Пора меняться: как мы поняли, что учить IT-профессиям можно только на реальном опыте

Мы в Skillfactory обучаем инженерным специальностям больше шести лет и вот что поняли: выпускникам онлайн-курсов отчаянно не хватает реального практического опыта. Обучая айтишников на уточках, мы крадем у наших студентов пользу от нашего же продукта. В этой статье рассказываем, как решили, что пора меняться, пересмотрели свой подход к обучению, что уже успели сделать и что планируем.

Пора меняться: как мы поняли, что учить IT-профессиям можно только на реальном опыте

Проблемы, которые мешают студентам получить профессию

Проблема 1: учиться — еще не значит уметь. Сразу после окончания IT-курсов студенты онлайн-школ часто бывают не готовы к работе в компаниях. Даже самым активным и вовлеченным не хватает опыта работы с реальными задачами бизнеса, навыков взаимодействия с командой и умения защищать свои решения. Одно дело – выполнить учебное задание на подготовленных данных, а другое – получить реальное ТЗ и самому придумать, как сделать задачу в нужные сроки.

Проблема 2: нереалистичные ожидания от рынка IT. Чтобы стать профессионалом и много зарабатывать, нужно чтобы прошло время и накопился опыт. Ожидания, что учеба будет простой и веселой, а доход автоматически удвоится сразу после выпуска, слишком похожи на ожидания от инфобиза. Из-за них люди бросают учебу, не доходят до конца, разочаровываются в IT и в себе.

Нам кажется, что в такой ситуации на рынке EdTech победит тот, кто даст студентам максимум полезного опыта.

Мы верим, что эффективное обучение IT-профессии в 2023 году основывается только на опыте

Первую работу в данной сфере легче найти, если вы уже поработали с реальными задачами, а не просто получили сертификат, — спросите любого рекрутера.

Поэтому мы решили поменять подход: учеба будет строиться на кейсах от реального бизнеса. Наши студенты будут решать задачи от настоящих заказчиков, участвовать в конкурсах и хакатонах от крупных компаний и проходить стажировки прямо во время обучения.

Чтобы собирать реальные задачи, мы создали Фэктори.

Это платформа, где студенты под руководством экспертов IT-индустрии помогают компаниям бесплатно решать их задачи. Фэктори работает с задачами двух уровней:

  • простые, на которые у бизнеса не хватает ресурса (времени/рук/денег), — мы называем этот подход «разгрузим ваш бэклог»;
  • сложные, где требуется серьезное погружение в процессы, либо задачи со статусом «Nice to have», за которые не берутся, потому что для них нужны исследования и проверки гипотез. Под них мы можем организовать стажировку, хакатон или собрать целую кросс-функциональную команду.

Мы подбираем подходящий формат и встраиваем его в учебную программу курса, либо проводим разовое мероприятие, например, хакатон. В итоге компании получат решение и потенциально классных кандидатов, а студенты — реальный практический опыт.

Наши студенты уже выполнили десятки таких задач, например, принимали участие в разработке AI-модели для бионического протеза компании «Моторика», тестировали шопинг-ассистента платформы Shopiland и искали уязвимости в системе безопасности Московского экспортного центра.

<i>Студенты собирают данные с реального протеза в лаборатории «Моторики» в Сколково </i>
Студенты собирают данные с реального протеза в лаборатории «Моторики» в Сколково 

Как это будет работать для студента

Первый этап — получение базовых знаний и навыков по новой IT-профессии: учим кодить, анализировать данные, создавать интерфейсы, обучать ИИ-модели и т.д. Затем мы предлагаем студенту выполнить проекты, кейсы разной степени сложности, взятые из практики наших партнеров, и получить обратную связь от ментора курса. Постепенно мы наращиваем сложность и предлагаем участвовать в конкурсах. При этом на разных этапах обучения мы предлагаем студенту пройти стажировки у партнеров и погрузиться в реальную работу. Потенциально, компании готовы брать лучших студентов после стажировки. В итоге после курса у студента будут как минимум реальные кейсы в портфолио, рекомендации и опыт работы, а если все сложилось, то и работа.

Плюсы такого подхода для студентов:

  • Получение реального практического опыта. Учебные задачи в курсе — это хорошо и важно, но у задач от наших партнеров реальные сроки, реальное ТЗ, необработанные данные, ограничения — собственно, все то, с чем придется столкнуться на работе.
  • Работа в команде. Студенты научатся делить большие проекты на маленькие подзадачи и распределять ответственность, помогать друг другу в сложных ситуациях.
  • Обратная связь от рынка. У многих в университете была практика, для которой подбирались компании «для галочки» — они помогали с карьерными целями. Мы работаем только с заинтересованными заказчиками и с актуальными, интересными задачами. Среди партнеров Фэктори есть как крупные известные компании, так и небольшие растущие проекты, но все они действительно хотят участвовать в развитии молодых специалистов, делиться своей экспертизой.
<i>Пример реального кейса от компании-партнера</i>
Пример реального кейса от компании-партнера

Как это работает для бизнеса

К нам можно обратиться с задачами из разных сфер:

  • Аналитика: проведем A/B-тестирование продукта или отдельной функции, настроим аналитику и создадим понятные дашборды, проанализируем данные, например, по посещаемости сайта или использованию приложения.
  • Data Science: построим прогнозную модель, создадим рекомендательную систему или нейросеть.
  • Разработка и тестирование: разработаем frontend и backend, сайта и мобильного приложения, проведем исследование, выполним ручное тестирование или внедрим автотесты.

Организацию полностью берем на себя: мы изучаем запрос, помогаем составить ТЗ и предлагаем оптимальный формат решения задачи. Не придется тратить время на брифинг студентов и дальнейшую работу. Если нужно, организуем конкурс или хакатон, чтобы компания получила сразу несколько решений.

Мы привлечем лучших джунов к работе, а сопровождать их будет опытный наставник из экспертного сообщества Skillfactory.

Плюсы такого формата для компаний:

  • Бесплатный аутсорс. После работы над задачей мы предоставляем бесплатное рабочее решение. Бесплатное — потому что создано студентами, рабочее — потому что создано под руководством менторов.
  • Потенциальные сотрудники. Компании могут быстро провести тестирование на кейсе компании и отобрать в команду лучших. Погружение в проект — лучший онбординг для кандидата.

Мы в начале большого и сложного пути. Впереди огромные изменения – мы уже добавили реальные кейсы в некоторые флагманские курсы: «Data Scientist», «Fullstack-разработчик на Python», «Тестировщик-автоматизатор на Python», «Инженер по ручному тестированию», «Frontend-разработчик», «Белый хакер (специалист по кибербезопасности)», профориентационный курс «IT-специалист с нуля» — и планируем добавить практические кейсы от бизнеса в другие продукты. В ближайшие месяцы мы увидим, как студенты с разным уровнем подготовки вовлекаются в работу и справляются с задачами.

Но главное, что потом наши студенты придут на свое первое собеседование в IT и расскажут о своем реальном опыте работы.

2727
39 комментариев

"Мы в Skillfactory обучаем инженерным специальностям больше шести лет и вот что поняли: выпускникам онлайн-курсов отчаянно не хватает реального практического опыта"Вам понадобилось 6 лет, чтобы понять эту простую истину?
https://i.guim.co.uk/img/media/dd3882c4ad0fd11a14cffc7e5edaabe5ce8a8b53/0_85_1077_646/master/1077.jpg?width=620&quality=85&dpr=1&s=none

11

У них там в штате 95% посетителей марафона Блиновской сидит скорее всего…

5

хм, т.е предыдущие выпуски недостаточно квалифицированы по вине обучающих - может $$ вернуть (хотя бы часть) за услуги ненадлежащего качества))

2

не защищаю, но много ли вообще онлайн-школ предлагают хоть какой-то практический формат, который можно себе вписать в портфолио? в "мои" времена были тупо бесплатные стажировки по окончанию вуза, которые приходилось искать самостоятельно

Долгий был путь до простых истин))))

Самое смешное, что и скилфэктори, и гикбрейнсы, это все части большего СП Сбера и Мейла(ВК), что им мешало давать им поработать в этих компаниях как интерны давая бесплатную рабочую силу и пул джуновых кандидатов для внутреннего выращивания и найма постфактум - не ясно. Тебе буквально человек сам платит, чтобы у тебя работать а потом к тебе же устроиться. И тебе НИЧЕГО не мешает после курса и практики у себя же его нанять с за ниже рынка, потому что кандидат уже знает как у тебя все работает и вряд ли откажется. Это такрй фрактал Галеры

… и реальном опыте подачи исков 🤫

3