SMM-специалист Сергей Якобсон: «Сегодня в тренде омниканальность»

Узнали у SMM-специалиста, в какие соцсети стоит заходить бизнесу, какой контент поможет органическому продвижению и какие SMM-задачи можно решать на фрилансе.

SMM-специалист Сергей Якобсон: «Сегодня в тренде омниканальность»

Сергей (@yourjacobs) – SMM-специалист, продавец и покупатель фриланс-услуг

на Kwork с 2023 года

100% заказов выполнено успешно

100% заказов сдано вовремя

Сергей, когда у вас появился интерес к соцсетям и всему, что с ними связано?

Еще на заре появления соцсетей я увлекался созданием тематических сообществ по интересам и групп «ВКонтакте» и ныне забытой сети «Мой мир». В достаточно юном возрасте у меня был и тематический сайт про комиксы Marvel: я скачивал и настраивал темы, счетчики, развивал блог, что-то делал в Photoshop. Так что смело могу сказать, что мой путь в SMM да и во фрилансе начался с любви к интернету в детстве. За это можно сказать спасибо моим родителям, которые не запрещали, а, наоборот, поощряли интерес к компьютеру и технологиям.

Вы тогда думали, что сможете превратить свое увлечение в профессию?

Нет, конечно. Интернет казался чем-то неизведанным и захватывающим. Я не понимал масштабов, не знал, что в интернете можно зарабатывать, и даже представить не мог, что работа с соцсетями станет моей профессией, а фриланс – делом моей жизни. Возможно, звучит громко, но я правда так это воспринимаю.

Как развивалась ваша карьера в SMM?

Точкой отсчета послужила моя безвозмездная помощь в развитии небольшого предприятия моей семьи. Я смог набить шишки, понять алгоритмы и сформировать оффер для первых коммерческих заказов. Мои первые клиенты были из сфер строительства, насосного оборудования и металлообработки, и, откровенно говоря, это был нелегкий старт. В 18 лет непросто разобраться в специфике строительных терминов и понять различия насосных агрегатов, но сложный путь дал важный опыт, который значительно облегчил порог вхождения в профессию.

Окончательно все упаковалось после поступления в университет на направление «Реклама и связи с общественностью». SMM нас не учили, но благодаря публичным выступлениям я прокачал софт-скиллы и научился продавать. И уже на 3-4 курсе рассказывал про свои реальные проекты, а не пытался пересказывать скучные термины.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkwork.ru%2Fuser%2Fyourjacobs&postId=1647260" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Профиль</a> Сергея на Kwork
Профиль Сергея на Kwork

Почему вы решили искать клиентов на Kwork?

Мой приход на площадку связан с дефицитом клиентов, потому что, даже находясь в большом городе, искать их достаточно тяжело. А про Kwork я знал давно: мои клиенты использовали этот сервис для делегирования некоторых задач, которые я не мог взять на себя. Не раз слышал и о том, что Kwork справляется с задачей поиска специалистов лучше других площадок.

Так или иначе примерно с 2021 года я взаимодействовал с сервисом, но через заказчиков. Поэтому первое, что пришло мне в голову, – зарегистрироваться на знакомой уже мне площадке в качестве исполнителя.

Я зарегистрировался, прочитал все рекомендации, сделал себе около 10 кворков, и первые результаты не заставили себя долго ждать. Сначала боялся конкуренции, не понимал, как работать с биржей, но страхи ушли на второй план, когда я сделал несколько заказов и получил первые хорошие отзывы.

Как вы считаете, что помогло вам грамотно преподнести себя на Kwork и быстро найти первых клиентов?

Думаю, помог имеющийся опыт взаимодействия с заказчиками. Но на Kwork, как в университете: придется забыть все, чему вас учили раньше, и приобрести новые навыки по работе с площадкой.

Я начинал с четкого определения задач, которые разделил на кворки. Затем сделал обложки, уже потом составил описания. Все перечисленное играет роль, но ключевым будет то, как вы отреагируете на проект покупателя. Часто заказчики выбирают исполнителей даже без отзывов, если фрилансер погрузился в задачу, предложил решение и дал четкий ответ, как он будет ее решать.

Если вы только зарегистрировались на площадке, нужно как можно быстрее набрать отзывы и первый рейтинг. Что делал для этого я:

  • брал заказы за низкие чеки и не боялся их;
  • откликался на разные проекты на Бирже и давал развернутый отклик каждому заказчику;
  • в откликах рассказывал про свой опыт и сразу предлагал решение;
  • приводил своих уже состоявшихся клиентов на площадку и просил делать у меня заказы через нее.

Возможно, некоторых покупателей могли испугать низкие чеки, но начинать с высоких чеков – ошибочная стратегия, на которой можно обжечься. Я за планомерный рост. Тогда я не побоялся на некоторое время откатиться к ценам, которые у меня были в самом начале моего пути, чтобы по мере роста рейтинга на площадке повышать чек. Кстати, это не заняло длительного времени.

Предлагайте уникальные услуги. Например, сегодня появляется множество различных социальных сетей, которые не особо востребованы, и ваш кворк может стать одним из немногих или даже единственным в этой категории. Безусловно, за вами последуют другие исполнители, но вы будете первым, а значит, сможете первым найти клиентов и взять заказы.

Некоторые из кворков Сергея на Kwork
Некоторые из кворков Сергея на Kwork

Давайте объясним, что из себя представляет SMM сегодня. Какие у него цели и какие задачи он в себя включает?

Основная цель SMM (Social Media Marketing – маркетинг в социальных сетях) – продвигать компанию или бренд в интернете. В том числе способствовать тому, чтобы через интернет-каналы осуществлялись продажи.

SMM включает в себя большой спектр обязанностей. Часто всем занимается не один специалист, а целый отдел. Все начинается со стратегии, в рамках которой определяются площадки, с которыми мы будем работать по продвижению, ценности, Tone Of Voice, рубрикаторы, тип контента и многое-многое другое. Кажется, что планирование занимает целую вечность, но, когда все определено и согласовано, можно составлять контент-план и приступать к созданию контента.

Если говорить про удаленное сотрудничество, то к вышеперечисленному добавляются бесконечные ТЗ для создания контента. Если же предусматриваются креативы, то SMM-щик либо делегирует задачу дизайнеру, либо создает сам. Я, например, делаю весь дизайн для заказчиков своими силами. Самостоятельно же настраиваю рекламу, пишу ТЗ, веду профили и делаю стратегии.

Вы не сталкиваетесь с выгоранием, когда приходится комплексно решать задачи клиентов и отвечать за все сразу?

Конечно, это может приводить к выгоранию, особенно если у тебя много клиентов с комплексными задачами. Но, работая на Kwork, я ни разу не сталкивался с такой проблемой. У меня множество отдельных кворков, поэтому ко мне могут обращаться только за креативами, только за ведением социальных сетей или просто за текстом – это очень удобно.

Да, иногда все это превращается в комплекс, но так даже интереснее: сначала ты формируешь лояльность за небольшую сумму, а потом заказчик предлагает комплексную задачу за уже интересующую тебя сумму. И у вас случается максимальный коннект с тем самым ростом, за которым многие гонятся в традиционном найме.

Какие площадки сегодня наиболее эффективны для продвижения бизнеса?

Изначально нужно определить задачи и способы достижения целей, потому что даже цели по охвату могут быть достигнуты различными способами.

Например, HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), бренды одежды и все, кто может показать свой продукт или товар визуально, должны уходить в формат вертикальных видео. Это дает узнаваемость, рост охватов, имидж. Но самое главное, что вам не нужно тратить деньги на рекламу, а только на контент, на который вы бы и так тратили.

Когда бизнес нишевый (например, вы продаете промышленные насосы), то я бы уходил в сторону Дзена и TenChat. Также органически, но только в формате текста вы сможете искать клиентов, повышая охваты и узнаваемость.

Сегодня в тренде омниканальность – когда ваш бизнес представлен на всех площадках сразу. Поэтому можно сказать, что для продвижения подойдут любые социальные сети, потому что в каждой из них есть тот или иной инструмент, который решит поставленную задачу. Другой вопрос – насколько эффективно и быстро это произойдет, и самое главное – за какие деньги. Например, в Telegram самые дорогие подписчики, но при этом самые лояльные.

Какие еще тренды вы можете отметить в SMM в 2024 году, кроме омниканальности?

Я отчетливо вижу тренд на Telegram, и это не просто так. Если раньше все наблюдали за бурным развитием запрещенной социальной сети, то сегодня все таким же образом наблюдают за Telegram. Он стал супераппом и хабом для работы и коммуникации. В нем есть мини-приложения, боты, форумы, чаты, каналы, монетизация для авторов, рекламный кабинет и развитая инфраструктура рекламных посевов. Сегодня 70% новых проектов приходят ко мне с запросом запуска в Telegram.

Тренд на короткие видео тоже сломал традиционный способ продвижения в социальных сетях. Однако возвращается интерес и к длинным роликам, особенно с лайфстайл-контентом. Если год назад весь YouTube был завален роликами профессионалов, то сегодня на видеохостинги приходит все больше и больше инди-креаторов, которые делают интересный контент и собирают вокруг себя максимально заинтересованное комьюнити.

Что за последние годы оказало на вашу работу особое влияние?

На меня очень сильно повлиял уход из РФ некоторых социальных сетей. Вся работа была построена на них, и пришлось перестраиваться. Сегодня такого страха нет, потому что я работаю почти со всеми социальными сетями и продвигаю профили даже там, где никто бы и не подумал продвигаться.

Сложный контекст и отсутствие некоторых инструментов, наоборот, заставляет подходить к задачам более креативно и искать выход там, где кажется, что его нет. В этом случае гибкость – это очень классное качество, которое позволит вам как специалисту оставаться на плаву даже в самых безвыходных ситуациях.

Сюда же я бы добавил закон о маркировке рекламы. Он тоже повлиял на работу в значительной степени. Сама инициатива понятная и правильная, но в самом начале было непонятно, как маркировать, через какие инструменты.

Кстати, на Kwork видел специалистов, которые занимаются маркировкой рекламы. Это тоже хороший пример, когда фрилансеры на площадке адаптируются под изменения и предлагают решения.

Отзывы на работу Сергея на Kwork
Отзывы на работу Сергея на Kwork

Сергей, вы на Kwork не только продаете свои услуги, но еще и покупаете кворки других фрилансеров, выступая в роли заказчика. Какие задачи делегируете?

Свои задачи не делегирую. Я ищу исполнителей под определенный запрос заказчика. Например, каждый месяц заказываю вокал для создания аудиорекламы, 3D-графику. В общем, покупаю то, что не могу сделать сам.

Также я делаю очень много заказов для своих творческих проектов. Например, недавно мне нужна была аранжировка для заставки нового подкаста. Кстати, подкаст мне тоже монтирует замечательный исполнитель с Kwork.

Как ищете нужных фрилансеров?

Я всегда создаю проекты на Бирже, поэтому могу рассказать, на что обращаю внимание именно как заказчик. Отклики ради откликов, когда человек толком не прочитал задачу, а уже откликается, – сразу мимо. Также для меня является красным флагом, когда исполнитель не задает уточняющие вопросы и ему сразу все понятно. Это настораживает, поэтому с такими продавцами я не буду работать.

Мне приятно читать отклики, в которых вижу, что человек готов погрузиться в мой проект, что он не делает что-либо для галочки. Такого исполнителя я точно выберу.

Сегодня не вижу смысла покидать пределы площадки для поиска исполнителей. Все можно делать внутри Kwork, и это очень удобно. Признаюсь честно, я почти не вывожу заработанные деньги с баланса, потому что все трачу на других исполнителей для решения уже своих задач.

Дадите SMM-прогноз на ближайшее будущее?

С точки зрения развития социальных сетей я бы хотел подсветить Telegram и TenChat – эти две соцсети будут продолжать активно развиваться. В каждой из них есть уникальные прикладные инструменты для SMM-щиков, аналогов которых нет нигде.

Профессиональный совет напоследок: постарайтесь изучить как можно больше дополнительных инструментов. Например, в ближайший год будут активно развиваться мини-приложения внутри Telegram, поэтому обязательно изучите этот рынок и подумайте над тем, как вы можете использовать это в своей работе. Этот совет, кстати, относится не только к фрилансерам, но и к предпринимателям.

Всем удачи, больших выручек и много лидов!

11
Начать дискуссию