Это примеры того, что новые технологии — не панацея, они не всегда успешны с первого раза или дают точно те результаты, на которые был сделан изначальный расчёт. Не надо бояться пробовать и, что важнее, признаваться в том, что не все пробы были удачными. Истории потрясающих успехов без осечек больше не вызывают доверия у сообщества, и мы этому рады, потому что предпочитаем честно и прозрачно делиться любым опытом. Надеюсь, рассказ о наших проектах будет полезен всем, кто идёт на риск и на эксперимент, развивая свою компанию с помощью технологий.
Коллеги, понимаю, что вы делитесь личным опытом, за что вам огромное спасибо, однако, мне кажется, такие статьи следует писать с оглядкой на статус и авторитет вашей компании в отрасли, как одного из лидеров в применении инновационных решений. Ведь, представители других промышленных компаний прочитают заголовок пробегутся по кейсам, что вы описали, и поставят крест на всех трех сценариях использования технологий. "Даже в Северстали это не взлетело куда уж нам!"
Это в общем, а теперь про то, что мне очень хорошо знакомо, а именно второй сценарий (Удаленная поддержка). Наша компания разработала "коробочное" решение для реализации подобного кейса. Решение используется такими компаниями, как Нестле, Филипп-Моррис, Газпромнефть-Энергосервис и другие, где-то по схеме SAAS, где-то развертывались в инфраструктуре заказчика.
Следует заметить, что удаленная поддержка на основе очков особенно эффективна, в тех случаях, когда руки работника должны быть свободны. Вы об этом упоминаете вскользь, но мне, кажется, делаете ложное обобщение о том, что случаев, когда работнику нужны две руки меньшинство и в большинстве случаев можно обойтись одной рукой и, соответственно, телефон использовать удобнее. Но у нас диаметрально противоположные данные в этом вопросе. Большая часть работ выполняется двумя руками. Использовать телефон при этом совершенно не удобно. Нам известны случаи, когда консультации пытались организоваться с использованием телефона, при этом обычно привлекался еще один специалист, который держал телефон, либо телефон крепился на штатив. Тут можно много писать про типовые сценарии использования, но большинство из них будет сводиться к использованию инструмента работать с которым одной рукой физически невозможно.
Далее, хотелось бы обратить внимание на тезис о том, что при реализации второго кейса вы "потратили очень много денег". Тезис немного не понятен, особенно если сравнить это с первым в который вовлечено 9 человек на протяжении 8 месяцев, и третьем - 18 человек в течение 20 месяцев. В статье очень мало данных, но предположу, что стоимость пилота, с учетом количества задействованных сотрудников в перовом и третьем проекте, вряд ли могла быть менее 1 млн. руб. Поэтом можно предположить, что негативный отзыв по второму кейсу связан с тем, что были закуплены все три единицы оборудования и Epson и HoloLens и RealWear и возможно что то еще о чем в статье не написано.
Если закупались все три устройства, то на мой взгляд, HoloLens можно было бы отсеять еще на этапе выбора и не тратить деньги. У него нет никакой пыле- влаго- защиты и цикл его использования в цеховых условиях будет очень коротким. В тоже время, согласен, что вопросы по батарейке всплывают только при реальном длительном использовании очков.
Теперь поподробнее хотелось бы написать про RealWear. Мы пробовали все устройства, которые можно +/- использовать в промышленных условиях, доступные на российском рынке Epson (BT-300, BT-350, BT-2200), Vuzix m 300, RealWear HMT-1. По нашей оценке, RealWear - это лучшее, что на данный момент нам доступно. Кстати, если кому-то интересно могу написать статью со сравнением данных гаджетов. Ну или проконсультировать в личной беседе. Устройство имеет класс защиты IP66 и защищено от падения с высоты 2-м, крепление под каску. Все это мы проверяли на практике.
Вопрос по цене гаджет, также как и любой другой инновации, мне кажется следует рассматривать в плоскости окупаемости. По нашей оценке, стоимость часа простоя оборудования на средних и крупных производственных предприятиях может составлять от 500 тыс. руб. в час и более. А использование решений по схеме "Удаленной поддержки" зачастую позволяет существенно сократить данное время за счет оперативности реакции на отказ и ранней диагностики его причины или удаленного решения проблемы. Сюда же можно посчитать снижение затрат на командировочные расходы, и в таком случае, срок окупаемости для подобных решений будет составлять от 3 до 12 месяцев.
Ну и про подбор софта совсем тезис не понятен. Точнее понял, что скорее всего отрицательный эффект был получен ввиду того, что не удалось найти ПО, которое адекватно будет работать RealWear. Возможно, это из за того, что клиент TeamViewer Pilot не до конца адаптирован для RealWear.
Ну про ИБ это вопрос больной, но понятный. Мы его проходили в ГПН и разворачивались внутри корпоративного контура с учетом требований ИБ. В целом, странно, что нам не удалось пообщаться на ранних этапах реализации пилота и попробовать наш модуль Удаленный эксперт для реализации функции удаленной поддержки.
Коллеги, вернусь к началу моего комментария, я не мог его не написать т.к. очень глубоко в теме того, о чем вы пишете и нас совершенно другая обратная связь. Надеюсь, все те, кто прочитают вашу статью прочтут и мой комментарий :).
Поддерживаю.
Негоже, что компании такого уровня ставят крест на применимости технологий к этим бизнес-кейсам из-за отсутствия компетентности в менеджменте или тех. кадрах.
Что они не понимают, что проблема в кадрах - это конечно их проблема, могут играться в игрушечки за свои деньги сколько хотят. Но вот за державу и технологический прогресс обидно. Сколько компаний теперь примет теперь это за реферальную точку и развернет назад инициативы...
Сергей, спасибо за такой обстоятельный комментарий! Приятно, что наша статья заинтересовала профессионалов в этой области. Мы не ставили задачу отбить желание внедрять эти технологии у других компаний) Если не взлетело у нас, совершенно не значит, что не взлетит у других. Но знать о том, что взлетает не всегда и не во всяких условиях, как нам кажется, полезно. Вы пишете про разработанное коробочное решение. Напишите, пожалуйста, здесь или в личные сообщения, где можно почитать о нем подробнее. Вдруг мы действительно пропустили.
Это прежде всего показатель компетентности тех, кто пытался внедрять - эффектных менеджеров. В первом случае вместо того, чтобы взять уже работающую технологию на триангуляции сигнала от точек доступа и позиционировать по ней устройство (в России есть разработчик полного цикла этой технологии, которая применяется вполне успешно и достаточно давно на опасных производствах), или расклеить метки по всей карте и распознавая их модулем с камерой, передавать маршрут в устройство (самый дешевый рабочий вариант) - пытались изобрести какой-то бред сивой кобылы на том, в чем ничего не понимают. Во втором случае вместо того, чтобы предварительно провести анализ рынка и узнать что существует только одни рабочие очки и только три реально работающие и решающие задачу платформы (одна из которых российская itorum пожалуй лучшая) - занимались толканием воды в ступе. В третьем случае посмотрели сколько стоит рфид-метка специализированная, заплакали и пошли к струйный принтерам (что на этом производстве никогда работать не будет нормально), вместо того чтобы посмотреть сколько стоят комплектующие на метки, сделать прессформу и выбрать пластик и метод крепления и посчитать что в результате кастомного заказа их метка при большом объёме заказа им обойдётся в 7-8 баксов :-) Итого - имитация бурной деятельности для тех, кто в предметных областях ничего не смыслит.
Ежики котололись но продолжали хавать кактус. VR, AR, 3D мертв, не пинайте дохлую лошадь
Скорее не мёртв, а ещё не родился, но ему уже обставили детскую, купили одежду организовали крутую тусу на днюху, устроили в школу и завели инстаграм. В результате всей этой суеты дитё раз за разом оказывается полным разочарованием для родителей, потому что всё ещё болтается в утробе, а не приносит радость побеждая на школьных соревнованиях и олимпиадах.
Слишком пессимистичный прогноз для VR и AR