В глобальном представлении Facebook — это место для дискуссий, отдыха и связи с близкими. Однако ее инфраструктуру образует масса отделов, откуда выходят новые технологии, сервисы для бизнеса и открытые библиотеки. Что же есть у Facebook, кроме Facebook?
Для потребителей и общества
Приобретение, которое преломило ход истории. Если до 2012 года Facebook тратила на свои покупки миллионы долларов, то Instagram стоил компании $1 млрд и стал самым крупным ее приобретением на тот момент.
Приложение стало одним из наиболее часто скачиваемых для iPhone и Android. Благодаря Instagram Facebook стала полноправным игроком на рынке мобильных продуктов: в 2014 году компания объявила о том, что количество активных пользователей превысило миллиард в месяц.
Благодаря популярности Instagram Facebook в 2013 году запустила на его основе рекламную платформу.
В 2014 году компания Facebook решила в очередной раз прыгнуть выше головы и за $22 млрд выкупила WhatsApp, заявив, что это приобретение положительно скажется на росте обеих компаний и количестве пользователей.
WhatsApp — это кроссплатформенный мессенджер, использующий сквозное шифрование и позволяющий пользователям обмениваться сообщениями, изображениями, аудио- и видеозаписями. До января 2016 года с его абонентов взималась плата 99 центов за каждый год использования, начиная со второго года. Теперь оно бесплатно.
В феврале 2016 года в блоге основателей WhatsApp появилась запись о том, что количество пользователей сервиса превысило миллиард человек. Также, по данным аналитической компании SimilarWeb, WhatsApp оказался самым популярным мессенджером у пользователей Android в 109 странах мира.
Facebook Messenger
Пять лет назад руководство Facebook выпустило приложение для обмена сообщениями, фото и видео, название которого стало зонтичным термином для всех подобных сервисов. Facebook Messenger for mobile вышел 9 августа 2011 года для Android и iOS, а позже появился на Windows Phone и Blackberry.
В следующие четыре года приложение адаптировалось к различным типам устройств и версиям операционных систем, а также становилось все более автономным: в некоторых странах мессенджером смогли пользоваться люди, не зарегистрированные в Facebook (им достаточно указать имя и номер телефона).
2014 год стал годом двух неоднозначных решений: cначала в мобильной версии Facebook отключили внутренний обмен сообщениями, вынудив пользователей переезжать для этого в Messenger, а позже сервис перестал поддерживать операционные системы Windows и Firefox. Последнюю утрату соцсеть восполнила в 2015 году, когда вышел Messenger для браузеров. В этом же году возможность стать пользователем сервиса только по номеру телефона стала доступна всем, а сторонние разработчики смогли создавать продукты, расширяющие возможности Messenger.
По данным исследования Similarweb, сейчас Facebook Messenger находится на втором месте среди самых популярных в мире мессенджеров, доминируя в 49 странах мира (в основном в странах Нового света). По этой же статистике Facebook конкурирует сам с собой: первое место по глобальному охвату пользователей занимает WhatsApp. Скоро два этих сервиса будут роднить еще и криптотехнологии, потому как разработчики Messenger также внедряют в приложение сквозное шифрование.
О шлеме виртуальной реальности Oculus Rift слышали, пожалуй, все. Стартап легендарного создателя Doom, Quake и Wolfenstein 3D Джона Кармака и Палмера Лаки, выкупленный Марком Цукербергом за $2 млрд, превратился в процветающую компанию Oculus, которая занимается разработками в сфере виртуальной реальности. Помимо шлема, компания разработала контроллер Oculus Touch, а также помогла Samsung в разработке очков виртуальной реальности Gear VR.
В марте 2016 года была разослана первая предзаказная партия шлемов Oculus Rift. Несмотря на некоторые недоработки и побочные эффекты, популярность шлема как среди покупателей, так и среди разработчиков растет с каждым днем. Cписок игр, поддерживающих работу со шлемом, постоянно пополняется, а разработчики популярных игровых движков, таких как Unity, Unreal Engine и CryEngine сообщили, что внедряют поддержку шлема Oculus. Видимо, благодаря дальновидности Цукерберга началась новая эра мультимедийных технологий.
В 2014 году Facebook открыла подразделение для выпуска мобильных приложений Facebook Creative Labs — и закрыла его в декабре следующего года. Судя по профилю на Crunchbase, Facebook Creative Labs выпустило три приложения:
- Paper, составляющее красивый дайджест вашей Facebook-ленты;
- Slingshot — аналог Snapchat;
- Rooms — приложение для создания закрытых анонимных сообществ по интересам.
Однако профиль на Crunchbase умалчивает о приложении Riff для создания 20-секундными видеороликами и обмена ими, а также о закрытом фотообменнике Moments для тех, кто хочет посмотреть на снимки со своим участием где-то еще, помимо публичных социальных сетей.
Из всех перечисленных приложений только Moments существует и обновляется по сей день (на момент написания статьи последнее обновление было датировано 25 мая и 13 июня 2016 года для iOS и Android соответственно).
Основные особенности этого приложения — это синхронизация и распознавание лиц. Разгребая на телефоне фотоархивы с какой-нибудь вечеринки, можно объединить их в один альбом и залить в «облако» для ваших друзей, у которых также есть это приложение. Moments самостоятельно узнает друзей на ваших снимках и предлагает вам их отметить.
Идейно приложение напоминает Messenger, потому что подменяет собой функцию синхронизации фотографий для мобильных пользователей Facebook. В июне 2015 года, когда вышло приложение, сообщалось, что его придется скачать всем, кто хочет и дальше составлять приватные альбомы, потому что внутри Facebook синхронизации больше не будет.
Один из самых спорных проектов компании, оправдывающий тезис о том, что Facebook — это и есть интернет. В августе 2013 года Марк Цукерберг выступил с десятистраничным манифестом о несправедливости: в век цифровых технологий все еще существуют страны, где люди из-за дороговизны не могут себе позволить постоянный доступ в интернет.
Для решения этой проблемы был создан проект Internet.org. Он объединил силы Facebook, мировых технолидеров вроде Samsung, Ericsson, MediaTek, Opera Software, Nokia и Qualcomm и мобильных операторов развивающихся стран, чтобы бесплатно дать малоимущим жителям планеты основные возможности интернета. В базовый пакет входит доступ к текстовой версии интернета, поиск работодателей и использование некоторых сайтов, утвержденных Facebook.
Вход на такие сервисы, как YouTube и Google, нужно оплачивать отдельно, и это наделяет благородную, на первый взгляд, инициативу диаметрально противоположной чертой: когда свобода ограничена, вся эта риторика о возможностях — не более чем подмена понятий. Острее всего отреагировали в Индии: с их позиции это продолжение традиций колониализма. В феврале 2016 года приложение Free Basics, часть проекта Internet.org, было запрещено Телекоммуникационным регулятором Индии (TRAI).
Впрочем, в программе остаются еще 40 стран, скоро Free Basics станет доступно жителям Нигерии, а исследования консалтинговой компании PwC говорят о том, что проект приведет к экономической революции и спасет от нищеты более полумиллиарда жителей Земли.
Для бизнеса
Эта платформа таргетинговой рекламы, выкупленная у компании Microsoft, — прямой конкурент Google DoubleClick. Она позволяет рекламодателям использовать анонимную информацию о пользователях Facebook, чтобы перенаправлять их на сторонние приложения или сайты.
Преимущество Atlas в том, что она способна различать, откуда один и тот же пользователь выходит в сеть: с ПК, мобильного телефона, браузера или мобильного приложения. Это означает, что компании могут давать рекламу только для определенного устройства. Рекламодатели могут связывать просмотр рекламы с различными действиями пользователя: например, если он увидел рекламу на своём мобильном устройстве, а затем сделал покупку с ПК, то система это учтет, запротоколирует и отправит куда следует.
Среди клиентов этой платформы — Nestlé, Microsoft, Ferrero, LiveNation, Estée Lauder, Coca-Cola France.
Facebook делает миллиарды на рекламе не только за счет собственных ресурсов, но и через чужие приложения и мобильные сайты. Этому способствует платформа Facebook Audience Network (FAN), запущенная в 2014 году. Она позволяет баннерам «догонять» мобильных пользователей социальной сети на всех площадках, где есть рекламные инструменты Facebook или даже кнопка «лайк». Из-за последнего фактора с конца мая 2016 года рекламу на сайтах и в приложениях видят даже те, кто не зарегистрирован в Facebook.
За год до запуска представители Facebook общались с рекламодателями, и те дали понять, что платформы AdMob от Google, поглощенная Twitter MoPub и Millennial Media справлялись со своей задачей не очень хорошо. С FAN, кажется, все довольны: бренды расширяют охват за меньшие деньги, а мобильные площадки эти деньги зарабатывают, как и Facebook. Уважение к пользователям было одним из столпов FAN, поэтому реклама максимально гармонична c контентом, не перекрывает его и позволяет себя отключать.
LiveRail стал законодателем коротких видео как одного из лучших продающих медиаформатов. Основанный в 2007 году стартап помогал таким крупным заказчикам, как Major League Baseball, ABC Family, A&E Networks, Gannett, and Dailymotion, направлять их видеорекламу на релевантную им аудиторию.
К июлю 2014 года, когда Facebook купила LiveRails, компания Цукерберга уже начала активно пытаться зарабатывать на онлайн-рекламе с помощью Atlas и Audience Network. LiveRail стала секретным ингредиентом, приблизившим цель Facebook совершить прорыв в монетизации интернета.
К концу 2014 года Facebook объединил LiveRails, Atlas и Audience Network в одну слаженно работающую гидру: клиенты получили возможность покупать рекламу на Facebook или использовать Audience Network, чтобы потом ретранслировать свои кампании через LiveRail и мобильные приложения.
Facebook Messenger для бизнеса
Facebook активно работает над веб-интеграцией своих страниц и сервисов. Совсем недавно бизнесмены различного уровня получили возможность общаться с клиентами через форму, встраиваемую в сайт.
Сделав заказ на сайте, клиент может тут же через форму внести уточнения, и его сообщение появится в мессенджере менеджера по продажам. Менеджеру не приходится держать кучу открытых страниц и постоянно прыгать между вкладками — достаточно зайти в свой профиль на Facebook или в Messenger, и ни один вопрос от клиентов не пройдёт мимо.
Два года назад Facebook объявила, что запускает программу поддержки мобильных стартапов FbStart. Разработчики мобильных приложений могут попытать счастья и зарегистрироваться — в случае успеха можно в течение года наслаждаться бесплатными услугами от команды Facebook и множества партнеров, среди которых Adobe, Mailchimp, UserTesting, Dropbox и SurveyMonkey.
В числе бесплатных услуг — реклама приложения, тесты, предоставление программного обеспечения, и все это на сумму $8 тысяч или $40 тысяч — в зависимости от того, в какой категории заявка будет одобрена. Благодаря этой программе стартаперы могут сосредоточиться на разработке приложения, переложив остальные заботы на профессионалов.
Компания решила посоперничать со Slack на поле закрытых корпоративных соцсетей и выпустила Facebook at Work. Преимущество перед конкурентами в том, что это все тот же старый добрый Facebook с привычным управлением, только полный коллег и новостей о внутренней жизни компании.
Среди других отличий — более строгая серая цветовая схема и отсутствие рекламы. Facebook at Work автономен, и в сугубо рабочую ленту не попадут новости от подписок и друзей, но опция переключения между аккаунтами прилагается. Есть и свой Messenger в виде приложения Work Chat, где можно общаться тет-а-тет или в группе.
Сейчас сервисом пользуются более 450 компаний, еще 60 тысяч ждут своей очереди, а у главы продукта Жульена Кодорниу есть масштабные планы на покорение Азии: по его словам, там есть компании с тысячами сотрудников, никак не связанных в интернете. Не все ясно с монетизацией: по официальной версии, плата будет взиматься только за премиальные фичи и интеграции со сторонними приложениями, а неофициальная говорит, что пользователь в будущем будет платить от $1 до $5 в месяц.
Facebook Insights
Из-за постоянно меняющихся алгоритмов выдачи новостей в Facebook SMM-специалисту сложно понять поведение контента. Если вы администратор группы, то вам доступен мощный инструмент для анализа метрик, который поможет сделать страницу полезной, а не держать ее «для галочки». Это вкладка Insights в панели группы (в русскоязычной версии — «Статистика»).
Инструмент предоставляет бездонный источник информации о том, какие факторы влияют на популярность группы в целом и отдельных записей. Анализ этих данных поможет узнать нужные для продвижения время и день и понять, какой контент пользуется спросом.
Базовые метрики находятся в разделах Reach («Охват») и Posts («Публикации»). Анализ реакции пользователей (клики на запись, картинку и внешнюю ссылку в ней, «лайки», «репосты» и так далее) позволяют выстроить тактику успеха. Чтобы копнуть глубже, можно скачать таблицу Excel, кликнув на Export в правом верхнем углу страницы. Ее данные убеждают, что лайки и репосты от всех подряд не так важны, как присутствие именно вашей аудитории, и предоставляют комплексный анализ данных о том, какой контент генерирует трафик лучше всего.
Клики на рекламу как таковые утратили ценность в марте 2015 года. Именно тогда на очередной конференции F8 Facebook представила бесплатный маркетинговый инструмент Facebook Analytics for Apps. Подключив его через Facebook SDK, разработчики, рекламодатели, маркетологи и аналитики получают детальную выкладку по действиям пользователей мобильных приложений.
В число фильтров входят пол, возраст, локация. Специалисты также могут наблюдать изменения в использовании приложения за некоторый промежуток времени и сравнивать действия пользователей на разных платформах и устройствах. На той же конференции представители Facebook наглядно показали, что сегодня главный показатель — то, как различные маркетинговые кампании влияют на те или иные демографические группы.
Это нашумевший сервис для дистрибуции контента различными интернет-медиа. Цель — позволить издательствам транслировать в мобильное приложение Facebook лонгриды в исполнении, максимально похожем на страницы сайта, с поддержкой HD-фото и видео, аудио и других интерактивных элементов.
Переход из ленты новостей Facebook на сайт не всегда происходит мгновенно. В Мексике, Бразилии, Филлипинах, Индии и некоторых других странах это означает потерю мобильной аудитории из-за медленного местного интернета. Для большинства медиа трафик остается главным показателем успеха, и благодаря Instant Articles контакт со старыми и новыми читателями происходит быстрее. Пользователи выигрывают во времени, читая материалы в приложении, а не с тяжелых страниц сайтов.
До запуска Instant Articles Facebook собирала фидбэк, и самый конструктивный отзыв поступил от вице-президента по продуктам BuzzFeed. Он предлагал интегрировать платформу с аналитическими инструментами comScore, Google Analytics и инструментами самих издательств, добавить монетизацию и контроль дизайна для полноценной передачи стилистики издания.
Первыми Instant Articles опробовали BuzzFeed, the New York Times, National Geographic, The Atlantic', NBC News, The Guardian, BBC News и еще некоторые медиа. 12 апреля 2016 года, в день проведения конференции F8, Facebook открыла платформу всем желающим.
В апреле 2014 года на конференции F8 основатель сервиса для разработчиков Parse Илья Сухарь анонсировал AppLinks. Эта платформа позволяет связывать нативные приложения между собой за счет перехода по внешним ссылкам, что похоже на перемещение между вкладками в браузере.
Прежде нажатие на ссылку в приложении открывало сайт, который не всегда удобен и требует входа или регистрации. Теперь, если ссылающиеся друг на друга приложения установлены на вашем телефоне и включены в платформу AppLinks, то переход по ссылке откроет конкретную страницу именно мобильного приложения. Это обеспечивается благодаря внесению нескольких строк кода в страницы сайта.
Партнерами платформы стали миллионы приложений, среди которых Goodreads, Dropbox, Tumblr, Spotify и Pinterest. От платформы выиграли и рекламодатели — особенно когда разработчики AppLinks добавили систему аналитики, информирующую об источниках ассоциативного трафика, довольно сложной для подсчета метрики в области SEO.
Для безопасности
В марте 2015 года Facebook запустил платформу ThreatExchange. Ее основная цель — обмен информацией о киберугрозах, программных уязвимостях и вирусах между компаниями и специалистами в области кибербезопасности. Если раньше подобный обмен включал в себя переписку по электронной почте, обмен электронными таблицами, необходимость проводить сложные манипуляции с передачей кода или другой секретной информацией, то благодаря ThreatExchange все стало намного проще.
На платформу хороший спрос: в пробном запуске участвовали всего четыре компании (Tumblr, Twitter, Pinterest, Yahoo), а сегодня список участников насчитывает более 250. Для участия в бета-тестировании нужно заполнить заявку здесь.
ThreatExchange создан при помощи ThreatData. Это фреймворк для хранения информации о киберугрозах и ее передачи профессионалам.
В 2014 году Facebook купила компанию, которая занимается безопасностью хранения и обработки данных на серверах. Разработанная компанией технология vCage позволяет защитить данные от вредоносных программ, несанкционированного доступа и зараженных устройств. Как заявил представитель Facebook Джо Салливан, технология vCore будет интегрирована с серверами соцсети, предоставляя ее пользователям надежную защиту от взлома и утечек персональных данных.
Для разработчиков
Взяв за основу библиотеку XHP для создания элементов HTML-верстки, программист из Facebook Джордан Уолке создал JavaScript-библиотеку и назвал ее React. В том же году на React заработала новостная лента Facebook, а в следующем — Instagram. Позже Уолке выложил библиотеку в свободный доступ.
За счет React программист хотел упростить создание понятных интерфейсов в приложениях — по отзывам коллег, у него это получилось. В заслугу библиотеке ставят принцип компонентов, позволяющий использовать одни и те же куски кода для разных браузеров. Другой плюс: все изменения в данных отражаются на пользовательской стороне по команде разработчика.
Вокруг библиотеки много споров: одни путают ее с фреймворком и указывают на ее — якобы фреймворка — неполноценность, другие говорят, что реактивное программирование (отсюда и название библиотеки) еще нигде не было реализовано так гладко и с таким понятным кодом. Просто знайте: все мемы завтрашнего дня на Imgur, гостеприимные хозяева с Airbnb, агрегация новостей на Feedly, бездонная галерея Instagram и, в конце концов, Facebook — все это существует и работает благодаря React.
В 2015 году, через полтора года после выпуска React, Facebook обрадовала разработчиков всего мира, дав жизнь React Native. Новая библиотека, помогающая создавать полноценные приложения для мобильных платформ, мало чем отличалась от React: с помощью компонентов вы пишете веб-приложение один раз и с легкостью переносите его и на Android, и на iOS без необходимости нанимать отдельные штаты разработчиков.
На конференции F8 в апреле 2016 года Facebook совместно с Microsoft и Samsung объявила, что React Native придет на Windows Phone и Smart TV под управлением операционной системы Tizen.
Origami
В 2014 году Facebook открыла дизайнерам доступ к Origami. Это плагин среды визуального программирования Quartz Composer для создания интерактивных прототипов мобильных интерфейсов. На нем построены такие приложения от Facebook, как Instagram, Messenger, Groups и Paper — во время его разработки и был создан Origami. Версия Origami 2.0, вышедшая в 2015 году, поддерживает экспорт кода, жесты, интеграцию со Sketch и режим презентации.
Работу интерактивных прототипов нужно где-то тестировать. На компьютере это делается посредством просмотрщика в Quartz Composer, а для мобильных устройств есть дополняющее плагин приложение Origami Live 2015 года выпуска. С его помощью вы подключаете iPhone или iPad к Mac и отслеживаете все вносимые в прототип изменения на экране устройства в реальном времени.
В апреле 2016 года экосистему Origami пополнил инструмент Origami Studio, работающий под OS X и позволяющий создавать прототипы еще быстрее. Интерфейс построен по принципу визуального программирования, согласно которому вместо написания кода нужно связывать друг с другом прямоугольные блоки. Origami Live станет доступен всем уже в этом году.
В создании красивых анимаций с использованием физики в различных Android-приложениях выручает библиотека Rebound, имитирующая поведение пружины. Задавая на входе начальные условия для пружины (трение и упругость), на выходе мы получаем, например, приближающуюся и удаляющуюся фотографию. Rebound была портирована на JavaScript, что позволяет активно использовать ее в дизайне сайтов.
Разработчики приложений сталкиваются с проблемой скачивания, обработки, отображения и хранения в памяти устройства различных изображений. Если запихивать в память все новые и новые картинки, то в один прекрасный момент она переполнится, и ваш телефон или планшет начнет вас раздражать своим поведением. Библиотека Fresco позволяет избежать подобных неприятностей.
Разработанная специально для Android, Fresco учитывает особенности работы этой системы с памятью. И пока Fresco эффективно распоряжается памятью и ресурсами, разработчик может сконцентрироваться на своих основных задачах. Особый подход Fresco к процессу позволяет использовать ее даже на дешевых устройствах, чьи ресурсы ограничены.
Buck — это сборщик .APK-файлов для платформы Android. Он позволяет создавать приложения, отдельные модули которых можно использовать в других приложениях без необходимости перекомпилирования. От других сборщиков Buck отличается высокой скоростью. Приложения Facebook, Facebook Messenger и Instagram собираются именно с его помощью.
Infer предназначен для поиска ошибок в мобильных приложениях. Суть его работы в том, что он сканирует код в процессе компиляции, анализирует его на наличие возможных ошибок и в случае их обнаружения предупреждает пользователя и сохраняет эти ошибки в отдельный файл.
Infer работает с приложениями, написанными на Java, C и Objective-C, что делает его одинаково полезным при разработке для Android и iOS.
Те, кто писал Android-приложения, активно использующие базы данных, знают, что в процессе тестирования бывает нужно заглянуть в самые дебри SQL-данных, чтобы выяснить причину внезапного падения в обработке запроса или убедиться, что все работает, как надо. В таких случаях выручает эмулятор или устройство с правами суперпользователя, подключенное к компьютеру — это позволяет на лету вносить изменения в файловую систему.
Библиотека Stetho предлагает более простой способ. Внедрив в приложение несколько строк кода и подключив Android-устройство к компьютеру, разработчик создает «мост» между приложением и Chrome DevTools. Теперь он может мониторить и изменять базу данных приложения в окне браузера — не взламывая устройство и не проводя дополнительные манипуляции.
Если Android-приложение должно хранить данные своего пользователя, будь то электронная почта, изображения или видео, выручает Conceal. Это библиотека для шифрования данных, хранящихся на SD-карте.
Разработчики Facebook отмечают, что в этой библиотеке повышенная скорость шифрования и дешифрования данных по сравнению с продуктами конкурентов. Они рекомендуют ее использовать в первую очередь в создании приложений, предназначенных для работы на слабых смартфонах.
))) FAN на десктопы ещё не распространяется. Только мобильные версии сайтов.
Спасибо за замечание, поправили.
Окулус разработчики, да и игроки посылают куда подальше из-за его агрессивного политики с эксклюзивами, интернет.орг индусы уже послали, про сам фейсбук я вообще молчу.
facebook потихоньку отвоёвывает звание Корпорации Зла у сами-знаете-кого.
just business, nothing personal)
для андроида инструменты смотрятся интересно