустил цифровую платформу с рейтингом перевозчиков. Сервис должен заменить экспедитора и сэкономить до 40% на транспортировках - так окупается подписка на облачный продукт. И это только начало - “облака” стимулируют автоматизацию и логистики, и других отраслей бизнеса.

CNews тоже запустил агрегатор - только не облачный, зато собирающий данные и тарифы поставщиков облачных услуг. Растущая конкуренция на рынке действительно рождает потребность в подобных маркетплейсах, чтобы в режиме “одного окна” сравнить и выбрать лучших.

Проблемы

Добавим небольшую ложку дегтя. Общемировые тенденции рано или поздно отражаются и на российском бизнесе, поэтому я стараюсь отслеживать и события у западных поставщиков. Конкуренцию в “облаках” и затратную поддержку собственных продуктов выдерживают не все - например, Samsung закрывает фирменное облако (аналог iCloud) и “переезжает” на Microsoft. Решение довольно радикальное и непопулярное, особенно для такого гиганта, как Samsung.

Google в попытках обогнать Amazon и Microsoft купил разработчика ПО Looker за 2,5 миллиарда долларов. Корпорация руководствуется девизом “все или ничего”: Google Cloud должен захватить рынок облачных сервисов за три года, иначе руководство закроет “облако”.

Не обошлось без инцидентов и в России - в мае Яндекс удалил несколько виртуальных машин из своего облака. Всему виной стали человеческая ошибка и неправильно выставленная фильтрация.

Итоги

Перенасыщенность российскому рынку облачных сервисов пока не грозит - мы только догоняем запад и осваиваем новые ниши. Причем новые игроки нередко показывают даже больший рост благодаря активной позиции и новаторским идеям. Несмотря на то, что рынок сравнительно новый, он динамично меняется, и выживут компании, которые умеют подстраиваться под обстоятельства: расширять продуктовый портфель, разрабатывать решения под разные задачи, предлагать заказчикам комплексные услуги, работать с госсектором (которому разрешили закупать ПО по модели SaaS).

Судя по активным слияниям и объединениям, поставщики стремятся к консолидации и наращиванию как собственных мощностей, так и клиентской базы, - причем наращиванию мгновенному, а не постепенному. Приведет ли это к монополизации рынка, несмотря на заверения крупных игроков - покажет время. Напишите в комментариях, что думаете об этой тенденции?

Что касается Forward Telecom и наших облачных технологий - мы стараемся не отставать от веяний облачного сегмента. Фокусируемся на усилении кибербезопасности, развиваем новые продукты, прокачиваем скиллы и реализуем проекты в части в части построения партнерских экосистем - чтобы заказчики могли получить все компоненты системы у нас в виде готового решения. После создания облачных аналогов наших основных программ для крупного бизнеса мы поняли, что нужно оптимизировать их под потребности СМБ не только в части сокращения затрат, но и в части оптимизации функционала. Мы активно работали над этим в этом году и продолжим работать в 2020.

11
Начать дискуссию