{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

AR приложение, подкасты, шрифт, VR-анимация, YouTube-сериал: Как мы сделали #СтраницыПобеды

9 мая завершается большой проект над которым мы с нашей командой работали почти 2 года. Проект называется #СтраницыПобеды (о некоторых элементах я уже писала тут на VC.RU) – это многогранная соцмедиа документалка.

Проект-посвящение на страницах социальных сетей Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и VK. Новый и свежий взгляд на наследие Великой Отечественной войны. Мы попытались поговорить о такой сложной теме на языке современных медиа, интерактивных форматов, динамичного сторителлинга и цифрового искусства.

Этим проектом мы не только хотели привлечь более молодую аудиторию – мы хотели, чтобы именно молодые ребята (художники, дизайнеры, музыканты) стали соавторами этого проекта. В этом материале я подробно расскажу, что и как мы создавали в рамках, наверное, самого масштабного мультиплатформенного проекта когда либо созданного ко Дню Победы.

#ШрифтПобеды "Май"

Мы хотели анонсировать проект #СтраницыПобеды за год до запуска и придумали для этого яркий элемент - собственный шрифт. Уже в 2018 году мы начали работать с дизайн студией Contrast Foundry: рассказали ребятам про идею сделать шрифт на основе надписей, оставленных солдатами на стенах Рейхстага. Вместе нам удалось создать уникальный вариативный шрифт "Май". И тут же мы столкнулись с первыми трудностями - не успели выпустить его к 9 Мая 2019 года, но приняли решение не торопиться и перенести премьеру на лето. Мы понимали, что #СтраницыПобеды закончатся, а шрифт останется и качество здесь важнее сроков.

Шрифт стал основой нашей айдентики: мы его используем на сайте, в титрах, в отбивках и шапках видео, в иконках на соцмедиа профилях, в оформлении всего визуального контента. Даже логотип RT мы адаптировали под наш проект именно шрифтом Май.

Прообраз каждой буквы — реальные символы, начертанные руками солдат 75 лет назад. Мы пересмотрели огромное количество архивного материала перед тем, как обратиться к Contrast Foundry. И в процессе познакомились со специалистами по историческим надписям на Рейхстаге - Леонидом Игнатенко и Карин Феликс (автор книги о надписях Рейхстага "Я был здесь"). Он из Никополя, она - из Берлина. Их профессиональная дружба по переписке вдохновила нас на то, чтобы снять о них и их исследовании документальный фильм - но об этом позже.

Формат

Когда мы начали прорабатывать формат нашего проекта, мы думали что #ТвитыПобеды будут основной нашей платформой. Это понятный для нас после #1917LIVE и #Romanovs100 формат. Но мы быстро поняли, что переросли эту структуру да и масштаб повествования не уместить на одной платформе. И, честно, хотелось попробовать что-то новое. Так родилась идея создать digital art проект, где красной нитью будет проходить тема надписей на Рейхстаге и собственный шрифт.

Платформы

Это наш первый русскоязычный проект, до этого мы работали с английским языком и это повлияло на выбор платформ. Как и наш предыдущий - #Romanovs100 - новый проект тоже трансмедийный: у каждой платформы свой контент, но аудитории не обязательно следить за всем вместе, даже выбрав одно направление, например подкасты, зритель получит полноценный опыт без ощущения, что прикоснулся лишь к грани проекта. Вот как мы распределили материал по платформам:

В Instagram развернулось «Бесконечное Письмо» — это уникальная графическая серия в рамках которой в сториз @pobeda.page публиковались сотни отрывков из оригинальных фронтовых писем с иллюстрациями молодых студентов Школы дизайна РАНХиГС при участии известных художников Петра Банкова и Михаила Соркина.

Своеобразная онлайн «экспозиция» на странице в Facebook представляет работы цифровой колоризации, VR-анимации, 3D-фотографии, фотоколлажи, документальные видео зарисовки и многое другое.

Самая детальная хронология последних месяцев войны: события 1945 года реконструированы в «режиме реального времени»: ежедневные сводки с фронтов, оперативные приказы военачальников, реальные материалы газет, срочные сообщения от Совинформбюро и редкие кадры воссоздают события как если бы Twitter существовал во время войны.

ВКонтакте - #ЗвукПобеды

Подкасты с творческими людьми о наследии Великой Отечественной Войны (но не только) от Ани Фёдоровой и Максима Макарычева (Sirotkin, On-The-Go).

Фильм-путешествие, который объединяет истории надписей времён войны на стенах Рейхстага с историями молодых людей — художников, граффитчиков, которые живут в городах, затронутых войной, сегодня. (Помните я выше упомянула Леонида и Карин? Вот это про них!).

Уроки Аушвица VR

Мне трудно рассказать про этот фильм коротко потому что для меня это была очень эмоциональная часть проекта: для того чтобы его снять, в ноябре 2019 я съездила с 9 школьниками в концлагеря Аушвиц и Биркенау в Освенцим, в Польшу.

Но началось все еще летом, когда мы собирали команду. XR художник Денис Семёнов, с которым мы до этого работали над #Romanovs100 познакомил нас со школой №548 и музыкантом Петром Терменом (правнуком знаменитого Льва Термена, создателя Терменвокса) и все вместе мы придумали совместить учебный план ребят (13-16 лет) с нашим проектом: мы рассказываем школьникам о Холокосте, Денис параллельно учит их рисовать в VR, Пётр пишет музыкальное оформление, а студия Phygitalism снимает VR фильм, где мы совмещаем процесс рисования с результатом.

"Уроки Аушвица" VR-посвящение московских школьников

На словах звучит просто, а в реальности, мы до сих пор не можем поверить, что всё спродюсировали, всё сошлось и мы успели за несколько месяцев собрать эту мозаику: 9 школьников, 4 города, 5 музеев, 12 часов волюметрической съемки, два фильма - один в VR, второй полностью снят на iPhone.

Фильм о Фильме (снято на iPhone)

Фильм, кстати, уже собирает премии на фестивалях. В апреле проект получил 3 награды Shorty Awards (Best Branded Content, Best Use of Facebook Video и Best in Virtual Reality) и получил сразу 3 номинации на «интернет Оскаре» The Webby Awards в Video, Virtual & Mixed Reality (Animation, News, Volumetric) – победителей объявят 19 мая.

О своих впечатлениях ребята рассказали мне в выпуске #ЗвукПобеды , который мы записали прямо накануне нового года. Послушать можно, нажав СЮДА.

Бесконечное Письмо в Instagram Stories

Моя коллега Лена Медведева больше 6 томов книг опубликованной фронтовой переписки от корки до корки чтобы подобрать цитаты к этому направлению проекта.

Ей удалось соединить эмоциональные и пронзительные строчки из фронтовых писем в своеобразное бесконечное письмо с оригинальной музыкой от композитора Максима Макарычева. Письма из военных училищ, с передовой, с заводов, из госпиталей и из оставленного дома, письма, наполненные надеждой, и последние письма.

Цитаты проиллюстрировали молодые студенты Школы дизайна РАНХиГС при участии известных художников Петра Банкова и Михаила Соркина.

Макс Макарычев написал полтора часа оригинальной музыки для Instagram @pobeda.page - это сопоставимо с работой музыканта над полнометражным фильмом (к примеру Thom Yorke для Suspiria написал саундтрек длиной 1:20).

Послушать Лену и студенток дизайн школы РАНХиГС можно в выпуске #ЗвукПобеды про "Бесконечное Письмо" ЗДЕСЬ.

Постер-поэма Петра Банкова

«Четыре строчки про войну» — «постер-поэма» от известного российского художника Петра Банкова. С одной стороны, портреты в постерах — это собирательный образ людей, живших и умиравших во время той страшной войны. С другой, — каждый постер как бы рассказывает личную историю отдельно взятого человека, через строчки стихов, хранящие что-то сакральное.

«Четыре строчки про войну»

Очень трогательное вступление Петра можно прочитать тут: https://pobeda.page/posters/

Детские рисунки в VR-анимации

Наверное мой любимый элемент всего проекта. Международная команда проекта #СтраницыПобеды — художники Денис Sa1ntdenis Семёнов из России, Стюарт Sutu Кэмпбелл из Австралии, Владимир VRHUMAN Илич из Германии и Рози Саммерс из Великобритании — анимировали 20 рисунков детей блокадного Ленинграда с помощью VR технологий.

Война: Детские рисунки

Известные плакаты в 3D формате

Facebook у нас получился не только самым артовым, но и самым интерактивным. Мы очень любим формат 3D контента и как он отлично интегрируется в ленту ФБ. Поэтому мы сделали серию известных постеров и профессор Сергей Серов написал для нас эссе. Еще мы адаптировали под 3D формат известные кадры - и этот контент очень хорошо пошёл. Все шэры лайки и репосты были наши.

YouTube-путешествие от Бреста до Берлина

Главный герой нашего сериала "От Бреста до Рейхстага" — Леонид Александрович Игнатенко, краевед из украинского города Никополь. Он идентифицировал авторов свыше 200 надписей из 715, сохранённых в Рейхстаге, и более 100 надписей, оставшихся только на фотографиях. Леонид едет в Берлин, где он никогда до этого не был, на встречу со своей давней знакомой, с которой он впервые увидится вживую.

Карин Феликс — немецкий историк, бывший экскурсовод и сотрудница Рейхстага, расскажет, как почти 30 лет её жизнь была связана с историческими надписями в здании германского парламента. Героями сериала также выступают современные молодые художники, которые рассказывают о своём отношении к событиям, произошедшим 75 лет назад.

Подкасты с уникальным музыкальным оформлением

Это был первый для нас и меня лично опыт с подкастами. Мы выбрали два направления для бесед: интервью с креаторами, которым удалось уже поработать над темой Войны, создав не банальные, изящные и современные проекты, а также личные беседы с людьми творческих профессий об их семьях и отношении к теме.

Платформой для публикации стал ВКонтакте - опять же первый опыт для команды потому что ранее мы работали только с английским языком. Постепенно мы вышли на другие крупные подкаст платформы: Apple, Spotify, Yandex.Музыка и другие. Так пришел охват: мы попали в Топ-30 подкастов Apple.

Финальный эпизод серии #ЗвукПобеды планируем выпустить 19 мая - будем с Максом обсуждать кухню, свои впечатления, пригласим вас за кулисы.

С приложением дополненной реальности можно оставить памятные надписи на стенах почерком ветеранов

Ну и в конце расскажу о совсем свежих элементах проекта, которыми он и завершается на этой неделе. Мы создали довольно простое приложение дополненной реальности, которое позволяет под новым углом изучить наш шрифт - с приложением Страницы Победы AR каждый может оставить специальную памятную надпись, набранную шрифтом «Май», на любой стене и поделиться ею в социальных сетях. Для приложения мы подобрали короткие антивоенные фразы, отдающие дань памяти ветеранам и миру, за который они сражались 75 лет назад («Лишь бы не было войны...», «1945 - 2020 Помнить и не повторять!», «Победа! Свобода!! Мир!!!», «За мир во всём мире!»).

Буквы в этих фразах написаны реальным почерком солдат, дошедших до Берлина и расписавшихся на здании Рейхстага. Приложение также позволяет активировать и оживлять определённые иллюстрации к проекту.

Типографический трибьют городам, затронутым войной

Как вы уже поняли, у нас команда на проекте была молодая и международная. Так нам удалось поработать с отличными ребятами из Британии Liam+Jord. Эти дизайнеры известны тем, что устроили челлендж 365 - дизайнили минималистичные логотипы обыденным вещам (про них писал Digital Synopsis). И мы подумали, что будет очень круто сделать что-то похожее в наш проект.

Так родилась серия «Название такое – слово боевое» – это типографический трибьют городам, затронутым Второй Мировой войной. Liam+Jord создали минималистичные логотипы с названиями городов, раскрывая в их написании один из фактов в истории города, связанного с войной.

Liam + Jord

Всего в серию вошли 10 типографических посвящений в том числе Москва, Курск, Сталинград, Варшава, Берлин, Краков и другие города.

Иллюстрации тенью: «Тенелогия» Бельгийского режиссёра Винсента Баля

Безусловно, самым необычным элементом проекта стала коллаборация с Бельгийским режиссёром Винсентом Балем. «Что может быть лучше для дела мира, чем улыбка?» — так Винсент Баль, бельгийский режиссёр и иллюстратор, прокомментировал своё посвящение победе во Второй мировой войне.

В рамках проекта #СтраницыПобеды он создал наивно-добрые, будто бы детские иллюстрации, в которых главное — призыв к миру, даже если в основе самих рисунков тени от игрушечных солдатиков. Его уникальная техника рисования — целое искусство, которое уже получило название «тенелогия».

Vincent Bal для #СтраницыПобеды

«Жди меня»: The End

9 же мая проект #СтраницыПобеды завершается эмоциональным видео трибьютом. Фантастический CG-художник Алексей Захаров анимировал 30 архивных кадров времён Великой отечественной войны в авторской серии «Ожившие кадры», которые публиковались с января 2020 года на Фейсбук странице проекта. В финальный ролик вошли лучшие кадры, которые смонтированы под музыкальный речитатив – одни из самых известных стихов Константина Симонова «Жди меня» читает Ксения Лукьянова-Емельянова, а музыку к видео написал Макс Макарычев, музыкант и композитор в группах On-the-Go и Sirotkin.

Проект, который мы кропотливо собирали два года, подходит к концу. Впереди во-первых... отдых :) А во-вторых, как с трансмедийными проектами это случается, переупаковка элементов, создание дополнительных продуктов (после окончания цифрового этапа #Romanovs100 мы выпустили венценосный AR альбом) и, главное, осмысление: что это было вообще? Что мы опять натворили? #СтраницыПобеды

Спасибо!

0
1 комментарий
Konstantin

Спасибо огромное за проект! Реально - каждое направление крутое. Что-то видел уже, но глобально - это мегакрутая работа. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда