Откуда у «ботаника» появились такая смекалка, коммерческая жилка и большое количество денег на покупку любых мало-мальски перспективных стартапов? Дело заключается не только в трудолюбии, целеустремленности или сметливости Марка. Просто он учился у лучших, о чем пишет
medium.com.
По стопам Гейтса
Источник: Flickr/thomashawk
Среди первых кумиров и примеров для подражания у Марка,
был сам Билл Гейтс:
Билл Гейтс управлял одной из тех компаний, у которых во главе угла была своя миссия: принести компьютер в каждый дом и на каждый стол. Есть компании, которые делают что-либо по-своему, но Microsoft поставили себе цель другую: изменить мир и порядок вещей. Это меня вдохновляло очень сильно.
Филантропия Гейтса тоже оказалась заразительной для Марка: он один из первых примкнул к его программе Giving Pledge. Образ Гейтса, связанный с его работой в компании и подходом к решению задач, Марку тоже импонирует.
Чтобы доминировать на рынке операционных систем, в Microsoft тесно сотрудничали с IBM и Intel, чтобы побороть основных конкурентов, копировали чужие наработки и технологии, Что-то делали по аналогии, что-то выкупали у других компаний. С появлением графического интерфейса и ОС Windows 3.0, а также пакета офисных приложений, компания Билла Гейтса стала фактическим монополистом, постепенно вытеснив остальных конкурентов (и завершив этот процесс релизом собственного веб-браузера).
Марк Цукерберг действовал похоже. В 2008 году инновацией в мире социального контента был стартап FriendFeed. Это был настоящий социальный агрегатор контента из разных источников, и там была своя система комментирования, которую потом успешно скопировал только-только вышедший в открытое плавание Facebook.
Даже «лайк» Facebook позаимствовал у предшественника, а затем и вовсе выкупил FriendFeed за $50 млн в 2009 году.
Учась у Пейджа
Источник: Flickr
Ларри Пейдж, будучи сооснователем Google,
стремился к простой и понятной цели, систематизировать всю информацию в мире и сделать доступ к ней быстрым и простым. Продукты Google, такие как ОС Android, карты или видео-хостинг YouTube , тоже служили этой же цели. Причем не все продукты и платформы компания разрабатывала сама: тот же YouTube был самостоятельным стартапом, который Пейдж с коллегами выкупил в 2006 году за $1.65 млрд. Карты и мобильную ОС тоже купили у сторонних разработчиков; но и собственные продукты успешно появлялись: вспомните хотя бы Gmail и Chrome. Чтобы добиться успеха, Пейдж использовал только лучшее ПО и самые перспективные разработки для своей аудитории.А если чего-то не было разработано, то оно покупалось.
Четка миссия появилась и у Facebook (пусть с самого начала ее и не было): дать людям возможность делиться информацией и оставаться на связи. Именно эта миссия и стала причиной покупки Instagram и WhatsApp.
В случае с попыткой купить SnapChat Цукерберг потерпел неудачу, но не отступил от «тактики Пейджа» в принятии решений о дальнейших сделках по скупке стартапов. Фото-шэринг сегодня — очень модная и востребованная тема, именно в этом направлении и работает команда Марка сейчас.
Команда Facebook стремится сделать мир подключенным и постоянно общающимся. При этом растет доля мобильных пользователей, равно как общая аудитория. По состоянию на декабрь 2013 года у Facebook ежемесячная аудитория составлял 945 млн чел для мобильных платформ. Для сравнения: у WhatsApp аудитория составляет 430 млн, а у Twitter — 241 млн.
Кроме того, Марк идет не просто в ногу со временем, а играет на опережение: вот зачем он купил Oculus VR, очевидно уповая на большое будущее виртуального общения.
И Безоса не обошел вниманием
Источник:
Flickr/donkeyhotey
Как всего за 10 лет Amazon стала ритейлером №1 в интернете? И чем еще будет известная компания в будущем? Своим облачным хранилищем на основе серверов AWS? Или читалкой Kindle? Джеф Безос построил всё это благодаря умению предвидеть будущее; и Марк Цукерберг идет по его стопам, купив Oculus VR.
Когда в 2006 году появилась платформа Amazon Web Services, было не очень понятно, как эта новинка вписывается в общую концепцию товаров и услуг компании. Ведь до того Amazon знали исключительно как онлайн-ритейлера. Ни о каких облачных технологиях тогда и речи идти не могло. С тех пор Безос запускал один инновационный продукт за другим: электронный ридер Kindle — в 2007-м, Amazon Instant Video — в 2012, Amazon Fresh — в 2013, Amazon Fire TV — в 2014; а скоро
обещает даже смартфон. Его продукты — не обязательно новые идеи, которые не существовали до того. Судите сами — вот сравнительная таблица запусков всех продуктов и гаджетов:
Безос отличился тем, что умел правильно угадать момент и определить, когда конкретно надо запускать тот или иной продукт, чтобы затраты на него окупились хорошими продажами для Amazon. А теперь посмотрим на Марка Цукерберга и его интерес к шлему-очкам Oculus Rift. Вот перед нами график
Google Trends, который иллюстрирует заинтересованность СМИ и онлайн-аудитории в технологиях виртуальной реальности:
Подобно Безосу, Цукерберг выбрал удачное время, когда интерес к слегка позабытой технологии середины «нулевых» снова возвращается. И теперь есть шанс встроить эту «старую новую» технологию в контекст других технологий и возможностей, которые есть у Facebook.
Но не уведет ли Марка увлечение социальными играми и новыми технологиями виртуальной реальности от основного бизнеса? Нет, потому что кое-чему Марк научился у Стива Джобса.
Джобса верный «сын»
Источник: Flickr
Стив Джобс
говорил:
Люди думают, что сфокусированность — это готовность соглашаться со всем, на чем вы сфокусированы. На это вовсе не так. На самом деле это — готовность отказаться от сотен других хороших идей ради одной выбранной. Просто надо тщательно выбирать. Я горжусь теми вещами, что мы не сделали, ровно так же, как теми вещами, которые были нами воплощены в жизнь. Инновация — это сказать «нет» тысяче вещей.
Умение Джобса отказываться от множества вещей привело к тому, что он сумел выбирать только самые важные продукты и решения, а затем доводить их до совершенства. Именно Джобс и Apple первыми начали отказываться от устаревших аппаратных решений в пользу новых, даже если на тот момент они казались революцией. Марк Цукерберг буквально
вторит Джобсу:
У меня к нему было множество вопросов о том, как создавать команду вокруг себя, как сосредоточиться на создании качественных и хороших вещей. Как оставаться сфокусированным.
Как же Марк собирается следовать заветам Джобса, если инвестирует в малопонятную сферу виртуальных технологий? Возможно, тут Марк Цукерберг применил заветы Джобса лишь в одном продукте: в самой компании и социальной сети Facebook.
С момента запуска в 2006 году лента новостей в Facebook претерпевала неоднократные изменения. Появление монстров вроде компании-разработчика социальных игр Zynga привело к засорению ленты уведомлениями от игр, что в конечном итоге привело к переработе всего алгоритма социальной сети в 2009 году, чтобы препятствовать «игровому спаму». И далее компания Марка снова переработала ленту, чтобы избавиться от потока мемов и всяких уведолмений от социальных приложений.
Бесконечный отказ от разных «модных» веяний в Facebook привело к созданию только идеальной модели подачи новостей и контента (хотя и теперь лента новостей
вызывает определенные нарекания).
Но кое-что умеет и сам Марк
Источник: Flickr/artist_karay
Марк Цукерберг — не просто ходячий подражатель, который бездумно копирует опыт разных гуру и компаний в собственной работе. Марк учился не только чужим успехам, но и на чужих ошибках. Чтобы не допустить тех же ошибок, что в свое время с новинками допустили компании, у которых он «учился», Цукерберг нанял Шэрил Сэндберг в роли СОО, чтобы контролировать все внедрения и процессы, связанные с инновациями социальной сети. Марк научился рисковать разумно, даже вкладывая большие деньги в проекты, польза от которых в текущей перспективе для Facebook не совсем ясна.
С первого взгляда может показаться, что Марк Цукерберг похож на того из двух сыновей в притче, который растратил весь отцовский капитал. Но если присмотреться к тем сделкам и различным изменениям, которые происходят в Facebook, то можно понять, что Марк — тот сын, который старательно возделывал поле и вкладывал деньги в дело. А значит, затраты Марка на стартапы в будущем оправдают все затраты, кажущиеся бездумными.