Идеальный SMM-отдел?
Каждый бизнес, который задумывается о создании SMM-отдела, хотел бы найти его идеальный шаблон и скопировать у себя. Чтобы вот 3-4 специалиста с возможностью совмещать несколько ролей, гарантия перевыполнения KPI, зашкаливающая креативность, высокая мотивация по умолчанию и... этот список можно продолжать очень долго.
При работе с такими задачами моим одним из самых любимых вопросов является «Почему?». Почему именно эти специалисты? Почему такое распределение ролей? Почему инхаус? Впрочем, ничего удивительного. Люди часто ищут волшебную таблетку, которая решит их проблемы.
Однако реальность выглядит иначе. Нет одной универсальной модели, которая подходит всем. Есть разные конфигурации по составу сотрудников, и у каждой – свои нюансы. Даже если взять два бизнеса одной ниши, их потребности в SMM-команде могут кардинально отличаться.
Какие специалисты могут работать в SMM-отделе?
Обычно заказчик представляет себе минимальный набор таким: SMM-менеджер, копирайтер, дизайнер и таргетолог. Иногда добавляют контент-менеджера или комьюнити-менеджера. Но вопрос не в том, кто «может» быть, а в том, насколько оправдано их присутствие
в штате. Вот список одного из вариантов проектной команды по SMM:
🔹 SMM-менеджер – управляет командой, реализацией стратегии, контентом, анализирует эффективность.
🔹 Копирайтер – пишет тексты, адаптируя их под разные форматы.
🔹 Дизайнер – создает визуальный контент для соцсетей.
🔹 Таргетолог – настраивает и оптимизирует рекламные кампании.
🔹 Менеджер по работе с блогерами – отвечает за взаимодействие
с ними.
🔹 Комьюнити-менеджер (модератор) – взаимодействует
с аудиторией.
🔹 Видеопродакшн – если нужны регулярные съемки (не просто сторис). Тут тоже, кстати, может быть несколько человек: оператор, продюсер, монтажер, сценарист.
В отделе могут быть все вышеперечисленные, но возникает вопрос: какие цели стоят в рамках стратегии по SMM и с какими задачами будут работать специалисты? На какой стадии находится сейчас бизнес?
✅ Стартапу не нужен комьюнити-менеджер, если нет даже страниц в соцсетях.
👗 Локальному бренду дизайнерской одежды вполне хватит SMM-менеджера с привлечением других специалистов «под задачу».
🍽 Ресторану, который успешно использует UGC-контент, нет необходимости держать на фулл-тайм дизайнера и копирайтера.Во всех случаях важно умение выстроить процесс максимально эффективно и контролировать результат.
📌 Вывод: нет универсального состава SMM-отдела. Важно не просто набрать людей, а продумать их реальную эффективность для бизнеса.
Расскажите в комментариях: как у вас организована работа с SMM? Есть ли ощущение перегруза или, наоборот, нехватки рук?
Я Витя, ex-Head of SMM с опытом 6+ лет. Помогаю навести порядок в маркетинговых, креативных, digital- и SMM-команда, делаю аудит подрядчиков по SMM. Создаю системы онбординга, провожу воркшопы, помогаю оценивать эффективность SMM инхаус и подрядчиков из агентств, переписываю регламенты и пересобираю команды.