{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кто подставил кролика МДК

Волна странных блокировок больших ВК-сообществ дошла до пиковой точки: оказался заблокирован почти что трехмиллионный паблик МДК. Почему даже они не смогли уберечься? Как спасаться владельцам других сообществ? Сможет ли паблик скоро вернуться в строй, или школьникам придется все летние каникулы страдать на пляжах и футбольных полях?

Цукерберг Позвонит позадавал вопросы представителям разных сторон, чтобы разобраться в происходящем.

Предыстория. Популярные сообщества регулярно размещают в своих записях рекламу, рынок этой рекламы достаточно дикий, и ВК решили его оцивилизовать, сделав “рекламную биржу” — удобный и прозрачный инструмент, где сообщества и рекламодатели смогут находить друг друга, а сама соцсеть будет выступать посредником за небольшую комиссию.

Сейчас биржи еще нет, и этим в последнее время активно пользуются злоумышленники в своих целях. Они анонимно заказывают рекламу своего ресурса в популярном сообществе, затем, когда ссылка уже размещена, меняют содержимое ресурса так, чтобы его реклама была запрещена правилами ВК, снимают скриншот и требуют у администрации сообщества деньги, угрожая в противном случае отправить скриншоты в техподдержку.

Ранее владелец сообщества не захотел бы платить, понимая, что те же шантажисты могут возникнуть завтра под другим именем — но сейчас он думает “дожить бы до биржи, с ней такого не будет”. В середине июня публиковались скриншоты переписки владельца сообщества “FOR MEN” со злоумышленниками — проверить подлинность скриншотов мы не можем, но общее представление о происходящем они получить помогают.

Теперь под раздачу попали МДК — при том, что это гигантское сообщество с серьезным подходом к делу, по некоторым вопросам наладившее постоянный диалог с ВК, так что казалось, что уж с ними такого не будет. После блокировки его владельцы, опубликовав официальное заявление, сконцентрировали усилия на продолжающих работать мобильных приложениях МДК и на двух других ВК-сообществах (“Орленке” и “Институте благородных девиц”), но рекламу в них временно перестали размещать, опасаясь, что и их постигнет та же участь.

Мы порасспрашивали заинтересованные стороны, начав с пресс-секретаря ВКонтакте Георгия Лобушкина.

Георгий Лобушкин

Что теперь будет с МДК, блокировка временная или пожизненная? Исходя из чего вы вообще принимаете решение в таких сложных ситуациях, когда сообщество нарушило правила, но не умышленно, а чужими стараниями?

Есть все основания полагать, что у администрации vk.com/mudakoff действительно не было умысла публиковать вредоносную рекламу. Поэтому мы решили ограничиться временным баном, вместо вечной блокировки. Бан можно было бы заменить на профилактическую беседу, заметь они подмену сразу. Но по нашим данным, пост после подмены сообщества просуществовал в MDK несколько часов. В паблике на 3 миллиона подписчиков, располагающем ресурсами для мониторинга, это недопустимо долго, и им придется нести за это ответственность. Это правила.

О рекламной бирже, способной защитить от таких случаев, в последнее время мало слышно — работа над ней по-прежнему идет?

Да, мы сейчас активно работаем над биржей постов. Администраторы сообществ её точно полюбят.

После ВК мы обратились к МДК

Сообщается, что ваша блокировка временная, а срок уже известен или еще решается?

Временный однозначно. Месяц? Два? Решается.

Способа полностью защититься от таких подстав у вас нет, даже если круглосуточно следить за содержимым рекламируемых страниц?

Да, злоумышленникам хватает пары секунд, чтобы наделать скринов или просто слить все с кэша, сам факт уже имеется, известны случаи, когда даже идешь навстречу поддержке, а они банят без смягчающих обстоятельств. Отвечать бесполезно, это позиция ВК, что они не могут оградить площадки от таких вот атак.

Вы хотите наказать злоумышленников по всей строгости закона. Но реклама в сообществах обычно размещается в обход налогов и прочего — как вы в таком случае можете привлекать органы правопорядка? Или у вас работа идет уже в белую?

В белую, у нас есть ООО, юрлицо.

А как тогда злоумышленнику удалось остаться анонимным, если при официальном заказе рекламы он должен был что-то подписывать?

Мы только переходили на работу с агентствами, некоторые посты продавались полулегально, и вот один из них сыграл против нас, хотя все выглядело достаточно прилично.Наконец, поспрашивали мы и владельца сообщества FOR MEN, пострадавшего ранее вместе с "Институтом злых гениев", "Котанами", клоном МДК и другими большими пабликами.

Расскажите вкратце свою историю для тех, кому лень читать скриншоты громадной переписки.

Поставил рекламу группы продажи хомяков. Абсолютно чистая группа, 5 000 людей в сообществе, люди, отзывы. После подмены рекламируемого мы увидели, что обманывают, сразу обратились в техподдержку. Опередили мошенников, но все равно их услышали и заблокировали нас.

У вас блокировка временная или постоянная, на какой срок?

Временная, на два месяца. Но скажите, как надо было избежать этого? Мы оперативно все удалили, но мы не экстрасенсы, чтобы заранее знать, когда и как нас подставить захотят.

Когда биржа появится, перейдете на нее?

Да, все через биржу. Пусть она будет говно, но главное, что ответственность на ВК.

Какой урок мы можем извлечь из всего этого? Ситуация продемонстрировала, как важны цивилизованные методы работы, заставила еще сильнее заинтересоваться грядущей ВК-биржей — ну и лишний раз напомнила, насколько недальновидны интернет-комментаторы. Многие из них сейчас бурно радуются блокировке МДК, не понимая, что новость здесь не в закрытии конкретного сообщества (как к нему ни относись) — новость здесь в том, что закрытым может оказаться любое размещающее рекламу, каким бы интересным и хорошим оно ни было. Примерно так же блоггеры радуются, когда Роскомнадзор блокирует неугодный им сайт, не понимая, что завтра так же легко могут быть заблокированы их любимые, так что новость на самом деле плохая. И это массовое непонимание ситуации, возможно, печальнее самих блокировок.