Чем грозит популярность TikTok

Клиповое мышление и перспективы.

C начала 2018 года TikTok стабильно находится в числе самых загружаемых приложений в мире.

Только в США сервисом коротких видео пользуется более 100 млн человек, в России за два года число пользователей увеличилось в семь раз. По прогнозам AppAnnie число пользователей приложения достигнет миллиарда пользователей к 2021 году.

Чем грозит популярность TikTok

Популярность TikTok не только принесла с собой кучу аналогов, но вновь открыла дискуссию о клиповом мышлении.

Что такое клиповое мышление?

«Клиповое мышление - это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризуются фрагментарностью, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира», — пишет кандидат психологических наук Т.В. Семеновских.

А если говорить проще, то это отрывочное восприятие информации: выделение отдельных фрагментов в ущерб целостному восприятию.

В одной из главных статей по клиповому мышлению американского журналиста Николас Карр сравнивает его со «стаккато», приводя в пример комментарий одного из своих респондентов: «Я больше не могу читать «Войну и мир». Я потерял способность делать это. Даже сообщение в блоге больше, чем в три или четыре абзаца - это слишком много для понимания. Я просматриваю это».

Само понятие появилось в середине 90-х годов и изначально обозначалось как «клиповая культура». Через этот термин философ и футуролог Элвин Тоффлер описал особенность восприятия информации обществом технологически развитых стран через короткие и яркие образы клипов эпохи MTV.

С развитием интернета, появлением новых технологий и средств коммуникации ежедневный объем создаваемой и транслируемой информации возрастает в геометрической прогрессии. По оценке Андреаса Вайгенда, специалиста по BIG DATA, объем социальных данных (то есть данных, созданных в некоммерческих целях — записи в блогах, посты, фотографии) удваивается каждые восемнадцать месяцев. Через пять лет объем социальных данных возрастет примерно десятикратно, или на порядок, а через десять лет он увеличится примерно в 100 раз». А сама информация становится товаром, утилитарным ресурсом, который можно добывать и перерабатывать в промышленных масштабах.

Ускорение темпов жизни, кратное возрастание объемов «перевариваемой» информации создают сложности для восприятия. Человеческий мозг не справляется с таким объемом, идет по пути наименьшего сопротивления: выбирает наиболее простые способы восприятия информации вместо целостного, последовательного восприятия.

Почему это плохо?

При клиповом мышлении человек не осознаёт контекст и исходную суть информации, а видит лишь отдельные фрагменты. Происходит упрощение усваиваемой информации, воспринимаются только поверхностные образы без осмысления взаимосвязи между ними. У человека замыливается способность строить линейные логические связи, так как фрагменты и образы не оседают в сознании, а с большой скоростью заменяются новыми.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Как итог — вместо просмотра постоянное переключение TV каналов, мелькание рекламных роликов, пролистывание бессодержательных постов и видеороликов в соцсетях. Вместо литературы – чтение заголовков, комментариев, кратких содержаний. Вместо восприятия смысла — эмоции.

Так ли всё плохо?

Ещё на старте зарождения клиповое мышление не пинал только ленивый — за рассеивание внимания и поверхностность восприятия. Время показало, что не все так однозначно.

- Многозадачность за счёт поверхностного внимания;

- Быстрое переключение внимания между разнородными информационными данными, ускорение реакции

- Больший охват информации за меньшее время;

- Возможность быстро выйти из текущего информационного погружения, без чувства незаконченности, и зайти вновь в любое время и с любого места.

«Как и любой адаптационный механизм клиповое мышление выполняет свои задачи. Оно является логичным ответом на современную цифровую среду и, если говорить о главной цели, то защищает мозг от перегрузок, но за это приходится платить свою цену», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

Негативные стороны.

- Снижение способности к анализу полученной информации.

- Слабая способность к выявлению линейности причинно-следственных связей.

- Невозможность концентрации на любой задаче, требующей длительного внимания.

- Пониженная эффективность при обучении и снижение качества усвоенных знаний.

- Ослабление способности к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Люди в целом становятся равнодушными и бесчувственными.

- Резко возрастает восприимчивость к манипулированию и чужому влиянию.

Чем грозит популярность TikTok

При этом было бы неправильно говорить, что люди, воспитанные в среде являются интеллектуально бедными – как уже было сказано, часто они владеют куда более востребованными в цифровой среде навыками, например многозадачностью и умением быстро переключаться.

Однако есть информация о том, что представители западных элитных кругов для своих детей выбирают все же классическое образование с максимальным отказом от интернета и социальных сетей.

Они формируют у своих детей «понятийное», а не «клиповое мышление». И парадокс в том, что в большей степени ограничивают своих детей от интернета и «гаджетов» представители именно технологически продвинутые элиты, как, например, ученые «Силиконовой долины».

Как побороть.

Для этого, в первую очередь необходимо читать, но не короткие тексты. Обсуждать прочитанное, составлять свое мнение.

Дискутировать спорить, аргументировать свою позицию, ибо в споре не только рождается истина, но и нарабатываются навыки выявления логических связей для аргументации.

Искать ответы в первоисточниках - книгах, энциклопедиях и переводить иностранные тексты со словарем, вырабатывая навыки самостоятельного поиска.

Пытаться подвергать системному анализу наиболее яркие фрагменты информации (клипы) - короткие тексты и комментарии, фотографии и «демотиваторы», видеоролики и т.п., всё то, что вызывает наибольшие эмоции и мотивирует к каким-либо действиям. Например: Какие эмоции вызывает этот клип? Почему именно эти эмоции? Для чего автор это изготовил? Какими первоисточниками можно проверить информацию? Это достоверная информация? Если достоверная – то откладываем в память, если нет – отбрасываем и забываем.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Потом мозг научится автоматически сортировать информацию, так как алгоритмы создания манипуляционного контента одинаковые. И большая часть информации в потоках новостей, медиа, социальных сетей, не говоря уже о рекламе – не имеет ни ценности, ни смысла.

Заключение.

В оценке явления «клипового мышления» нет однозначности. Всё зависит от роли, которую играет каждый человек.

Если оценивать наличие такого мышления у исполнителей или управленцев начального уровня, то это преимущество. Например, на поле боя солдату или офицеру не нужно строить плана генерального сражения, а необходимо мгновенно охватывать всю оперативную обстановку, вычленять из нее наиболее важные фрагменты и быстро реагировать на происходящие изменения. То же касается и исполнителей в любой другой сфере деятельности, будь то менеджер, трейдер или инженер.

Для «генерала», занимающегося стратегическим планированием, клиповое мышление совершенно лишнее. Ему необходимо именно понятийное мышление, умение глубоко анализировать и выстраивать сложные логические связи, учитывая особенности взаимосвязей между видами и родами войск, техники и т.п. Так же, как и руководителю высшего звена, необходимо умение долгосрочного планирования с учётом огромного количества факторов и их взаимосвязей.

А что касается алармистов, беспокоящихся о судьбе нового поколения и влиянии технологий на мышление, то они были и будут всегда.

На заре зарождения книгопечатание и газетное дело также подвергалось критике, в том числе из-за влияния на молодежь. И даже французский философ Альбер Камю считал, что большой поток книжной информации привел к тому, что теперь «читают больше, чем размышляют». Однако книгопечатание стало главным топливом эпохи Просвещения.

«Вообще и до интернета люди стремились делать меньше или, говоря терминами, к оптимизации усилий. В этом нет ничего необычного или неправильного, более того — за этим желанием стоит весь прогресс. Но теперь, как и к другим продуктам прогресса, необходимо к этому адаптироваться. И нам, как первопроходцам, предстоить выстроить новую парадигму восприятия информация в цифровом мире — основанную на самоцензуре, критическом восприятии и здравом смысле», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

Что придет на смену коротким видео из TikTok и как наше мышление переформатировал интернет нам (а скорее нашим потомкам) ещё предстоит осознать. Но уже сейчас ясно, что процесс этот неоднозначный и необратимый.

55
19 комментариев

Горжусь собой, прочитал статью от и до, так что, клиповое мышление, сегодня не твой день 😅
А если серьезно, довольно интересная статья, спасибо большое 🙏

4
Ответить

Это первый раз за год произошло?

Ответить

Вывод прост - не больше 30 минут в день тиктока

Ответить

у тебя в цифре 3 лишняя

3
Ответить

Я сам начал замечать, что длинные тексты стало труднее воспринимать. Возможно еще потому что я больше визуал. 
Поэтому предпочитаю обучающие видеоролики, чем тексты. Лучше для восприятия.

1
Ответить

Ещё подкасты очень годная альтернатива текстам. Моешь посуду, делаешь свои дела и параллельно слушаешь что-то образовательное.

Ответить

В любом случае тик ток станет ещё популярнее чем был. Да клиповое мышление это в какой то степени плохо, но ничего с этим не сделаешь. Все подростки сейчас там и им это нравится. 

1
Ответить