Между Facebook и Telegram: выпускники Y Combinator из России сделали мессенджер Openland и рассказали, зачем он нужен Статьи редакции
И как хотят выиграть у Slack, Discord и Telegram.
В 2018 году Юрий Лифшиц и Степан Коршаков прошли в американский стартап-акселератор Y Combinator с сервисом Statescraft, с помощью которого городские власти могли собирать жилищную статистику. Уже в акселераторе им пришлось поменять бизнес-модель: они разработали сервис Openland для застройщиков.
Однако уже через несколько месяцев после запуска они отказались от этой идеи и начали строить из Openland мессенджер, сначала корпоративный, а затем «для всех».
Разработка заняла два года, и только сейчас сооснователь и глава Openland Юрий Лифшиц согласился рассказать, зачем делать ещё один мессенджер и почему он верит, что на этом можно заработать.
Почему решили делать мессенджер
Идея делать мессенджер пришла основателям летом 2018 года, когда Openland был ещё маркетплейсом для купли-продажи участков и помогал застройщикам оформлять сделки.
В таком формате сервис проработал чуть больше четырёх месяцев, успел получить «небольшую выручку» и даже прибыль в одном месяце, поделился Лифшиц.
Сперва предприниматели хотели развивать Openland как мессенджер для бизнеса и профессионального общения, а не только для застройщиков. Но поняли, что в цифровом мире сложно удержать профессиональное и личное в разных мессенджерах, поэтому Openland стал социальным сервисом, смысл которого — помочь найти собеседников по интересам и новые знакомства.
Как устроен сервис и кто им пользуется
Лифшиц ставит Openland между мессенджерами вроде Telegram и социальными сетями, как Facebook: «Мы заняли нишу между ними и помогаем найти знакомства по интересам».
Сооснователь замечает, что Openland стремится объединить их лучшие функции: пользователи могут общаться в чатах, звонить друг другу по видеосвязи, создавать сообщества и вступать в них. Помимо этого, есть встроенные платежи, боты, ветки комментариев, хэштеги и другие функции.
От других мессенджеров, по мнению Лифшица, Openland отличает «единый inbox»: все чаты и сообщества собраны в одном окне, пользователю достаточно один раз авторизоваться с помощью электронной почты или номера телефона.
Сравнивая сервис со Slack, предприниматель отметил, что там у каждого сообщества свой адрес и если его забудешь, можно «больше никогда не попасть» в сообщество.
Есть вкладка Discover, где пользователи ищут людей, чаты и сообщества. Там же есть подборки групп, списки самых популярных и быстро растущих сообществ.
Сооснователь Openland описывает аудиторию мессенджера как людей, которым в силу обстоятельств не хватает офлайн-общения, и они ищут общение в онлайне.
К ним он относит фрилансеров и удалённых работников, мигрантов и молодых родителей — всех, кто переехал, поменял работу или оказался заперт дома с маленьким ребёнком. Также предприниматель отметил будущих первокурсников и выпускников университетов.
Однако пока ядро аудитории Openland это предприниматели и менеджеры, поэтому найти профессиональное сообщество легче, чем группы по интересам, убедился редактор vc.ru, просмотрев несколько чатов. «У нас ещё нет полного покрытия по каждой теме, но всё только начинается», — прокомментировал Лифшиц.
Крупнейшее сообщество на Openland — проект «Место», в июне 2020 года его запустили директор по продуктам Google Андрей Дороничев и сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов. Это закрытое русскоязычное сообщество для предпринимателей, создателей стартапов и инвесторов.
Сейчас у «Места» больше 10 тысяч участников, они отправляют 50 тысяч сообщений в неделю, пояснил Лифшиц. Общий размер и уровень активности аудитории Openland он пока не раскрывает.
Openland также активно пользуются желающие пройти в акселератор Y Combinator и его выпускники. В мессенджере есть представители 700 компаний из Y Combinator, говорит Лифшиц, они помогают другим подготовиться к участию в акселераторе. В сообществе YC Applicants Help почти 2200 участников.
Как Openland хочет привлекать пользователей
Жизнь в сообществах — главный драйвер роста аудитории, поэтому для Openland важны организаторы или, как называет их Лифшиц, хозяева, которые не просто позаботятся о наполнении групп, а построят социальную инфраструктуру:
- Напишут правила для своего сообщества.
- Найдут мотивацию для других участников.
- Возьмут на себя проведение активностей, будут проводить эфиры и приглашать интересных гостей.
Openland рассчитывает как на лидеров уже со сложившейся аудиторией, так и на тех, у кого её нет, но они «горят своей темой». «"Место" породило больше сотни авторских групп. Это люди, которые пришли в "Место", вдохновились средой общения и запустили свои авторские группы», — отметил Лифшиц.
Лидеров с аудиторией компания надеется привлечь возможностью построить мультичатное сообщество, в котором удобно общаться с большим количеством людей.
«Мы решаем множество задач, которые не решают Discord или Slack», — утверждает Лифшиц. Среди преимуществ он перечислил аналитику для сообществ, хэштеги для сообщений и профилей, бесплатность платформы без ограничений по поиску и лимита на сообщения. Ещё Openland обещает помощь с запуском крупных сообществ и консалтинг по развитию.
Для второй категории команда подготовила программу поддержки авторских групп. Она включает продвижение на вкладке Discover и в уже сложившихся группах. Это может дать первые несколько сотен или даже тысячу участников, заверил глава Openland.
За счёт чего Openland планирует зарабатывать и на что развивается сейчас
«Мы верим в экономику статуса, когда участники сообщества покупают что-то для самовыражения», — объяснил Лифшиц. В реальной жизни, по его словам, на такие вещи в мире тратят больше $1 трлн: это одежда, машины, украшения, косметика, произведения искусства.
Инструменты самовыражения уже успешно развивают Tinder, Reddit, Discord и Fortnite, перечисляет Лифшиц. Они продают скины для персонажей, персонализацию профилей, виртуальные подарки, премиум-стикерпаки.
О конкретных платных функциях предприниматель пока не говорит, сейчас команда «бросает все силы на рост» и «не торопится с монетизацией».
Пока единственный инструмент монетизации Openland — комиссия с платежей на платформе. Пользователи могут создавать группы с платным доступом и собирать пожертвования. С каждого платежа сервис забирает комиссию.
Кроме сервисов для пользователей, Openland планирует развивать и корпоративные решения: шаблоны сообщений и документов, интеграцию с CRM и календарями, контроль работодателя над чатами (клиентским или чатом отдела продаж), возможность дать частичный доступ к своему аккаунту.
По словам главы Openland, после запуска проекта «Место» компания получила много заявок на запуск сообществ по модели white label — под собственным брендом, но с обслуживанием от Openland.
Лифшиц не верит в такую модель: «Невозможно поддерживать приложения и площадки отдельно для каждого сообщества, для каждого клиента. Просто умереть можно».
Openland продолжает жить на инвестиции, которые привлекла в 2018 году: $2,25 млн вложили фонды Gagarin Capital и Soma Capital, акселератор Y Combinator и другие инвесторы. Сейчас в команде работает 14 человек, компания продолжает нанимать менеджеров по продукту и разработчиков.
Комментарий недоступен
Рекомендуем поставить на мьют или выйти из крупных чатов. Я сам, в основном, тоже повожу время в малых группах и личных переписках.
Но, признаем проблему шума. Она есть во многих мессенджерах. Для нас инструменты снижения шума стоят одним из топ приоритетов на ближайшее время.
Комментарий недоступен
Спасибо! Да, думаем как раз об этих идеях. Как и многих смежных, тоже.
Комментарий недоступен
Спасибо! Сообщество Место ведет дайджест, очень рекомендую https://mesto.co/news
И, конечно, активно следим за другими продуктами на рынке.
Комментарий недоступен
Конечно! По русски в группу "Russian Founders", по английски в "Product Launch".
Комментарий недоступен
Проблему шума признаем, есть планы как сделать лучше.
По паролям мнения расходятся. В последнее время все больше сервисов отказываются от паролей в пользу одноразовых кодов. Сейчас у нас большинство пользователей авторизуется через смс-коды.